То взлёт, то посадка. Ныне - взлёт

account_circle
visibility
Знание истории своего Отечества – это культура. Знание истории своего края – это эрудиция. А соединение того и другого приведёт вас к размышлениям, за которыми последует анализ. Это я к...

Знание истории своего Отечества – это культура. Знание истории своего края – это эрудиция. А соединение того и другого приведёт вас к размышлениям, за которыми последует анализ. Это я к тому, что, знакомясь с историей отечественной металлургии – демидовской на Урале и баташёвской на р. Оке, сравнивая ход развития их предприятий, можно обнаружить некоторое сходство (кроме масштабов и интенсивности). Демидовские заводы тоже испытывали подъёмы производства и спады. Но там не происходило это на всех предприятиях с разной номенклатурой изделий одновременно, поэтому спады ощущались бессистемно и слабо. А вот выксунская металлургия более рельефно отображает цикличность своего железоделательного производства: развитие – рост – стабильность – спад.
   Конечно, уровни циклов не изолированы, а взаимоупорядочены, что и доказывает сложную картину производства. Проанализировать в этом аспекте выксунскую металлургию будет интересно, я думаю, и с точки зрения истории самой Выксы. Ведь её история – это металлургия.

Митинг на закладке свинокомплекса

   Напомню, что после раздела (1783 года) Ивану Баташёву достались заводы: Выксунский, Велетьминский, Унженский, Железницкий и Пристанской (Досчатое). Заводы были обеспечены сырьём и топливом. Они стали одними из крупнейших в центре России и по выплавке чугуна занимали третье место в государстве.
   Удобное географическое положение и выгодные транспортные пути способствовали втягиванию заводов в торговые отношения с большими городами и культурными центрами страны. Военные заказы (а Россия воевала тогда с Турцией и Швецией) способствовали развитию.
   Последовавшие в конце XVIII и начале XIX века модернизации и реформы заводов знаменовали активизацию первого восходящего производственного цикла. Удачный опыт постройки и применения паровой машины для доменного дутья в 1815 г. положил начало новому производству: в Выксе – паровых машин, на Сноведском – водяных насосов, токарных станков (ножной привод), плющильных машин, сукнопечатных и сукновальных машин.
   На Сноведском и Выксунских заводах в 1820-х годах широко осуществлялась рационализация и переоснащение производства. На Верхне-Железницком заводе ввели способ переплавки чугуна и обрезков железа в прочную сталь для производства кос.
   Чугунное литьё Сноведского завода отличалось высоким качеством. Именно сноведские мастера в 1832 г. отлили коней и фигуры богатырей для триумфальных арок в Москве и С.-Петербурге в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Но модернизация заводов никак не повлияла на процессы добычи руды, которые, как и 100 лет назад, были примитивными, опасными.
   В 1830-х годах на выксунских заводах впервые в России освоили горячее дутьё, резко сократившее расход угля и повысившее продуктивность домен.
   В 1840-х годах уже при Шепелевых на баташёвских заводах было налажено производство рельсов и деталей к паровозам и вагонам. Но с этого момента (в историческом понимании) кривая производственных циклов заводов пошла вниз. Кризис чёрной металлургии, вызванный резким сокращением спроса на русское железо (дорогое – в России и дешёвое – в Англии) привёл к затовариванию.
   Нет продаж – нет доходов. Даёт о себе знать недостаток оборотного капитала. Приходится отдавать в залог крестьян, имения, продукцию. В 1850-е годы бывшие баташёвские заводы были уже перезаложены (ими владел Торговый дом Барковых, посредник между металлургическими заводами центра России и рынком). Не спасло.
То взлёт, то посадка. Ныне - взлётМинистр чёрной металлургии П. Казанец (справа) проявлял интерес к реконструкции выксунского завода и часто выезжал на стройку

