Сергей Рыжов: Дети должны вырасти счастливыми

account_circle
visibility
Сегодня о секретах мужского воспитания мы поговорим с папой, очень активно задействованным в школьной жизни детей.

Сергей Рыжов, который долгое время возглавлял Совет отцов гимназии №14, работает ведущим специалистом производственно-диспетчерского отдела дивизиона труб большого диаметра. Его старшей дочери, Полине, уже 18 лет, двойняшкам Веронике и Герману в ноябре исполнится девять.

– Разговор хочется начать с Совета отцов. Насколько, по-Вашему, важно, чтобы родители тесно сотрудничали с учебным учреждением, где учится ребёнок?

– Родители в принципе не должны перекладывать свою ответственность на школу. Совет отцов – это как раз одна из форм взаимодействия школы, детей и родителей. И в гимназии, помимо Совета отцов, есть и родительский комитет, и Совет гимназии.

– В чём состоит задача Совета отцов?

– Задач много. Структура Совета охватывает несколько направлений: физкультурно-спортивное (привлекаем детей к занятиям спортом, проводя совместные соревнования, волейбольные матчи), военно-патриотическое (стараемся, чтобы дети знали историю своей страны, участвовали в таких акциях, как «Бессмертный полк»), хозяйственно-бытовое (помогаем школе по хозяйству, привлекая к этому детей, например, собирали шкафы для кабинетов).

– Сейчас, мне кажется, практика такова, что детей реже, чем раньше, привлекают к труду на благо школы, причём только с разрешения родителей. Вы, очевидно, наоборот за то, чтобы ученики убирали классы, чистили парты и т. д.?

– Да. Когда человек приходит на всё готовое, у него теряется ответственность за это «готовое». Техничка сегодня убралась, завтра уберётся тоже… А вот когда ты приходишь в класс, который убрал твой товарищ (и ты это знаешь), то уже не будешь мусорить. 

– Немногим раньше Вы сказали, что родители не должны перекладывать свою ответственность на школу. Где проходят границы этой ответственности?

– Зоны ответственности в этом случае разграничить сложно. Просто если в воспитании ребёнка есть серьёзные упущения, нельзя винить только родителей или только школу – действия должны быть совместными. Даже если по какому-то предмету пошли плохие оценки, разбираться надо всем вместе.

– А за хорошие оценки детей поощряете?

– Морально – хвалим. 

– Требовали от старшей дочери, чтобы была отличницей?

– Нет. Находясь в Совете отцов, я часто общался с учителями, понимал, насколько ответственно мой ребёнок относится к урокам, каковы критерии оценок и т.д. И никогда не настаивал на том, чтобы она стремилась получать только пятёрки. Пусть лучше посвятит время изучению тех предметов, которые ей ближе и интереснее, к которым душа лежит…

– В школьную жизнь младших детей так же сильно вовлечены? Они ведь в другой школе учатся.

– Стараемся, причём вовлекаем их и в жизнь гимназии – и в соревнованиях всей семьёй участвовали, и в походы ходили.

– В воспитании детей в чём-то руководствуетесь опытом своих родителей?

– В любой ситуации стараешься вспомнить себя в детстве, как ты реагировал на ту или иную ситуацию. Вспоминаешь и реакцию родителей. И примеряешь всё это на взаимоотношения со своими детьми. Когда ты ребёнок, любое наказание кажется несправедливым, считаешь, что зря ругали. А сейчас понимаешь – и правильно ругали, выводы из этого сделал.

– Стараетесь разделять с детьми их увлечения?

– Поддерживаем. Старшая у нас в своё время и плаваньем, и настольным теннисом занималась, музыкой по классу фортепиано, а потом электрогитару освоила. Младшие сейчас в театральную студию ходят, до этого интересовались шахматами. 

– Эта активность – по Вашему почину или они сами захотели попробовать?

