Шеф, директор, босс, начальник...

account_circle
visibility
Всё для вас, о вас в ваш праздник! У меня – супербосс! Устами младенца Улыбнись

Так и хочется перефразировать строку из популярной песни: «Просто я работаю …начальником», ведь действительно, должность руководителя сродни искусству, требующему порой невозможное воплощать в реальность.

«Быть боссом – это круто», – думают многие. Однако лишь единицы готовы постоянно жить работой, всецело подстраивая под неё свою личную жизнь, выкладываясь по полной без отдыха, а порой и сна, неся ответственность за деятельность всей организации, за каждый шаг её сотрудников и благополучие находящихся в подчинении людей…

Хоть и импортный, но не случайный 16 октября – дата ежегодного официального празднования Международного дня босса в России.

Ещё в 1958 году Патриция Хароски, работавшая секретарём в компании State Farm Insurance Company, предложила ввести в их организации традицию ежегодно отмечать день шефа (National Boss Day).

В 1962 году этот праздник был официально утверждён губернатором штата Иллинойс Отто Карнером. Первоначальная идея заключалась в том, что работники поздравляют своего начальника и благодарят его за доброту и честность, проявленные в течение года. С тех пор ежегодно 16 октября праздник приносит радость в рутинную обстановку контор и офисов не только США, но также Великобритании, Австралии, Южной Африки и многих других стран.

В Россию этот самый День босса привезли с собой в качестве памяти о далёкой родине многочисленные иностранные топ-менеджеры, руководящие нашими соо-течественниками практически во всех отраслях. Что поделаешь – действующая с петровских времён привычка предпочитать заграничных мастеров своим, местным, процветает и поныне. И теперь вместе с различием в высоте карьерной лестницы российским работягам приходится пре-одолевать ещё и препятствия в виде национального менталитета. Будем надеяться, что День босса – это как раз тот импульс, который позволит кое-что исправить в повседневной жизни руководителя и его подчинённых.

В нашем округе очень много успешных и грамотных руководителей, глядя на которых подрастающее поколение мечтает стать такими же уверенными в себе, целеустремлёнными и настоящими профессионалами своего дела. Мало кто задумывается, что за всей этой деловитостью и успехом стоит огромная кропотливая работа над собой, непрерывный процесс повышения уровня знаний, приобретения новых навыков. Легко ли быть начальником? – такой вопрос мы задали выксунцам, занимающим руководящие должности. Вот какие ответы получили:

 

Игорь Матюков, глава местно-го самоуправления округа:

– Однозначно, быть руководителем нелегко. Во-первых, это работа с людьми – работа сложная, потому что у каждого свой характер, своя ситуация, своё настроение. А цели у коллектива общие. И задачей руководителя является направить людей на решение этих единых вопросов. Во-вторых, руководитель принимает решения и несёт за них ответственность. И чем выше статус, больше масштаб – тем выше и ответственность. Спецификой работы на муниципальном уровне как раз является высокая степень ответственности перед жителями округа, избирателями. Очень непросто порой бывает принять решение, которое будет непопулярным, но правильным. 

 

 

Татьяна Николаевна Наумова, директор Центра детского технического творчества:

– Когда как, бывает по-разному. С коллективом, который я возглавляю, в целом легко. Всё идёт слаженно, так как все сотрудники стремятся к достижению творческих целей.

 

 

Игорь Раев, глава администрации округа:

– Считаю, во главу угла каждый руководитель должен ставить человеческий фактор. Только тогда работа будет выполнена с должным качеством, если ею занимается тщательно подобранная команда единомышленников-профессионалов, убеждённых в правильности своих действий, нацеленных на результат. Одна из важнейших задач для руководителя – сформировать её таким образом, чтобы результаты труда говорили сами за себя.

Администрация работает для всего населения округа, значит, работает с людьми. Привлечь выксунцев к максимально полному участию в процессе принятия решений – тоже непросто. И руководитель исполнительной власти должен открыто и честно, убедительно отвечать за выполнение совместных решений перед всем народом.

 

 

Сергей Филиппов, управляющий директор ВМЗ:

– Любая деятельность или должность будет человеку в тягость, если он не обладает необходимыми знаниями, силами и желанием этим заниматься. Лично у меня таких проблем нет.

 

 

Александр Азов, директор средней школы №6:

– Руководителем всегда быть непросто, особенно тем, кто пытается выбирать свой путь развития школы, во многом отличный от общепринятого.

В наше время работать трудно, прежде всего, из-за обилия различных отчётов, бесконечных проверок.