   В 1861 г. правительство объяви-ло публичные торги баташёвско-шепелевских заводов с условием погашения долга казне около 2,9 млн рублей.
   В 1865 г. Выксунское горнозаводское дело по приказу царя перешло в полное распоряжение Лондонского товарищества (плата за поражение в войне 1856 г.).
   Это товарищество, заботясь главным образом об извлечении прибыли из того, что досталось, довело выксунские заводы до банкротства. В 1880 году англичанам было выражено недоверие. А в 1881 г. выксунские заводы были переданы в аренду баварскому подданному Лессингу. Было создано «Акционерное общество Выксунских горных заводов».
   Акционерному обществу, кроме прочих, принадлежали Выксунский, Нижне-Выксунский, Сноведской, Велетьминский, Верхне-Железницкий заводы, Вильская проволочная фабрика, Досчатинский завод и заводы в Меленковском уезде.
   Производство было налажено. Началась восходящая волна производственного цикла. Главной задачей Лессинга было развитие производства. Он, вложив в предприятие 2 млн руб., сменил некоторые виды устаревшего оборудования, ввёл новшества в технологии, построил новые корпуса. Неходовые виды продукции заменил новыми. Стал выпускать железо, гвозди, рельсы, стальные болванки. Ряд предприятий закрыл: в 1891 г. – Сноведской завод, в 1895 – Велетьминский.
   Наибольшим изменениям подвергся Нижне-Выксунский завод. С 1892 года на нём началось мартеновское производство стали. В 1893 г. наладили прокатку рельсов и выпуск котельного железа. В 1895 г. в листопрокатном цехе установили мощную паровую машину в тысячу лошадиных сил, увеличившую производительность труда.
   Значительным изменениям подвергся и Верхне-Выксунский завод. В 1895 г. здесь установили воздуходувную машину, сократившую ручной труд. В 1897 г. построили литейную мастерскую, переоборудовали и расширили домну с паровой машиной, заменили печи на более совершенные.
   Подверглись реконструкции и проволочная фабрика в Виле, Вильский и Досчатинский заводы. Производство реконструировалось. Вместо энергии воды стали использовать нефть, торф, уголь. Однако в рудопроизводство ничего нового не было внедрено. Здесь технология оставалась прежней.
   Всё идёт хорошо. Но с 1900 года начались затруднения в сбыте металла и изделий из него. Приток капиталов оскудел. Лессинг, заложив имение в Выксе за 1800 тыс. руб., организовал выпуск новой продукции, пользующейся спросом: рельсы (Нижне-Выксунский завод); проволочные и подковные гвозди (Виля); листовое железо (Досчатое). Стали выпускать лопаты, а с 1907 г. началась прокатка труб.
   Но выксунские заводы имели и имеют ряд существенных уязвимых мест: истощение природных ресурсов; удалённость от транспортных путей (водный транспорт уже неперспективен); перебои с топливом.
   Это не могло не сказаться на благополучии предприятия. И хотя в российской промышленности с 1908 года начался подъём, на выксунских заводах производство шло на спад, на это повлияли и внешние обстоятельства.
   Началась война. Антанта (Англия, Франция, Россия) против стран Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция). В 1915 г. было принято высочайшее повеление «О ликвидации торговых предприятий, принадлежащих неприятельским подданным». Выксунские заводы стали передаваться из рук в руки: 1915 г. – «Особое правление Выксунских Горных заводов», 1917 г. – «Управление шоссейных дорог МПС», а в 1918 г. выксунские заводы включены в производственное объединение машиностроительных заводов «Сормово-Коломна».
   Упало производство традиционных видов продукции и возросло – проволоки, конно-подковных гвоздей, дымогарных и газовых труб. Главным достижением заводоуправления (Управления всех выксунских заводов) в этот период стало строительство железнодорожных линий Димара – Бушуй; Виля – Рожнов бор; Козье болото – Ермишинская дача; Димара – Чувашинская дача. Завершена укладка широкой колеи Выкса – Навашино длиной 20 км. Перестроена на широкую колею линия Унор – Димара.
   Сразу после Гражданской войны (с 1922 г.) началась индустриализация страны: развитие энергетики, тяжёлого машиностроения, нефтеперерабатывающей промышленнности и т. д.
То взлёт, то посадка. Ныне - взлётГлавный инженер треста И. Мишунин, министр строительства СССР Г. Караваев, зам. председателя Совета Министров В. Дымшин, первый секретарь обкома Ю. Христораднов, управляющий трестом С. Зильберберг на стройке

