Сергей Рыжов, который долгое время возглавлял Совет отцов гимназии №14, работает ведущим специалистом производственно-диспетчерского отдела дивизиона труб большого диаметра. Его старшей дочери, Полине, уже 18 лет, двойняшкам Веронике и Герману в ноябре исполнится девять.
– Разговор хочется начать с Совета отцов. Насколько, по-Вашему, важно, чтобы родители тесно сотрудничали с учебным учреждением, где учится ребёнок?
– Родители в принципе не должны перекладывать свою ответственность на школу. Совет отцов – это как раз одна из форм взаимодействия школы, детей и родителей. И в гимназии, помимо Совета отцов, есть и родительский комитет, и Совет гимназии.
– В чём состоит задача Совета отцов?
– Задач много. Структура Совета охватывает несколько направлений: физкультурно-спортивное (привлекаем детей к занятиям спортом, проводя совместные соревнования, волейбольные матчи), военно-патриотическое (стараемся, чтобы дети знали историю своей страны, участвовали в таких акциях, как «Бессмертный полк»), хозяйственно-бытовое (помогаем школе по хозяйству, привлекая к этому детей, например, собирали шкафы для кабинетов).
– Сейчас, мне кажется, практика такова, что детей реже, чем раньше, привлекают к труду на благо школы, причём только с разрешения родителей. Вы, очевидно, наоборот за то, чтобы ученики убирали классы, чистили парты и т. д.?
– Да. Когда человек приходит на всё готовое, у него теряется ответственность за это «готовое». Техничка сегодня убралась, завтра уберётся тоже… А вот когда ты приходишь в класс, который убрал твой товарищ (и ты это знаешь), то уже не будешь мусорить.
– Немногим раньше Вы сказали, что родители не должны перекладывать свою ответственность на школу. Где проходят границы этой ответственности?
– Зоны ответственности в этом случае разграничить сложно. Просто если в воспитании ребёнка есть серьёзные упущения, нельзя винить только родителей или только школу – действия должны быть совместными. Даже если по какому-то предмету пошли плохие оценки, разбираться надо всем вместе.
– А за хорошие оценки детей поощряете?
– Морально – хвалим.
– Требовали от старшей дочери, чтобы была отличницей?
– Нет. Находясь в Совете отцов, я часто общался с учителями, понимал, насколько ответственно мой ребёнок относится к урокам, каковы критерии оценок и т.д. И никогда не настаивал на том, чтобы она стремилась получать только пятёрки. Пусть лучше посвятит время изучению тех предметов, которые ей ближе и интереснее, к которым душа лежит…
– В школьную жизнь младших детей так же сильно вовлечены? Они ведь в другой школе учатся.
– Стараемся, причём вовлекаем их и в жизнь гимназии – и в соревнованиях всей семьёй участвовали, и в походы ходили.
– В воспитании детей в чём-то руководствуетесь опытом своих родителей?
– В любой ситуации стараешься вспомнить себя в детстве, как ты реагировал на ту или иную ситуацию. Вспоминаешь и реакцию родителей. И примеряешь всё это на взаимоотношения со своими детьми. Когда ты ребёнок, любое наказание кажется несправедливым, считаешь, что зря ругали. А сейчас понимаешь – и правильно ругали, выводы из этого сделал.
– Стараетесь разделять с детьми их увлечения?
– Поддерживаем. Старшая у нас в своё время и плаваньем, и настольным теннисом занималась, музыкой по классу фортепиано, а потом электрогитару освоила. Младшие сейчас в театральную студию ходят, до этого интересовались шахматами.
– Эта активность – по Вашему почину или они сами захотели попробовать?
– Что-то предлагали мы, к чему-то они проявляли самостоятельный интерес. Подталкиваем их, конечно, направляем: если выбрал кружок или секцию, надо прийти туда больше пары раз. Не получается – надо разобраться, почему. Душа не лежит – тогда попробуй себя в другом.
– Но вот музыкальная школа, в которой училась Полина, наверняка была родительской идеей?
– Да, но она втянулась. И на электрогитару пошла уже сама.
– Насколько сейчас Вы сохранили влияние на её жизнь? 18 лет – взрослый человек уже.
– Полина поступила в Российский государственный педагогический университет имени Герцена в Санкт-Петербурге. Будущий филолог. Конечно, она советовалась с нами в выборе вуза и сейчас продолжает спрашивать наше мнение по тем или иным вопросам. Так что, думаю, влияние мы на неё оказываем.
– Подростковый бунт пережить довелось или всё прошло спокойно?
– Он у нас пришёлся на окончание музыкальной школы по классу фортепиано, тогда же попало «под расправу» плавание, которое она бросила…
– Что посоветуете родителям, дети которых сейчас находятся в так называемом трудном возрасте?
– Во-первых, терпения. Во-вторых, чаще разговаривать со своим ребёнком и быть дипломатами – гнуть свою линию исподволь, без агрессии. Очень важно уметь не идти на поводу.
– Как считаете, родитель обязан контролировать все сферы жизни ребёнка или у него должны оставаться свои секреты и секретики?
– Если контролировать ребёнка жёстко – ты идёшь сюда, потом должен во столько-то прийти домой, ни шагу влево, вправо, то не секретики появятся, а настоящие секреты и тайны. Правильнее контролировать в том смысле, что – «держать руку на пульсе».
– Получилось наладить доверительные отношения с детьми, чтобы они сами захотели что-то рассказать на ушко?
– Младшие сейчас обращаются со своими проблемами и за советом. По опыту воспитания старшей дочери стараешься действовать мягко. Дети зачастую не обо всех возникших сложностях могут поговорить и сформулировать проблему, но постоянно разговаривая с ними, наблюдая, ты сам можешь натолкнуть их на какую-то мысль, помочь найти выход из ситуации, понять, в чём заключается трудность.
– Сложно быть папой двойняшек? Возраст один, но мальчик и девочка – они абсолютно разные наверняка.
– Абсолютно разные по характеру. И мы стараемся воспитывать их как индивидуальных личностей.
– Подвигаете сына на то, чтобы планировал пойти по вашим стопам на ВМЗ?
– Скорее, склоняем его к военному образованию. Морально готовим к поступлению в суворовское или нахимовское училище.
– Тут, наверное, нужно и самим морально подготовиться – отпустить ребёнка?
– Первый раз в этом году двойняшек отправили в летний лагерь. Переживали, как всё сложится.
– Какие традиции стараетесь в семье сохранить и передать детям?
– Уважение к старшим. Одна из сложившихся традиций – активно отдыхать всей семьёй, например, зимой приезжать на турбазу, кататься на лыжах, потом париться в бане.
– Помимо уважения к взрослым, какие качества важно воспитать?
– Чувство ответственности за себя и свои поступки.
– Как эти понятия можно объяснить маленьким детям?
– На примерах. Если тебе кто-то пообещал дать почитать книжку, но не дал – тебе же это не понравится? Тогда и ты выполняй свои обещания. Если ты безответственно подошёл к подготовке урока, то в итоге будет неприятно тебе, нам, учительнице. Или – представим, что я не пошёл на работу, мне не дали зарплату, мы не купим тебе коньки. Хорошо будет? Вот так доступно и объясняем.
– Какими Вы видите своих детей лет, например, через 20?
– Счастливыми, с собственными семьями, детьми. Добьются карьерного роста – хорошо, но главное, чтобы в их доме всё было гармонично.
Газета «Выксунский рабочий» является участником Всероссийского проекта «Быть отцом!»,
инициированного Фондом Андрея Первозванного, интернет-журналом «Батя» и издательством «Никея».
Фото из архива семьи Рыжовых