Свой долг перед Родиной выполняли свято

visibility
Считает полковник, лётчик, кавалер ордена Красной звезды За его плечами – полёты на реактивных самолётах и вертолётах, служба в Закарпатском, Закавказском, Дальневосточном, Московском, Одесском военных округах, Афганистан и Чернобыль. Награждён...

Считает полковник, лётчик, кавалер ордена Красной звезды

За его плечами – полёты на реактивных самолётах и вертолётах, служба в Закарпатском, Закавказском, Дальневосточном, Московском, Одесском военных округах, Афганистан и Чернобыль. Награждён орденом Красной звезды, медалями. Человек этот – полковник в отставке Владимир Луговской.
Когда мальчишке пришло время служить в армии, в военкомате, приняв во внимание его отменное здоровье, предложили идти не в армию, а, закончив Ростовский аэроклуб, поступить в авиационное училище! Кто из парней откажется от такой возможности? Никто! Да и время было особенное, 1964-й год. Мальчишки грезили полётами.

– Мне выпал счастливый билет, – рассказывает Владимир Иванович. – В лётном училище к курсантам требования были жёсткие. Год изучали только аэродинамику. К лётной практике подходили лишь после двух лет теоретических занятий. И начиналась лётная работа. Летали и днём, и ночью. Налёт после окончания училища составлял у курсантов 150 часов! Вот это была школа!

Владимир летал на самолётах типа Як-18, Л-29. Но в судьбе его произошёл крутой поворот.

– В то время, а это были 70-е годы, стала набирать обороты вертолётная авиация. Она была мобильна, компактна, не требовала больших аэродромов. Но основная её задача – поддерживать войска на поле боя, что мы и делали в Афганистане. Выполняли десантирования. Вели разведку. Обеспечивали всем необходимым войска.

– Чернобыль тоже прошёл особой строкой в вашей биографии?
– Да. Летал на вертолётах Ми-26, самых совершенных по тем временам. За день выполняли по три-четыре вылета. Засыпали реактор специальными смесями. Тогда даже не думали, какой опасности подвергаем себя. Был приказ. Мы его выполняли. Так было.

– Как сложилась ваша судьба?
– Перед отставкой служил на Украине. К тому времени налетал уже 4500 часов. Когда пришло время увольняться в запас, обратился в военкомат по месту призыва. Так, мол, и так, жильё нужно! В ответ: не раньше, чем лет через 10. В Выксе жила сестра. И как раз там строили дом для военнослужащих. В нём-то моя семья и получила квартиру. А работа? С год – на машиностроительном заводе, потом – завод корпусов, МЧС. Сейчас – настоящий пенсионер. Живём с женой в деревне. Купили небольшой домик в Досчатом, у реки. Сад, огород, рыбалка – вот такие нехитрые занятия отставного полковника.

– Ваша жизнь полна ярких событий. И всё-таки, какой самый памятный день?
– Первый самостоятельный полёт. Ты летишь. Сам! Огромная махина подчиняется тебе. Это было в 1966 году.

– Спасибо за рассказ. Здоровья Вам и Вашей семье, детям, внукам. Будьте счастливы!

Елена Липатова. Фото из семейного архива