   С реконструкцией выксунских заводов в 1920-е годы начался третий цикл производства и развития. Сначала подверглись модернизации доменные печи на Верхне-Выксунском заводе. На Нижне-Выксунском открыты вилопрокатный и мелкосортный цеха. Была построена газогенераторная станция, позволившая увеличить выпуск стали на 24 тыс. тонн в год. С перестройкой старых и строительством новых мартеновских печей производство стали выросло более чем вдвое.
   В 1928 году Приокский горный округ был упразднён. В группу Выксунских заводов вошли: Верхне-Выксунский завод с доменным, чугунолитейным, меднолитейным цехами; Нижне-Выксунский завод с мартеновским, листопрокатным, трубопрокатным, муфтовым, вилопрокатным,
мелкосортным, фасонолитейным цехами, а также Досчатинский завод с листокровельным цехом. Вся эта группа заводов стала называться Выксунским металлургическим заводом – ВМЗ.
   За годы II пятилетки (1928-32 гг.) завод подвергся значительным преобразованиям: возведены новый мощный мартеновский цех №2 и трубный цех №2. В листопрокатном, кроме установки новейших прокатных станов, построена новая нагревательная печь, поставлены четыре мостовых крана; в старотрубном цехе реконструированы два стана, электрифицированы клети кровельного цеха.
   С развитием и модернизацией производства развивался и город. Появлялись многоквартирные и многоэтажные дома, школы, дворцы культуры, спортивные сооружения, детсады и т. д. Город тоже развивался и рос. А как же иначе? Производственные мощности требуют тылового обеспечения. И оно шло в ногу с прогрессом.
   В связи со сложной обстановкой в предвоенные годы и начавшейся войной план развития ВМЗ на третью пятилетку реализовать было невозможно. Тем не менее сделали следующее: обновлён старомартеновский цех, прокатные станы переведены на производство штрипса для трубных цехов, введены пять газогенераторных шахт старомартеновского цеха, подстанция на Нижнем заводе, электрифицирован листопрокатный цех.
   До войны ВМЗ выпускал в основном трубы диаметром 76 и 125 мм и занимал второе место в Союзе по их выпуску. А по выпуску труб 76-51-25 мм – первое. Завод производил листовое и кровельное железо, а в производстве вил он оставался единственным в стране.
   Во время войны завод выпускал отливки броневой стали, спецтрубы для снарядов, кровати для госпиталей, шанцевый инструмент, снаряды.
   В послевоенное время были построены новые цеха, усовершенствована технология. Подверг-лись полной реконструкции мартеновские, прокатные, трубопрокатные, вспомогательные цеха. С 1959 года технологическим топливом на заводе стал мазут, а с 1963 – газ. Но именно в это время на ВМЗ наметился спад, обусловленный не только системой привозных ресурсов (сырьё и топливо), но, и технической и технологической отсталостью.
   Те предприятия, которые были возведены в годы индустриализации, получили мощное развитие за счёт передислокации из западных областей вглубь страны, с последующей их модернизацией, тогда как Выксунские заводы в своём техническом оснащении оставались на уровне 40-х годов.
   В начале 1960-х годов для ВМЗ забрезжила надежда заполучить новый современный цех по производству цельнотянутых труб и газовых баллонов, но его перехватили украинцы (Донецк). Тогда обиженные выксунцы – заслуженные металлурги-фронтовики, более 20 человек – обратились к главе Правительства Союза Никите Хрущёву с просьбой не допустить упадка производства.
   Просьба возымела действие. В 1966 г. Днепропетровский проектный институт УкрГипромез приступил к выполнению масштабного (по выксунским меркам) проекта расширения и реконструкции всего металлургического завода, включая и железнодорожную систему.
   В 1969 г. началось гигантское (опять-таки по выксунским меркам) строительство. Первым воплощением проекта в жизнь стал комплекс колёсопрокатного производства. Но до этого завод сам построил хозспособом современнейший цех порошковой металлургии, и с этого момента кривая четвёртого производственного цикла пошла вверх.
   С развитием нового производства закрываются старые. В 1972 г. были закрыты старомартеновский цех №1 и листопрокатный постройки 1892 г. Листокровельный цех закрыли в 1971 г., а мелкосортный – в 1973 г.
   В 1974 году был введён в эксплуатацию колёсопрокатный комплекс (это был завод в заводе), затем последовал трубный цех №3 (ТЭСЦ-3) по выпуску труб диаметром от 209 до 530 мм. Реконструированы трубные цеха №1 (старотрубный) и №2, а также мартеновский цех. Результат проведённых работ – увеличение почти вдвое объёмов производства и улучшение условий труда.
   Но на очереди четвёртый трубный цех (ТЭСЦ-4). Особенный. Цех по производству многослойных труб большого диаметра – 1200-1420 мм.
То взлёт, то посадка. Ныне - взлёт1982 г. Ввод в строй первой очереди ТЭСЦ-4 на 250 тыс. тонн труб в год

