Русский архитектор русского стиля

account_circle
visibility
Имя нашего земляка будет носить новая улица Выкса была богата талантами всегда. Сегодня мы вспоминаем родившихся в нашем городе ещё в бытность его селом Ардатовского уезда Нижегородской губернии и прославивших...

Имя нашего земляка будет носить новая улица

Выкса была богата талантами всегда. Сегодня мы вспоминаем родившихся в нашем городе ещё в бытность его селом Ардатовского уезда Нижегородской губернии и прославивших свою малую родину. Среди них – Алексей Максимович Горностаев, блестящий архитектор и художник.

Из семьи самородка
Он появился на свет в 1808 году. Даровитый род Горностаевых в XIX веке дал России пятерых зодчих, четверо из которых стали академиками. Отец семейства, Максим Перфильевич, – самородок, сумевший талантами и трудолюбием дослужиться от крепостного мастерового до главного управляющего Выксунских металлургических заводов И.Р. Баташёва. За «неусыпные труды» он получил от хозяина вольную для всей своей семьи. Свободными стали и его жена, и дети.

Алексей был младшим, на момент смерти отца в 1809-м ему было всего несколько месяцев. Воспитание он получил в семье отставного генерала Д.Д. Шепелева, зятя И.Р. Баташёва. Необыкновенно талантливые рисунки мальчика попались на глаза гостившему у Шепелева историку Петру Свиньину, который и убедил воспитателей ребёнка в необходимости дать тому художественное образование.

По городам и весям
В 1822 году Алексей был отправлен на обучение в Москву к Доменико Жилярди, давнему другу семьи Баташёвых-Шепелевых, который в своё время перестраивал знаменитый дворец Баташёва на Швивой горке (Москва), переданный после заводчиком в приданое любимой внучке Дарьюшке, ставшей Шепелевой. Средства на жизнь Горностаев зарабатывал, служа копиистом. Оставив это занятие, в 1826-м он переехал в Санкт-Петербург, работал в Царском Селе, а после получил предложение от Свиньина поехать в качестве опытного рисовальщика в путешествие с ним по России. Литератор и художник три года подряд объезжали страну. Рига, Митвау, Ревель, Карелия… Горностаев изучал и рисовал встречавшиеся на пути памятники русской древности и прочие достопримечательности. Были сделаны сотни эскизов и рисунков. Итогом совместной поездки послужила книга «Картины России» П. П. Свиньина с гравюрами по рисункам А. М. Горностаева.

В академики – через Италию
По окончании вояжа Алексей Максимович поступил в Царскосельское дворцовое управление архитекторским помощником к профессору А. П. Брюллову. Александр Павлович остался доволен помощником, отмечая особо его художественный талант. Брюллов добился для молодого Горностаева, выдержавшего на тот момент конкурс в Императорскую академию художеств, заказа на иллюстрирование альбома Башуцкого «Виды Петербурга». Получив за выполненный заказ немалые деньги, в 1834 году Горностаев уезжает на четыре года в Италию с рекомендательным письмом к Карлу Брюллову от братьев живописца Александра и Фёдора. О тёплых встречах прославленного художника и будущего архитектора свидетельствует известный портрет А. М. Горностаева, написанный К. П. Брюлловым в Болонье вдохновенно и с особой проникновенностью.

За границей Алексей Максимович пополнил своё художественное образование. Он писал в Риме акварельные виды внутренней отделки замечательных церквей, изучал в Сицилии памятники византийско-араб-ского зодчества и сочинил проект реставрации храма Юпитера в Помпее. За эти работы Академия художеств в 1838 году присудила ему звание академика. Попутно он посетил главные города Германии и Швейцарии.

С верностью древним традициям
Вернувшись в Россию, Горностаев служил архитектором в Министерстве внутренних дел. По его проектам возведены постройки в Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом и на острове Валаам. Среди более поздних строений – Успенский собор в Хельсинки, крупнейший православный храм в Северной Европе.

Практическую архитектурную деятельность Горностаева условно можно разделить на два периода. В течение первого, занимаясь строительными работами по тем ведомствам, в которых служил, а также постройками для частных лиц, он держался общераспространённого стиля эпохи Возрождения и отчасти помпейского вкуса. Но в конце 1840-х годов его талант принял совершенно иное направление благодаря представившимся новым возможностям. Художник-архитектор принял на себя задачу по постройке церквей и монастырских зданий на острове Валаам и в Троицко-Сергиевской пустыни близ Санкт-Петербурга. Изобретая для этих сооружений формы, более соответствующие их характеру, нежели формы банального Ренессанса или казённого псевдовизантийства, он прибёг за образцами к отечественной архитектурной старине. Однако он не копировал её памятников рабски, а самостоятельно разрабатывал проекты на основе имеющихся данных и гармонично комбинировал их с элементами не чуждого им романского стиля. Таким образом, был создан тип построек изящных, проникнутых русским духом, открывший для последующих художников путь к дальнейшей разработке стиля, служащего прямым продолжением древнерусского зодчества.

В этом стиле Горностаевым на Валааме сооружены церковь св. Николая на Крестовом островке, святые ворота и часовня на Главном острове, церковь в скиту, гостиница для приезжих богомольцев, церковь на Предтеченском острове и кельи на Никольском. В Троицко-Сергиевской пустыни – прелестная церковь при трапезе (с применением стиля византийско-арабских базилик Палермо) и святые ворота с двумя корпусами келий. Кроме того, в Санкт-Петербурге им построена часовня на Невском проспекте, у Гостиного двора, и превращён в характерное здание древнерусского стиля безобразный дом подворья Троицко-Сергиевской лавры. Наконец, им составлены проекты усыпальницы князя Дмитрия Пожарского в Суздале и православного собора в Гельсингфорсе, осуществлённые уже по кончине даровитого зодчего его учениками.

Жизнь после смерти
Великий архитектор скончался в 1862 г. и был похоронен в Троице-Сергиевой Пустыни. Осталась большая семья. Вдова, Клара Львовна Женари, пережила мужа на тридцать лет. Род продолжили четверо сыновей и четыре дочери. Одна из младших, Рахиль, ушла из жизни аж в 1941-м, через восемь десятков лет после кончины отца.

Остались и ученики. Коллежский советник, профессор Академии художеств Алексей Максимович Горностаев до конца жизни был преподавателем начертательной геометрии, перспективы и теории теней. За время работы в академии он воспитал ряд известных архитекторов, работавших в псевдорусском стиле (И.П. Ропет, В.А. Гартман, И.С. Богомолов, Ф.С. Харламов).

Осталась память. Знаменитого архитектора, истинного возродителя национального стиля в новейшем русском зодчестве, своего земляка помнит Выкса. Его именем названа улица в новом микрорайоне.

Татьяна Снегирева По материалам сайтов www.dic.academic.ru, www.rulex.ru, www.edidic.ru Фото из открытых интернет-источников