Село старинное – жизнь современная

visibility
В марте село Туртапка отмечает юбилей – 450 лет. Это одно из самых древних поселений района. Первым начал собирать материал о селе коренной житель историк, краевед Владимир Силаев. Многолетняя его работа вышла в свет в виде скромной брошюры. Владимир Леонтьевич считал, что не важно, в каком формате, лишь бы на пользу было.

От Борисоглебского монастыря…

Первое письменное упоминание о Туртапке относится к далёкому 1570 году, когда этот населённый пункт Унженского стана Муромского уезда был ещё в статусе деревни и название у него тогда было иное.

Вкладная грамота, находящаяся в 281-м фонде Российского государственного архива древних актов (РГАДА), гласит, что муромские помещики Борисовы – Василий и Авдотья – подарили деревню Туртапино Борисоглебскому монастырю «по своих родителях и по своих душах впрок без выкупа в наследие вечных благ». Важная деталь – перед передачей в монастырское владение деревня не была новообразованной, а значит, Туртапка на самом деле гораздо старше своего официального «возраста». К сожалению, точная дата образования неизвестна, не сохранились и данные о первых поселенцах на здешних землях. 

Однако есть и другие данные по теме. Выдающийся советский и российский археолог Отто Николаевич Бадер во время раскопок на озере Глубоком (расположено примерно в километре от Туртапки) в 1976 году обнаружил древнее селище славян, относящееся примерно к XII веку, то есть люди жили здесь более 800 лет назад! Реконструкция событий показала, что племена, населяющие эти места, не были кочевыми, а жили на здешней территории и последующие столетия.

Зимой 1678 года в деревне насчитывалось шесть крестьянских дворов с общим числом местных жителей 35 человек, и пять бобыльских дворов, где проживало 17 человек.

В результате секуляризации в 1764 году Туртапка перестала числиться за Борисоглебским монастырём и обрела статус государственного населённого пункта, перейдя несколько позже в подчинение Муромского окружного управления государственных имуществ Владимирской губернии. Об этом факте В.Л. Силаев пишет следующее: «Деревня Туртапка никогда не была помещичьей, поскольку на здешних песках урожайность была низкой, и поэтому не нашлось охотников брать на себя эту нищенскую деревню».

До отмены крепостного права в 1861 году Туртапка находилась в ведомстве государственного имущества. На тот момент деревня входила в Чаадаевскую волость Навашинского общества Муромского уезда, а чуть позже перешла в состав Липенской волости Муромского уезда Владимирской губернии.

Находилась она между графскими землями и лесами Прасковьи Сергеевны Уваровой, которой принадлежали Карачарово, где она жила, а также Змейка, Липня, Саваслейка, Большое Окулово.

Графиня Уварова в 1897 году на свои средства построила школу в Туртапке, а спустя четыре года – в Змейке. Навещая детей, она привозила им конфеты, а особо отличившихся награждала книгами и даже самоварами.

Население Туртапки росло, и окружённое со всех сторон помещичьими владениями, испытывало острую нужду в земле. В 1840 году была предпринята попытка получить разрешение на пользование пустошью Гридиной, отходившей при размежевании земель в Нижегородскую губернию. Известно, что она находилась на расстоянии 150 саженей от села, то есть немногим более 300 метров. Из старожилов лишь Михаил Петрович Рыжов слышал о Гридиной, но где та находилась, не знал. Вероятнее всего, пустошь давно вошла в территорию села и название её затерялось в памяти потомков. Правительствующий Сенат, рассмотрев дело «Об отыскиваемой крестьянами деревни Туртапки в своём владении пустоши Гридиной» заключил: «Владимирской губернии Муромского уезда деревни Туртапки казённым крестьянам в иске их пустоши Гридиной в дачах Нижегородской губернии Ардатовского уезда Ризадеевской волости настоящей отказать».

Отмена крепостного права привела к развитию капиталистических отношений в деревне. Не обошло это и Туртапку. В 1887 году в ней имелось два смоляных и дегтярных заведения, мелочная лавка. В 1914 году – смоляное заведение, две кузницы, две бакалейные и мелочная лавки.

Поимённый список домохозяев Туртапки за 1908 год свидетельствует о дальнейшем расслоении села, имущественном неравенстве, бедности её жителей. Домохозяевами называли тех, кто имел свой дом или квартиру для своей семьи. Чтобы прокормиться, приходилось заниматься промыслами. В «Материалах по оценке земель Владимирской губернии» за 1913 год, сообщается, что в Туртапке 139 лиц занимались заготовкой и вывозкой леса, принадлежавшего графине Уваровой, 14 лиц плели лапти, 6 значились разнорабочими на заводе. Среди женских промыслов стояли прочерки, кроме одной графы «Нищие и шляющиеся» – 6 единиц.


Село старинное – жизнь современная

Раньше это был детский сад. Сейчас храм блаженной старицы Матроны Московской

       

Село старинное – жизнь современная

 В этом колодце самая вкусная в округе вода


В наследство досталась история  

Село старинное – жизнь современнаяКак живут и чем заняты потомки тех, кто пахал землю, растил детей, работал в совхозе, кому дороги и земля, на которой живут, и традиции отцовские? Нельзя объять необъятное, нельзя встретиться с каждым из ныне живущих, а потому решили поговорить с теми, кто является старожилами здешних мест. 