   К сожалению, многослойные трубы на практике не оправдали надежд, на них возлагаемых. Не будем говорить о конкретике, но скажем, что причина «отставки» многослойных труб кроется в их научно-техническом несовершенстве... Цех «переквалифицировали» на производство большеразмерных труб, но уже электросварных цельнометаллических прямошовных. Это произошло в 1992 г., когда в стране разразился КРИЗИС – политический, промышленный, нравственный.
   Последним гигантом социалистического строительства при расширении ВМЗ стал ТЭСЦ-5 – цех по производству обсадных труб для буровых работ. Это был 1986 год! Завод получил десятикратное приращение производственной мощности, но воспользоваться добытыми благами производства, процветанием не успел. Конец 80-х годов и начало 90-х прошлого столетия крепко подкосили систему поставок сырья и топлива. И главное – сбыт продукции!
   Если до этого каждое предприятие знало, кому отгружать свою продукцию, то вдруг – свобода. Куда и кому свою продукцию сбывать... Кривая успешного производства резко пошла вниз. В середине 90-х годов ВМЗ работал вполсилы... На налаживание производственных связей и поиск рынков сбыта продукции, на что внезапно обрекло всех производителей государство, уходят годы. Не так просто «плыть самостоятельно в океане мирового производства», где ты конкурент среди множества таковых.
   Честь и слава руководству ВМЗ, что оно не пало духом, не позволило обанкротить завод (как ДРО, ДЗМО и др.), сохранить его (и город в том числе) и в 1998-99 гг. начать функционирование на новой, уже классически капиталистической основе! С этого момента (в историческом понимании) кривая промышленного производства ВМЗ – уже пятая по счёту – опять поползла вверх.
   Здесь уместно заметить, что в те времена, а то была социалистическая система, вместе с увеличением мощностей заводов Выксы и их реконструкцией решались и проблемы социальные: было развёрнуто огромное жил-соц-культ-бытовое строительство. Было отстроено семь микрорайонов, не считая строительства отдельных объектов. Численность городского населения увеличилась более чем на треть – с 42 тыс. жителей в 1966 году до 68 тыс. в 1986 году.
   Правда, при этом в районе исчезли мелкие поселения, объявленные неперспективными: Макаровка, Михайловка, Чураевка, Велетьма, Илькино, Круглово, Ольховка и ещё несколько. Жаль, их исчезновение дало развитие дикорастущему «разбою» на полях – бурьяну, чертополоху, запустению. Но зато появились птицефабрика, названная в своё время журналистами птицеградом, а потом и свинокомплекс, правда, в бозе почивший (но это тема уже другого исследования).
То взлёт, то посадка. Ныне - взлётЯнварь 1980 г. Приезд президента Академии наук, директора института сварки им. Б. Патона на ВМЗ

   В 1999 году Выксунский завод вошёл в Объединённую металлургическую компанию – ОМК. Стало легче. Это как, например, ты плывёшь один в океане, или в составе флотилии.
   С 2000 г. завод стал ведущим производителем электросварных труб, а производство – представлено четырьмя трубоэлектросварочными цехами, выпускающими трубы диаметром от 25 мм до 1420 мм. Какие угодно. Для любых коммуникаций.
   Находясь в составе ОМК, ВМЗ обрёл не только руководителя в океане многих производителей, но и солидного инвестора, усилиями и капиталами которого в окрестностях Выксы построены: литейно-прокатный комплекс (ЛПК), обеспечивающий листовым прокатом ТЭСЦ-3 и Стан-5000, предназначенный снабжать прокатом ТЭСЦ-4, производящий большеразмерные трубы.
   А куда двигаться развитию производства без коммуникаций, основу основ которых составляют трубы?
   Да, промышленно-производ-ственная мощность города прирастает. А вот приращения культурных и социально-бытовых объектов в городе не наблюдается.
   Выксунский металлургический завод является одним из наиболее оснащённых и модернизированных металлургических заводов России. Это радует. Так бы и далее.

При подготовке материала использованы книги: «Индустриальное наследие» (коллектив авторов Саранского университета «Металлургия»); «Второе рождение ВМЗ» (составитель Рогов М.М. и коллектив авторов); периодика.

Александр Федин. Фото из архива автора