– Что-то предлагали мы, к чему-то они проявляли самостоятельный интерес. Подталкиваем их, конечно, направляем: если выбрал кружок или секцию, надо прийти туда больше пары раз. Не получается – надо разобраться, почему. Душа не лежит – тогда попробуй себя в другом.

– Но вот музыкальная школа, в которой училась Полина, наверняка была родительской идеей?

– Да, но она втянулась. И на электрогитару пошла уже сама.

– Насколько сейчас Вы сохранили влияние на её жизнь? 18 лет – взрослый человек уже.

– Полина поступила в Российский государственный педагогический университет имени Герцена в Санкт-Петербурге. Будущий филолог. Конечно, она советовалась с нами в выборе вуза и сейчас продолжает спрашивать наше мнение по тем или иным вопросам. Так что, думаю, влияние мы на неё оказываем.

– Подростковый бунт пережить довелось или всё прошло спокойно?

– Он у нас пришёлся на окончание музыкальной школы по классу фортепиано, тогда же попало «под расправу» плавание, которое она бросила…

– Что посоветуете родителям, дети которых сейчас находятся в так называемом трудном возрасте?

– Во-первых, терпения. Во-вторых, чаще разговаривать со своим ребёнком и быть дипломатами – гнуть свою линию исподволь, без агрессии. Очень важно уметь не идти на поводу.

– Как считаете, родитель обязан контролировать все сферы жизни ребёнка или у него должны оставаться свои секреты и секретики?

– Если контролировать ребёнка жёстко – ты идёшь сюда, потом должен во столько-то прийти домой, ни шагу влево, вправо, то не секретики появятся, а настоящие секреты и тайны. Правильнее контролировать в том смысле, что – «держать руку на пульсе».

– Получилось наладить доверительные отношения с детьми, чтобы они сами захотели что-то рассказать на ушко?

– Младшие сейчас обращаются со своими проблемами и за советом. По опыту воспитания старшей дочери стараешься действовать мягко. Дети зачастую не обо всех возникших сложностях могут поговорить и сформулировать проблему, но постоянно разговаривая с ними, наблюдая, ты сам можешь натолкнуть их на какую-то мысль, помочь найти выход из ситуации, понять, в чём заключается трудность.

– Сложно быть папой двойняшек? Возраст один, но мальчик и девочка – они абсолютно разные наверняка.

– Абсолютно разные по характеру. И мы стараемся воспитывать их как индивидуальных личностей.

– Подвигаете сына на то, чтобы планировал пойти по вашим стопам на ВМЗ?

– Скорее, склоняем его к военному образованию. Морально готовим к поступлению в суворовское или нахимовское училище.

– Тут, наверное, нужно и самим морально подготовиться – отпустить ребёнка?

– Первый раз в этом году двойняшек отправили в летний лагерь. Переживали, как всё сложится.

– Какие традиции стараетесь в семье сохранить и передать детям?

– Уважение к старшим. Одна из сложившихся традиций – активно отдыхать всей семьёй, например, зимой приезжать на турбазу, кататься на лыжах, потом париться в бане.

– Помимо уважения к взрослым, какие качества важно воспитать?

– Чувство ответственности за себя и свои поступки.

– Как эти понятия можно объяснить маленьким детям?

– На примерах. Если тебе кто-то пообещал дать почитать книжку, но не дал – тебе же это не понравится? Тогда и ты выполняй свои обещания. Если ты безответственно подошёл к подготовке урока, то в итоге будет неприятно тебе, нам, учительнице. Или – представим, что я не пошёл на работу, мне не дали зарплату, мы не купим тебе коньки. Хорошо будет? Вот так доступно и объясняем.

– Какими Вы видите своих детей лет, например, через 20?

– Счастливыми, с собственными семьями, детьми. Добьются карьерного роста – хорошо, но главное, чтобы в их доме всё было гармонично.


Газета «Выксунский рабочий» является участником Всероссийского проекта «Быть отцом!»,
инициированного Фондом Андрея Первозванного, интернет-журналом «Батя» и издательством «Никея».


Фото из архива семьи Рыжовых