Своими размышлениями по этому поводу он поделился на встрече с любителями выксунской истории в библиотеке «Отчий край», а потом в короткой беседе рассказал о своих догадках и размышлениях по этому поводу.
– Когда готовился к презентации, вспомнил и незабвенную Надежду Алексеевну Князеву, которая исследовала эту тему и много других. Меня всегда поражала её трудоспособность и дотошность. Размышляя и сопоставляя разные источники, сделал для себя маленькие открытия.
Всем известны фонтаны в Нижнем Новгороде на площади Минина и на территории ярмарки. Всегда думал, что фонтаны на ярмарке – литьё выксунское. Ан нет, на них стоит клеймо Алексинских заводов. А что фонтаны на площади Минина? На них вообще нет клейма! Так же как и на Триумфальной арке в Москве! Подумал: «Иногда отсутствие клейма – это, отчасти, и хорошо!».
Фонтан на пл. Минина. Работа сноведских мастеров
Алексинцы всегда отмечали свои изделия, будь то фонтаны или маленькие статуэтки. А вот баташевские мастера – не всегда. Наверное потому, что были уверены, что их узнают «по почерку»! Интересно, что на гвоздях есть клейма, а на больших предметах отсутствуют. Может быть, была какая-то своя причина? Техническая или иная? Или полагали, что их и так узнают? Самоуверенность?
Фонтан на ярмарочной площади (Алексинские заводы)
Логично считать, что ограду у дома Баташевых в Москве на Швивой горке отливали на выксунских заводах. По красоте и мастерству она не уступает ограде Летнего сада в Петербурге. И тут опять своя гордость: «Для столицы северной лучшие мастера делали, а баташевские виртуозы её блестяще повторили, привнеся в ритм решётки новые нотки!».
В Горном музее Петербурга выставлены предметы чугунного литья Гусевского и Сынтульского заводов. А наших, выксунских – нет. В музее Переславля-Залесского в качестве экспоната – бюст Петра I. Это копия с работы Растрелли. Но если итальянец сделал в бронзе, то у нас повторили в чугуне. Вновь гордость – «и мы не лыком шиты», или – «знай наших»!
Для себя я сделал вывод, что не всегда отсутствие клейма на изделии – доказательство того, что это не выксунские заводы. Были у мастеровых людей свои причины не обозначать место производства. Какие – предстоит выяснить.
Совместно с Еленой Столяровой нам удалось найти в Нижегородском архиве интересную информацию о том, что из выксунского парка в ночь с 30 на 31 декабря 1863 года украли бюст Ивана Баташева. Вора не нашли. Смутное было время. Конец эпохи собственников. К управлению заводами пришли англичане. И кто-то или позаботился о том, чтобы бюст основателя-благодетеля не попал в недобрые руки англичан, или решил до поры до времени припрятать его, а может быть, и закопать, как делали это всегда жители. Баташев был, несмотря ни на что, символом Выксы.
Дополняет краевед Елена Столярова: «В 70-е годы прошлого века в ходе экспедиции областных музеев были найдены чугунные отливки. То ли у жителей была традиция закапывать в землю ценные вещи, то ли они боялись разоблачений в годы репрессий, но то, что всё самое ценное закапывали, – факт. Были найдены камин, другие предметы – подсвечник, панно «Тайная вечеря» (точно такое же есть в нашем музее, очевидно, было отлито несколько копий), и все они находятся в Муромском краеведческом музее. Об этом рассказала его хранитель Марина Уколова. И тему выксунского художественного литья в запасниках музея, который сейчас на консервации, никто не изучал».
Ограда дома Баташевых в Москве на Швивой горке
Фото из архива библиотеки «Отчий край» и открытых интернет-источников