Сегодня, пожалуй, не каждый представитель молодого поколения сможет ответить на вопрос, что же такое БАМ, тогда как для старшего поколения БАМ – это их комсомольская молодость.
В этом году наша страна отмечает сразу две даты, связанные с одним из самых амбициозных проектов СССР – строительством Байкало-Амурской магистрали. Легендарный БАМ начали строить ровно 92 года назад, 13 апреля 1932 года. А 50 лет назад, в апреле 1974 года, возобновили работы, остановленные в начале 1960-х. Это стало вторым рождением БАМа и самым масштабным проектом 70-х годов прошлого века. Строительство железной дороги объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Туда хлынули тысячи комсомольцев.
Для советской молодёжи тех лет эта аббревиатура из трёх звонких букв была пропитана романтикой, стуком вагонных колёс, желанием сорваться с насиженного тёплого места и мчаться в неизведанные дали. Туда, «где багульник на сопках цветёт», чтобы в едином порыве возводить города, прокладывать тоннели, укладывать рельсы, до хрипоты петь комсомольские песни возле костра… Пусть тяжело, пусть гнус и мошка изводят донельзя, пусть во временных посёлках грязь по колено летом, а зимой морозы, небывало нещадные и невиданные. Но зато – такой энтузиазм вокруг, такое желание быть причастным к этой великой и грандиозной «стройке века»!
Промышленные предприятия страны соревновались за право обеспечивать своей продукцией строительство БАМа. Выксунский металлургический завод поставил более ста тысяч тонн труб для мостов и инфраструктуры ЖКХ во вновь создаваемых городах и более десяти тысяч железнодорожных колёс. Завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) отправил более двадцати дробилок для переработки камня в гравий и щебень, необходимый для отсыпки железнодорожной насыпи и путей.
В 1975 году издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу «100 интервью с советскими женщинами», среди которых были лауреат Ленинской премии народная артистка СССР Людмила Зыкина, лауреат Государственной премии доктор медицинских наук Зоя Миронова, лётчик-испытатель СССР Марина Попович. В книгу вошло и интервью с Любовью Чураевой, простой труженицей, строителем, бригадиром комсомольско-молодёжной бригады треста -10 «Металлургстрой» из Выксы.
Любовь Чураева родилась в деревне Ореховка Горьковской области. После окончания восьми классов Новодмитриевской школы поступила в только что открывшееся ПТУ-57. В 1968-м устроилась отделочником на промышленное и жилищное строительство Выксы. Работала на совесть, поэтому вскоре была назначена бригадиром комсомольско-молодёжной бригады. В дальнейшем её команда стала передовой.
В 1974 году по личной просьбе Люба и ещё одна выксунка Татьяна Савина были зачислены в первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд на строительство БАМа. Там Любовь работала и училась заочно в Иркутском строительном техникуме, активно участвовала в общественной жизни города Тында (куда попала вместе с отрядом) и управления строительства «Бамстройпуть». Без особого труда ей удавалось выполнять любые задания. Своей энергией и трудолюбием она заряжала окружающих. В этих суровых краях девушка встретила свою любовь, ведь комсомольские свадьбы – обычное дело для БАМа.
Позднее Любовь была назначена членом Тындинского горкома КПСС и обкома Благовещенска. Стала лауреатом премии Ленинского комсомола и была в числе первых, кто за свои трудовые заслуги в 1976 году получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Эта медаль считалась самой почётной и престижной в среде молодёжи тех лет. В 1985 году Любовь Чураева была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
В середине 80-х вернулась в Выксу, где продолжила строить, но уже здания для земляков. Любовь Семёновна не дожила до 50-летия БАМа, умерла в 2022 году. Ветераны комсомола вспоминают её с чувством светлой грусти.
В возведении БАМа приняли участие около 1000 горьковчан-строителей и водителей с их семьями. Среди первых героев, решительно променявших спокойную жизнь на родине на полную трудностей работу в заснеженной тайге, были и 60 выксунцев.
За прошедшие годы несколько поколений корнями вросли в сибирскую землю, продолжая и сегодня отдавать ей все силы и вкладывать душу.
Первичная организация ветеранов комсомола и Совет ветеранов округа выступили с предложением установить памятный знак в честь выксунцев – участников строительства Байкало-Амурской магистрали.
Александр Лазарев (второй слева в нижнем ряду) тоже принимал участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали
Для справки:
Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – дорога, пересекающая бескрайнюю тайгу, величественные горные хребты и широкие реки, дала стране второй выход к Тихому океану и открыла доступ к природным богатствам Сибири и Дальнего Востока. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
Общая протяжённость БАМа – 4324 км, из них более 1 тысячи км проложены в зоне вечной мерзлоты или высокой сейсмичности. Трасса пересекает 11 рек, 7 горных участков. В разные годы на всём протяжении БАМа построено 8 тоннелей, 142 моста, более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и посёлков.
Благодарим за помощь в подготовке материала и предоставленные фото Н.В. Буланькову