Предисловие
Получив приглашение на «Концерт в темноте», растерялась, потому что панически боюсь темноты и замкнутого пространства. А тут «два в одном». Рискованно. Однако любопытство одержало верх, и я решилась.
В гардеробе нас попросили сдать телефоны, часы и все светящиеся предметы. Пригласили в зал, к нему вели два ряда свечей на полу. Загадочно. В комнате – несколько рядов кресел. Разместились. Затем вышли ведущие, объяснили, что это ещё не тот зал, где будет идти концерт, в другой нас поведут гиды. Мы будем выходить и входить в темноту по десять человек.
И мы пошли «гуськом», левой рукой держались за плечо впереди идущего, а правой скользили по стене.
Темнота – кромешная. Был испуг, что оторвавшись от плеча человека впереди, упадёшь в бездну, из которой нет выхода… Только когда голос сказал «садитесь», ощутили кресла. Сели. Слышались голоса тех, кто шёл впереди нас. Не мы одни волновались.
Наконец всё стихло. Несколько мгновений привыкали. Казалось, что такого заточения не выдержать. И когда подступала паника, вдруг зазвучал голос, который читал до боли знакомое стихотворение Роберта Рождественского «Всё начинается с любви»:
Всё начинается с любви…
Твердят:
«Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!.. Всё начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребёнка –
всё начинается с любви.
Всё начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю…
Мужской голос обладал неземной красотой. Бархатный. Проникающий в сердце. Голос, которому веришь безоговорочно и безоглядно. В кромешной тьме, откуда нет выхода, он был надеждой и обещанием, силой и мудростью. Уже не существовало ничего, кроме него. Романтическая композиция, в которой звучали музыка и два голоса – мужской и женский, заполнила всё пространство вокруг, вошла в сердце. История встречи, в которой две души обрели счастье после потерь и разочарований, неверия и одиночества. Голос имел невероятную силу над каждым сидящим в зале, пробуждал давно забытые чувства; вспоминались слова любимых людей, встречи, которых не вернуть… Светлая печаль и сожаление. Очищение и солнечная надежда. Музыка, мелодии знакомых ретрохитов звучали так, будто слышишь их впервые. Возникали образы и фантазии, которые рисовало наше воображение. Было жаль расставаться с этим миром. Но мы встали и в кромешной тьме вышли в мир. Мы стали другими. Мы прошли своеобразный катарсис – очищение.
Послесловие
Потом те, кто ввёл нас в мир, доселе неведомый, вышли на свет, и мы, зрители, встретили их долго не смолкавшими аплодисментами. Вокалист и пианист Алексей Геращенко, его визави в музыкальной истории – Наталья Зайкина, гитарист Нозим Орифджонов, директор музея интеграции им. Николая Островского Игорь Думенко, начальник отдела социокультурных проектов и программ музея Евгений Арнопольский и гиды, которые сопровождали нас в темноту.
Обладатель бархатного голоса Алексей Геращенко на вопрос, что важно для него, ответил коротко: «Искусство спасёт мир. И он в душах людей. С него всё начинается, им всё заканчивается».
***
Наталья Зайкина:
– Всегда проживаю те жизни, которые заложены в сценарии. И в нынешнем проекте «Всё начинается с любви» тоже живу чувствами героини.
***
Евгений Арнопольский:
– В нашей команде все участники незрячие. У нас несколько программ, у каждой свой режиссёр, и поэтому они звучат по-разному. Либретто этого концерта написала незрячая Лариса Авцинова. Алексей Геращенко исполняет разную музыку – и ретро, и джаз, испанскую, итальянскую. К тому же он мультиинструменталист, играет на саксофоне, гитаре, фортепиано. По образованию – баянист, аккордеонист.
***
Ирина Скобелева, руководитель инклюзивных и образовательных проектов благотворительного фонда «ОМК-Участие»:
– Наш фонд уже 15 лет занимается вопросами инклюзии. Нам важно создать в Выксе такие условия, чтобы людям с инвалидностью и без было комфортно жить вместе. Летом прошлого года мы привозили спектакль с участием глухонемых, и тогда многие открыли для себя их мир. В своё время «Концерт в темноте» поразил меня, когда в прошлом году попала на «Эрника в темноте». У меня началась паника, хотела убежать. Зазвучала музыка, страхи пропали, я поняла: когда ты на свету, внимание рассеивается, темнота же помогает сконцентрироваться. Тогда с коллегами решили, что проект достойный, необходимо познакомить с ним выксунцев. Долго работали над ним, было много сложностей с помещением, но мы рады, что всё получилось. И зрители совершили путешествие в темноте по волнам своей фантазии.
***
В завершение я задала несколько вопросов Игорю Думенко:
– Из кого состоит ваша команда?
– Это ребята, которые ослепли в процессе жизни, они имеют зрительные образы. Но без таланта, без искры божией невозможно стать замечательным музыкантом. Можно быть технически грамотным, но без души музыка мертва.
Музей имени Николая Островского, в котором мы базируемся, находится в историческом месте Москвы, в особняке XVIII века. Наш проект существует с 2018 года. Это была новая ступень в развитии. Мы практиковали создание разных инклюзивных проектов. А учитывая то, что у нас есть отдел по работе с незрячими, и плюс к тому – музей носит имя Николая Островского, который писал свой роман будучи слепым, решили в 2018 году сделать проект «Концерт в темноте».
Не каждый профессионал способен в течение часа исполнять музыку в темноте, не видя ни инструмента, ни нот, ни клавиатуры! А незрячие готовы и творчески, и эмоционально.
– Но это, тем не менее, выше понимания!
– Наши артисты – люди, потерявшие зрение в процессе жизни. Они имеют представление о мире, его многообразии, о цветах. Они получили образование, у них отличная профессиональная составляющая. Все специалисты отдела – слепые. И только один – зрячий. В жизни бывает всё наоборот: среди зрячих – только один слепой. Мы ведём работу, связанную с цифровой доступностью сайтов разных
музеев. Есть гиды, которые помогают окунуться в новое измерение искусства. Репертуар разнообразен. Есть классическая музыка, инструментальная, народная, этническая, национальная, и мы можем исполнять её на свету и в темноте. Есть свой сайт «Концерт в темноте».
В этом году получили грантовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив. Сформировали пять инклюзивных концертных программ, с максимальным включением в них незрячих артистов, тех, кто занимался сценарным планом, писал либретто, чтецов, музыкантов, гидов – и все они незрячие. Дали пять концертов с выездом в Санкт-Петербург, в Тулу.
– В чём смысл ваших концертов в темноте?
– Темнота – это то условие, которое делает вас архитектором, который может всё, что вашей душе угодно, что ваша фантазия может себе позволить.
– Большое спасибо вам и вашему музею, что приехали в наш город, подарили невероятные ощущения! Ваш концерт стал для нас воплощением слов бессмертного Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
До новых встреч!
Гиды, сопровождающие в темноту
О проекте "Концерт в темноте" рассказывает Ирина Скобелева
Играют незрячие гитарист Нозим Орифджанов и пианист Алексей Геращенко
Елена Липатова. Фото с сайта «Виртуальная Выкса»