Служил на «Деятельном», видел «Славу» и гордость российского флота

visibility
Василий Сенечкин охотно говорил о кораблях, но о Колчаке – никогда «Cлава» «Деятельный» «Гром» «Новик» Хотите рассказать о своём родственнике – участнике I мировой войны? Звоните 3-43-66

Первая мировая война гораздо дальше от нас, чем Вторая, и потому менее известна и обсуждаема. Однако она так же затронула, а в большинстве случаев изменила судьбы миллионов.

Мир, в котором мы живём, во многом – её последствие. Солдатами той войны были и наши земляки, наши деды и прадеды. Своими воспоминаниями о деде, участнике Первой мировой войны Василии Дмитриевиче Сенечкине, с нами поделился Сергей Сидельников.

– Дед умер в 1976 году. Мне тогда было 20 лет, флотом я интересовался и сам тогда хотел стать моряком. Мы беседовали, обсуждали характеристики судов того времени. Рассказывал он много, наиболее ярко – о двух событиях. Одно из них – знаменитое Моонзундское сражение в октябре 1917 года, когда уже начался развал флота, но тот был ещё достаточно крепок, чтобы дать отпор неприятелю. В том бою в составе минной дивизии «Деятельный» принимал самое непосредственное участие. Эсминцы такого типа, хоть и небольшие, угольные, старенькие, во время Первой мировой войны выполняли роль рабочих лошадок. И прикрывали огнём, и доставляли мины и почту. Помню его рассказ о том, как был потоплен линкор «Слава», чтобы перегородить фарватер в Моонзундском проливе, когда русский флот покидал Рижский залив. Линкор получил пробоину и дальше идти не мог. 

Дед рассказывал и про последний бой миноносца «Гром». Когда тот был повреждён, его пытались взять на буксир, но не получилось. И очень страшные картины обрисовывал. Миноносец стоял бок о бок с канонерской лодкой, октябрь месяц, Балтика, холодно, идёт волна за волной, и моряки, спасаясь, перепрыгивают с корабля на корабль. Многие просто падали между бортами и погибали.

Волею судьбы эсминец, на котором служил дед, попал в эскадру, которая должна была принять участие в октябрьском революционном перевороте. Но «Деятельный» (и ещё один корабль) так и не дошёл до Петрограда – ввиду саботажа командира. Однако спустя время эсминец всё же встал на Неве.

Ещё один интересный факт: минной дивизией на Балтике, в составе которой был «Деятельный», в 1915 году командо-вал капитан первого ранга Колчак. Но про него дед мне ничего не говорил, тогда на эту тему было наложено табу.

Служил на «Деятельном», видел «Славу» и гордость российского флотаНеизгладимое впечатление на деда произвёл эсминец «Новик», названный в честь другого известного корабля, погибшего в русско-японскую войну. На момент вхождения в строй «Новик» показал рекордную (для всего мира) скорость в 37 узлов. По образцу этого эсминца строились впоследствии другие российские суда, корабли в Англии, Германии, США. Эту гордость флота дед лично видел и поделился такой историей. «Новик» заблудился в тумане и попал в расположение немецкой эскадры. Туман рассеялся, а посреди кайзеровских флагов – один андреевский. Мы тогда такую скорость показали, наверное, даже больше установленного рекорда…

В 1918 году «Деятельный» был направлен на Каспий, дед демобилизовался, но всё же оставался в революционном Петрограде, работал. Приезжал сюда, женился. Вместе с семьёй они ещё какое-то время жили в северной столице, но – голод, безработица. Они вернулись в Выксу: дед окончательно распрощался с флотом в 1921 году. Жил он в Досчатом, трудился на ВМЗ, потом на ДРО. Был награждён медалью «За доблестный труд» во время Второй мировой войны.

 

 

Моонзунд – пролив, соединяющий Финский и Рижский заливы. Моонзундское сражение – германская операция «Альбион», призванная уничтожить русский флот в Рижском заливе, захватить Моонзундский архипелаг и в последующем нанести удар по Петрограду.

Служил на «Деятельном», видел «Славу» и гордость российского флотаЛинкор «Слава» получил сильные повреждения на рейде Куйвасту и больше не мог пройти мелководье Моонзундского канала. Было принято решение затопить корабль, тем самым воспрепятствовав прохождению противника через фарватер на пути к Петрограду.

К 1917 году работы по углублению канала были прекращены. Глубина была доведена до 26,5 футов у южного входа – примерно до 8,08 метров. По техническим характеристикам, осадка у «Славы» была равна восьми метрам.

Русские корабли уходили в Финский залив, заградив фарватер потопленными судами и оставив у южного входа в пролив минные заграждения (Советская военная энциклопедия; А.М. Косинский «Моонзундская операция Балтийского флота 1917 года»; статья «Линкор «Слава» на «Корабельном портале»).

 

Служил на «Деятельном», видел «Славу» и гордость российского флотаЭскадренный миноносец «Деятельный» вошёл в состав первого дивизиона минной дивизии Балтийского флота в 1907 году. В годы Первой мировой вой-ны активно участвовал в боевых действиях на Балтике, во время Гражданской войны – на Каспии. В 1922 году эсминец сдан на хранение в Бакинский порт, а затем разобран на металлолом (Журнал «Мидель-шпангоут» №2).

25 октября 1917 года «Деятельный» вышел из Гельсингфорса вместе с эсминцами «Меткий», «Забияка», «Самсон» и сторожевым кораблём «Ястреб». Кораблям было поручено получить оружие и доставить его в Петроград. «Деятельный» и «Меткий» задержались в пути из-за саботажа командиров. Однако 1 ноября эти эсминцы встали на якорь у села Рыбацкого: ближайшие железнодорожные станции оказались в зоне их обстрела (Издание «Эскадренный миноносец «Новик»).

 

14 октября 1917 года произошёл тяжёлый бой у восточной части пролива Соэлозунд (между островами Эзель и Даго). У «Грома» были пробиты правый борт и днище. В Моонзунд, пришвартовавшись к левому борту, эсминец повела канонерская лодка «Храбрый». В один из моментов оборвались швартовы. В остановившийся «Гром» попало ещё несколько снарядов, корабль начал погружаться в воду. «Храбрый» подошёл к эсминцу вплотную, чтобы снять с него команду (Cтатья «Последний бой эсминца «Гром» на сайте «Клипер»).

 

Александр Васильевич Колчак в 1915-1916 годах командовал минной дивизией Балтийского флота. В капитаны первого ранга произведён в 1913 году.

 

Служил на «Деятельном», видел «Славу» и гордость российского флота«Новик» положил начало новому типу эсминцев, которые так и назывались – «новики». Его постройка началась в 1910 году и велась на добровольные пожертвования. Имя утвердил император Николай II. Корабль прошёл всю Первую мировую войну. Революция застала его в Гельсингфорсе, где «Новик» стоял на ремонте. До 1925 года находился в охранении. В 1926 году был перевооружён и получил новое имя «Яков Свердлов». В 1941-м затонул, подорвавшись на мине, в 10 милях от о. Мохни в Финском заливе (А.И. Сорокин, В.Н. Краснов. «Корабли проходят испытания»).

 

 

 

 

Ксения Абдулхакова.
Фото из архива С. Сидельникова и открытых интернет-источников