Мы фактически своими штрафами отвечаем за огрехи политики наших властей (высокие задачи ставят, средств достаточных не выделяют, а за результат жёстко спрашивают). Это очень отвлекает от основной работы директора школы – организовать эффективную работу педагогического коллектива по образованию подрастающего поколения.

 

 

Александр Сизов, начальник радиотелеви-зионной станции Выкса:

– Самое трудное – работать с хорошими специалистами. Люди все разные, при этом могут быть сложными по характеру, но гениальными в своей работе, а таких в моём коллективе много.

Оценить творческий труд каждого в отдельности (при почти одинаковых заработных платах), убедить человека в правильности моего выбора и поощрения – это очень сложно.

 

 

Дмитрий Трусов, выксунский городской прокурор:

– Ни один руководитель не скажет, что легко им быть. Прокурорская форма накладывает определённые обязательства, ответственность и предъявляет требования к поведению. От себя требую объективности и взвешенности, прежде всего, в своих действиях и в своих решениях. Не навреди, не спровоцируй, не дай повода усом-ниться в законности действий. Несмотря на те недостатки, которые мы выявляем, выксунцы понимают, что мы работаем не для того, чтобы вставлять палки в колёса, а чтобы их жизнь проходила только в единой связке с законом. Стараемся проинформировать, что может быть в случае его нарушения.

 

 

Вячеслав Филатов, генеральный директор ЗАО «ПМК «Выксунская»:

– Тяжело ли быть руководителем? Думаю, тяжелее им стать. Чтобы встать во главе предприятия, необходима колоссальная работа. Труд, труд и труд. Плюс – обязательный профессионализм в своём деле. Плюс – обязательная любовь к этому делу. И, конечно, не обойтись без определённой доли удачи, которая, в конечном итоге, приводит к успеху.

Собственную успешность оценить непросто. Не всегда всё складывается так, как хотелось бы. Настоящий руководитель объективно оценивает положительные и отрицательные моменты деятельности своего предприятия, берёт на себя ответственность за исправление последних. И, в целом, выполняет свою работу добросовестно и качественно, требуя того же от коллектива.

 

 

Светлана Рудевич, директор МБУ «Молодёжный центр»:

– Главное, как мне кажется, уметь соблюдать золотую середину: не доводить контроль за работой коллектива до абсурда, но и не пускать дела на самотёк, оставаясь вечно «добренькой». Важно, чтобы у людей было желание работать. Особенно в нашей сфере, где мы буквально живём идеями. Когда люди трудятся с улыбкой, выкладываясь по полной, и самой хочется работать с большей отдачей. Мне с коллективом повезло, для каждого наша деятельность по-настоящему интересна. Поэтому, например, мои сотрудники с пониманием относятся к тому, что часто приходится работать по выходным. А я стараюсь идти им навстречу в других вопросах.

 

 

Виталий Абрамов, директор Выксунской детской музыкальной школы:

– Быть руководителем коллектива музыкальной школы – это огромная ответственность за детей, за педагогов, за школу, за её состояние, за свет, тепло, чистоту, комфортность и, главное, за качественное выполнение муниципального задания. Ты дипломат и проситель одновременно; хозяйственник и психолог; ты должен непременно держать слово, иначе тебе никогда не поверят. Быть руководителем всегда было трудно, а в наше время – особенно. Сколько приходится писать бумаг в разные инстанции, сколько договоров заключить, сколько согласований сделать! И всё – в ущерб преподавательской работе. Так что быть директором школы – трудно, ответственно и… вредно для здоровья.

 

 

Андрей Костров, генеральный директор ОАО «ДЗМО»:

– Быть всегда сложнее, чем казаться. Чтобы быть, нужно искренне любить дело, которым занимаешься, получать от него удовольствие. И не важно, что это за дело. Для меня это – менеджмент. При этом я не ощущаю себя начальником, а стараюсь делать всё возможное, чтобы предприятие работало результативно и эффективно в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

 

 

Наталья Липатова, начальник отдела загс г. Выкса:

– Быть начальником – большая ответственность, это набор качеств: личностных, внутренних, внешних, отвечающих запросам той или иной профессии. Необходимо не только быть требовательным к сотрудникам, но самому отвечать определённым требованиям – знать своё дело, уметь мотивировать людей, организовывать их. В коллективе должна царить спокойная атмосфера. Начальник призван не мешать рабочему процессу, а направлять его. Опыт начальствования у меня недолгий – отделом загс руковожу третий год. Учусь и совершенствуюсь в коллективе. Главное – хороший настрой, стараюсь его поддерживать.

