Сиротам надо помогать…

account_circle
visibility
Давно известно, что помогать сиротам – дело нужное и благородное. Ребятишки, оставшиеся без родительской заботы и внимания, лишены самого главного – любви. Поэтому окружающие, те, кто неравнодушен, стремятся внести свой,...

Давно известно, что помогать сиротам – дело нужное и благородное. Ребятишки, оставшиеся без родительской заботы и внимания, лишены самого главного – любви. Поэтому окружающие, те, кто неравнодушен, стремятся внести свой, хоть зачастую и небольшой вклад: приносят в детские учреждения вещи, из которых их чада уже выросли, книжки, игрушки, и даже сладости. Казалось бы, обсуждать тут нечего – помогают чем могут. Однако недавно услышала мнение об обратной стороне подобной «заботы».

Олеся – выпускница детского дома. Ей 23 года. Она не захотела вдаваться в подробности, как и почему там оказалась. Цель нашего разговора была другой – обратить внимание выксунцев на то, какая, по мнению девушки, забота нужна детям-сиротам.
   – Давайте представим себе обычную, казалось бы, ситуацию. В детский дом приезжают гости с благотворительной целью – вручить детям подарки. Играет музыка, ребятишки танцуют и поют, все рады и довольны, как-никак подобные мероприятия в детдоме проходят нечасто. Работают видеокамеры, идёт съёмка на фотоаппараты (это, кстати, тоже важная деталь). Под занавес всех угощают сладостями и… на первый взгляд, всё хорошо.
   Однако давайте представим себе, как эту ситуацию видят дети: «Мы сироты, нас все жалеют, стало быть, получать блага можно не за что-нибудь, а бесплатно, только за то, что ты сирота».
   Такое восприятие жизни выработалось у меня примерно на втором году пребывания в детском доме. Постепенно сложился и стиль поведения «я – сиротка», который, как показала практика, оказался очень эффективным. Суть его в том, что когда ты демонстрируешь своё сиротство и одиночество, тогда можешь просить у окружающих что угодно (в разумных пределах, разумеется).
   Моё сиротство было способом уйти от ответственности, оправданием лени, отказом от выполнения поручений в школе и прочее.
   Но ничто не вечно под луной. Пришло время, и я вышла из детского дома в жизнь со всей её суровой реальностью. Нужно было учиться зарабатывать на существование, и тут пришло понимание – оказывается, мир мне ничего не должен, всего нужно добиваться самой. Вот тут выработанная ранее стратегия начала разрушаться, как карточный домик. А других-то нет!
   Не хочу искать виноватых в неправильном формировании стиля поведения детдомовца. Потому как считаю, что причина этого кроется в кратковременности внимания. Люди думают о «прямо сейчас», и прямо сейчас подарки детям – это здорово. А нужно научиться думать про «значительно вперёд».
   Отдавая себе отчёт в том, что заявленный тезис звучит, как минимум, странно, хочу подчеркнуть: речь идёт не о том, что детям не нужно дарить подарки. Просто у всех действий есть другая сторона. Для меня она оказалась вот такой. Но, уверяю, мой случай не единичный.
   Задумайтесь над тем, чего боль-ше всего не хватает детям-сиротам? Они, конечно, многого лишены. Но что самое существенное? Это не деньги, не одежда, не компьютеры – ведь множество обычных детей в семье порой живут в более худших условиях, чем сироты на государственном обеспечении. Воспитанники детских домов официально именуются «детьми, утратившими родительскую опеку». Главное, чего этим детям не хватает – опеки.
    Многие считают, что быть попечителем – это нечто недосягаемо-сложное, «не для простых людей», и вообще, «это всё страшно и непонятно». Позвольте с шаблонным мнением не согласиться.
   Существует много способов реальной помощи и не меньшее количество вариантов юридического оформления вашей заботы. Самое важное – научиться «далеко смотреть» и за каждым повседневным действием видеть возможное будущее ребёнка, который является частицей нации в целом.
   Потребность в общении испытывают абсолютно все, дети-сироты не являются исключением. Поэтому добавим к субъективному мнению Олеси комментарий специалиста, а именно – детского психолога Анастасии Бердниковой:
   – Нужно помнить про то, что детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентиры, жизнеспособность и целеустремлённость.
   Эти духовные качества не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной любви, когда у ребёнка возникает потребность быть преданным, сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремиться быть полезным окружающим.
   Поддержка детей-сирот – это не только забота об их физическом состоянии или умственном развитии, не только подарки и благотворительные акции, но и социальная адаптация детей-сирот к реальной жизни.