Председатель совета ветеранов села Татьяна Храмова рассказывает: 

– Жизнь меняется в лучшую сторону. Уже 15 лет в наших домах газ. Молодёжь возвращается в село. Дома раскупают. Детей рожают. Малышей много, а детского сада нет. Он в посёлке Дружба. И Дома культуры нет. А какой был клуб! Какие праздники, какие концерты, вечера проводились там! Я помню, как мы отмечали 425-летие Туртапки! Это было на Масленицу, в марте, народу собралось – всё село! И концерты, и конкурсы, и народные игры! А сегодня хоть клуба и нет, зато хор гремит на всю округу. В Тамболесе прошёл фестиваль военной песни «Поклонимся великим тем годам», наш хор привёз четыре грамоты!

А 5 апреля выступаем на областном фестивале военной песни. Масленицу в этом году тоже провели широко и весело. Туртапка преображается, и дороги более-менее приведены в порядок, уличное освещение есть. А летом – какая красота в каждом палисаднике! Сколько цветов на улицах! Наша Нина Козлова стала победителем конкурса «Деревенское подворье». Народ старательный, добрый, и на помощь сельчане всегда придут. 

Мы в своё время выступали против строительства мусороперерабатывающего завода. Место очень красивое! И если бы там построили завод, то вся красота полетела бы в тар-тарары. Мы тогда объединились, собирали подписи, ездили в Нижний, четыре суда прошли. Точку в этой истории поставили военные из Саваслейского гарнизона. 

Наши общие усилия увенчались успехом.



Этот фермер коня на скаку остановит

Даниил Рыжаков, молодой фермер:

– Считаю, что заниматься сельским хозяйством можно только по велению души. Да, здесь не надо искать выгоды, здесь твоя жизнь. Да, трудно, утром встаём – и за вёдра, вечером – опять за вёдра. И так круглый год. 

Летом ещё раньше надо вставать, потому что коров надо подоить, выгнать на пастбище, пригнать, опять подоить и так далее. В этом году построю ещё и молочную кухню, буду заниматься сырами, осваивать домашнее производство, для этого придётся нанимать работников. Молоко от коров нарасхват, бывает, самим приходится за ним в магазин бежать. Сейчас у меня три коровы, думаю ещё две завести. В дальнейшем планирую двор расширить и коровник больше сделать, на 10 голов. 

– Что нужно для успешного ведения хозяйства?

– Любовь к животным и желание этим заниматься – больше ничего. Часто говорят, что финансовая составляющая важна, а я считаю, что главное – желание, а деньги всегда найдутся. У моего помощника Кирилла так и произошло. 

Кирилл Мочалин: 

– Я помогаю Даниилу, приезжаю из Кулебак. Познакомились через друзей, и теперь затянуло. Люблю животных, ухаживать за ними. Уже не могу без этой работы. 

Село старинное – жизнь современная

Даниил на областных соревнованиях по конному спорту

       

Село старинное – жизнь современная

Стадо молодого фермера пока малочисленно. Но в планах – расширение хозяйства


Лучше Туртапки нет места на земле

Так считают и коренные, и приезжие жители села.

Село старинное – жизнь современная

Мария и Владимир Астафьевы: – Самым памятным событием в жизни стало то, что газ в село провели! А до этого печки топили, дрова пилили-кололи, воду носили. Туртапка дорога мне тем, что это родина моя. На озеро Глубокое пойду – там детство прошло, оно мне дорого. Это всё моя малая родина. Ещё памятное событие – война закончилась, отец с фронта вернулся. Мне было 13 лет. 

      

Село старинное – жизнь современная

Галина Рыбакова: «Сюда приехала в 19 лет после окончания Ардатовского сельскохозяйственного техникума. Год работала бригадиром в Туртапинском отделении совхоза, потом перешла на свинокомплекс. Вышла замуж. Жили с родителями мужа. Он поступил учиться в Арзамасский техникум, а я осталась. И свёкор, и свекровь относились ко мне как к дочери. Очень хорошие люди, да других я и не встречала. 42 года проработала на свинокомплексе. Муж был управляющим совхоза «Туртапский». Отличный руководитель, умный хозяйственник, так о нём говорили. Но трагическая случайность оборвала его жизнь. Дом, в котором живу, родительский. Мы с мужем переехали в него после их смерти, да так и остались здесь. У нас двое сыновей. Они уже взрослые, имеют свои семьи. Интересно, что и они выстроили свои дома здесь же, неподалёку. Так совпало, что внуки родились в один день, только с разницей в год. Праздник двойной. 

Туртапку люблю, считаю себя коренной жительницей. Здесь настолько хорошо и спокойно, что это признают все, кто приезжает сюда. Вот по соседству со мной живёт семья из Мурманска. Купили домик, подремонтировали, и каждое лето проводят здесь. Им не нужны другие места, полюбились наши»

Село старинное – жизнь современнаяМарина Строкань: «Приехала в Туртапку в 1990-е годы. До этого жила на Дальнем Востоке в городе Амурске. Меня поразили в деревне деревянные дома (никогда не видела в жизни), русская печка, колодец. Думала, что не привыкну. Стала работать сначала в магазине, потом на почте и поняла, что таких добрых людей в городе не встречала. Сейчас родней Туртапки для меня места нет»







Использованы данные из публикаций Владимира Силаева и Дмитрия Макарова. Фото автора и из архивов респондентов. Особая благодарность за помощь в подготовке статьи краеведу Антонине Волковой