 

 

Большинство людей, если их спросить, что они думают о своём начальнике, скорее всего, ненадолго впадут в ступор, подбирая слова и правильные прилагательные. Наверняка найдутся и те, кто с ходу скажет: «У меня – супербосс!». Однако работники журнала «Карьера» всё-таки смогли отделить зёрна от плевел и опубликовали на страницах своей «толстушки» 10 правил идеального босса. Итак, согласно опросу, босс великолепный – это:

1. Он не мешает работать. Звучит парадоксально, но в этом нет никакого противоречия. И действительно, что может быть более раздражающим и вызывать неприятие у подчинённых, чем ежеминутный мелочный контроль по любому, самому несущественному поводу.

2. Он создаёт комфортные психологические условия в команде и прекрасно владеет собой в любой ситуации. Под его началом работать легко и приятно. Но если должность начальника получил человек, не умеющий держать себя в руках, постоянный стресс гарантирован всем.

3. Ему не всё равно, что думают его подчинённые. Их мнение интересно и важно. Поэтому прежде чем принять какое-то серьёзное решение, он обязательно выслушает позицию каждого.

4. Для идеального босса важен один критерий – результат. Поэтому ему не столь интересно, когда и как вы будете делать свою работу – её просто нужно сделать вовремя и хорошо. Он обойдётся без промежуточных отчётов, однако не выпустит ситуацию из-под контроля.

5. Он всегда готов помочь и поделиться опытом. Причём будет делать это не в снисходительной манере, а дружелюбно. Однако лезть с советами и указаниями не станет.

6. Он не скрывает важную информацию. Его сотрудники всегда в курсе, с какими проблемами может столкнуться компания и чем это, собственно, грозит. О трудностях он говорит открыто и честно. Грядущие кризисы и возможные сокращения – скрывать такие проблемы нет никакого смысла, и мудрый начальник должен это понимать.

7. Он ценит своих сотрудников и помогает им строить карьеру, потому что осознаёт, что успех и будущее компании зависят от конкретных людей, в ней работающих. Одна из его целей – помочь людям раскрыться с лучшей своей стороны и вырасти в профессиональном отношении.

8. Он не забывает о материальном вознаграждении и делает это справедливо – за результат, а не за «красивые глаза».

9. Он видит главное. Для грамотного руководителя основными критериями оценки качеств подчинённых являются их профессионализм и самостоятельность в решении сложных вопросов. Таким подчинённым он готов простить многие мелкие грехи, например, непунктуальность и рассеянность.

10. Он ценит время сотрудников и не будет перегружать их дополнительной работой, если она не оплачивается.

Идеальные начальники существуют, и если ваш такой – вам фантастически повезло.

 

 

Дети – наше будущее. Все мы помним, как ещё маленькими мечтали стать пожарными, учителями, врачами… Времена меняются и теперь наши детки, прикинув, что к чему, мечтая о профессии, выбирают более респектабельные. Больше того, кто такой босс и «с чем его едят», знают едва ли не с младенчества. Итак, устами младенца глаголет истина…

Кирилл Подкустов, 6 лет:
– Босс – это тот, кто на заводе трубы проверяет. У него зарплата больше всех – 500 тысяч. Вырасту, точно стану директором. И хотя пока среди друзей шефов нет, скоро, думаю, начну с такими знакомиться.

Соня Лаврентьева, 3 года:
– Босс есть везде. И в садике тоже. И у меня дома. Это папа.

Аким Зверев, 6 лет:
– Кто боооосс? Знаю, конечно! Это самый главный на всех работах)))) Здесь босс – заведующая. Я бы хотел быть боссом в полиции. Стал бы на самолёте преступников ловить…

Богдан Грамотов, 6 лет:
– Начальник – это который увольняет и платит зарплату. Вырасту, стану боссом в строительной компании. Квартиры буду делать. Найму четырёх работников. Строгим не буду, но смотреть за ними надо.

 

 

Шеф, директор, босс, начальник...

Начальник – служащему:
– Вы уже пятый день подряд опаздываете на работу. Какой вывод я, по-вашему, должен сделать?
– Что сегодня пятница!

 

У шефа был доисторический мобильник «Сони эриксон» с полифоническим звонком. Он изрядно «запарил» весь офис восьмибитным саундтреком cупер-Марио, установленным на звонке. Год терпели и решили на день рождения подарить ему новый аппарат. Скинулись на какой-то среднебюджетный «Нокиа». Цветной экран, стереодинамики, mр3, mр4, чуть ли не флак. Шеф весь сияет, благодарит, обнимает. Надо было видеть наши лица, когда на следующий день у него из стереодинамиков громко, чётко и звонко полился всё тот же олдскульный восьмибитный Марио!

 

 

Проект Юлии Сиденьковой. Фото Ольги Поповой