Учителя – это представители самой гуманной и искренней профессии. Нет ничего труднее, чем обучать: учить мы все способны и даже склонны, а вот научить – это дано далеко не каждому. Вы в совершенстве владеете этим секретом и щедро делитесь знаниями со всеми учениками. Поэтому вам вверяют самое дорогое, что есть в жизни, – детей. Вы учите их добру и справедливости, помогаете им преодолевать препятствия и трудности, оберегаете от ошибок, заботитесь и просто любите.
С профессиональным праздником! Терпения и мудрости, больших творческих удач, одарённых и сообразительных учеников. И пусть в жизни каждого встречаются талантливые и мудрые учителя!
Счастлив своей профессией
Михаил Иванович Рыжов отдал педагогике 46 лет.
Профессия учителя – из тех, которые можно назвать вечными. Человечество никогда не смогло бы сделать и шагу вперёд, если бы не было на земле учителя. Михаил Иванович Рыжов – один из самых ярких её представителей. О таких людях говорят с особым уважением. Ему 85, 46 из них отданы образованию.
Трудовую деятельность начал в 1950-е, а закончил в лихие 90-е. Несколько созывов – депутат городского Совета народных депутатов и член исполкома, член горкома и бюро горкома КПСС. Эти должности в советское время были общественные, но очень ответственные. Учительствовать, работать завучем и директором начинал в Ковровском районе Владимирской области и соседнем Вознесенском районе. В начале 1960-х его назначили инспектором роно (районного отдела народного образования). В эти годы отделов было два: районный (включал сельские школы Выксунского, Навашинского, Кулебакского, Ардатовского и Вознесенского районов) и городской (школы г. Выксы). После ликвидации районного и создания единого городского отдела Михаил Иванович был переведён завучем по производственному обучению школы №11. Затем 10 лет руководил школами №7 и №3. В 1979 году он – заведующий гороно. Проработал в этой должности почти 10 лет. Это были годы расцвета образования в городе и районе: новые школы, новые детские сады, высокий уровень внешкольной работы.
Со своими задачами он справлялся как нельзя лучше. Жизненные ориентиры на справедливость, собственное предназначение, человеческое достоинство формировались в детстве сначала одним дедом, затем другим, художественной литературой, добрым окружением земляков. Отец умер рано, мама была вынуждена работать вдали от детей. «Моё поколение мужало в труде и учёбе, – говорит Михаил Иванович. – Мы твёрдо верили в свою страну».
Учителя работали с большим энтузиазмом не только с ребятами, но и принимали активное участие в общественно-политической жизни города и района. После уроков – экскурсии на природу, кружки и секции на общественных началах, лекции для родителей. В каникулы походы: зимой – на лыжах, летом – пешком, на велосипедах или на общественном транспорте. Вместе с детьми увлечённо занимались спортом, участвовали в художественной самодеятельности. Работа педагогов была направлена на повышение качества обучения и воспитания. Эти понятия неразделимы.
Учреждения образования Выксы были на хорошем счету, постоянно добиваясь успехов в педагогической работе. В 1984 году гороно Выксунского района стало победителем Всероссийского соцсоревнования.
Михаил Иванович любит труд и уважает труд других. За годы его руководства образованием многие учителя были представлены к различным наградам, почётным званиям, к орденам и медалям СССР.
Все, кто знаком с Михаилом Ивановичем, учился у него, работал рядом с ним, отмечают интеллигентность, вежливость, уважительность к людям. Всегда элегантен, прост в общении. Не было случая, чтобы он позволил себе сорваться и повысить на кого-то голос, отмахнуться от чьих-то проблем. Уйдя на заслуженный отдых, осознанно на 20 лет связал себя с ветеранской организацией. Под его руководством многие годы проводилась огромная целенаправленная работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Говорит с молодёжью спокойно, но уверенно, тихо, но проникновенно. Его слушают с замиранием сердца. Однажды после выступления Михаила Ивановича я спросила шестиклассников, понравился ли им рассказ гостя. Один из мальчиков сказал: «Очень понравился. Я даже заплакал».
Отличник народного просвещения СССР, почётный гражданин и заслуженный ветеран Выксунского района, заслуженный ветеран Нижегородской области. У Михаила Ивановича много наград и званий, но самой высокой, безусловно, является искреннее признание и уважение окружающих его людей, которые уверены: в трудных жизненных ситуациях они получат от него мудрый совет, по-отечески ободряющее слово.
Не каждому дано умение быть счастливым. Михаил Иванович умеет: он счастлив своей профессией, своей семьёй – женой, дочками, внуками. Он благодарен судьбе за то, что его знания и труд всегда востребованы и приносят пользу обществу, Отечеству. Он сохраняет щедрость своей души, доброту, всегда и во всём придерживается простой жизненной формулы: отдавать себя людям, ничего не требуя взамен.
Говорят коллеги
Антонина Михайловна Загородняя, директор школы №10, одна из тех, кому он дал путёвку в жизнь:
«Михаил Иванович человек удивительный и важный для меня. В моей жизни он сыграл определяющую роль. Когда я училась, Михаил Иванович был директором школы. Он давал нам не только знания по предмету, а учил жизни. Я ни разу не слышала, чтобы он на кого-то повысил голос. Озорников отчитывал тихо, но они готовы были провалиться сквозь пол. А какой у него тонкий юмор! Михаил Иванович очень разносторонний человек. Как прекрасно читал он оду молодожёнам на моей свадьбе, какие сказал слова напутствия! А как руководил хором и задушевно пел «Подмосковные вечера»! Недавно разговаривала с выпускницей, она тоже учитель. С высоты прожитых лет о его работе директором она сказала, что это высший педагогический пилотаж».
1950-е годы. Начало трудовой деятельности. М.И. Рыжов во втором ряду крайний справа
Фото из архива семьи Рыжовых