УСТРЕМЛЁННЫЕ В НЕБО

account_circle ВР
visibility
Столетие российской авиации – дата значимая и солидная. Она вобрала в себя все яркие вехи становления: от изобретения Александром Можайским первого русского аэроплана до сверхзвуковых самолётов и самолётных комплексов. Первым...

Столетие российской авиации – дата значимая и солидная. Она вобрала в себя все яркие вехи становления: от изобретения Александром Можайским первого русского аэроплана до сверхзвуковых самолётов и самолётных комплексов. Первым конструкторам даже в самых смелых мечтах не могли пригрезиться военные самолёты-истребители: Су-30, Су-33, Су-35 и красавцы МиГи… Палубная авиация и транспортная, мобильная, вертолётная и пассажирская…

Мечта о полёте, наверное, заложена в наших генах. Потому и профессия лётчика всегда вызывает восхищение. Они – небожители. Они – устремлённые в небо. Романтики и энтузиасты. Редкая профессия по значимости и яркости ощущений, остроте эмоций может сравниться с этой. Когда в небе над Выксой летит самолёт, каждый мальчишка может сказать, какой именно: «сушка» или «миг». И хотя сейчас авиация переживает не лучшие времена, тем не менее мальчишки рвутся на экскурсии в Саваслейский гарнизон, в его музей, чтобы непременно задать вопрос: «Как стать лётчиком»?

Сегодня в нашем выпуске вы познакомитесь с тремя лётчиками, людьми неординарными, яркими, настоящими мужчинами, рыцарями неба. Они разные. Но в то же время похожи своей главной чертой: устремлённостью в небо. Небо зовёт их всегда. Даже тогда, когда они уже давно не летают.

К 100-летнему юбилею Военно-воздушных сил России
Самолёт – величайшее творениe разума
и рук человеческих, он не подвластен никаким
авторитетам, кроме лиц, уважающих лётные законы.

Н.Е. Жуковский

Александр Фёдорович Можайский, изобретатель и строитель одного из первых русских аэропланов, пионер нашей авиации. Проект его аэроплана был разработан ещё в 1877 г., а сам аэроплан построен лишь в 1885-ом. Длина самолёта была 14,6 м, длина каждого крыла – 10,7 м, ширина крыла – 14,2 м, вес – 934 кг. Два паровых двигателя мощностью 30 л.с. Обнаруженные источники не называют даты полёта и имени механика, проводившего испытания. В них указывается, что при одном из испытаний самолёт оторвался от земли и совершил короткий полёт. Это был первый в мире полёт на летательной машине тяжелее воздуха. При посадке у самолёта было повреждено крыло. Современники Можайского ожидали от испытаний больших результатов, не понимая, что рождение авиации есть длительный процесс, требующий огромных трудов. 20 марта 1890 г. А.Ф. Можайский умер, не успев сделать большего. Имя его носит Военная инженерно-космическая академия в Санкт-Петербурге.

Первые самолётостроительные предприятия в России появились в 1909-10 гг. в основном, как и в Европе, на базе машиностроительного производства с созданием авиационных филиалов и цехов в Риге и Москве. К августу 1911 г. построено около 30 самолётов. 30 июля (12 августа) 1912 г., согласно приказу № 397 по военному ведомству все вопросы воздухоплавания и авиации были переданы в ведение Главного управления Генерального штаба. В связи с этим в подчинение начальника Генерального штаба перешла офицерская воздухоплавательная школа. На него возлагались общее руководство специальной подготовкой и службой авиационных отрядов, а также разработка и внедрение программ обучения и специальной подготовки военных лётчиков. Тем самым первый этап создания военной авиации в России завершился. Фактически было сформировано восемь авиационных отрядов. К этому времени был накоплен определённый опыт практического применения авиации. Создана сеть аэродромов, налажена подготовка лётных и специальных кадров в школах авиации в С.-Петербурге и Севастополе.

Историческая дата 12 августа 1912 г. по праву является основанием для празднования Дня Военно-воздушных сил России. В современных государствах, в том числе и в России, из всех родов войск самое главное место по праву занимает авиация. ВВС предназначены для уничтожения ядерных средств противника, разгрома его авиационных группировок, а также для авиационной поддержки Сухопутных войск и ВМФ, воздушных перевозок, ведения воздушной разведки, десантирования войск, обеспечения связи и управления. Значение ВВС и истребительной авиации ПВО при ведении боевых действий, особенно в начале войны, подтверждены последними событиями на Ближнем Востоке и в других горячих точках мира.

Великая Отечественная война – один из важнейших и наиболее героических этапов в истории советских Военно-воздушных сил. Боевые действия авиации в этой войне отличались огромным размахом и высокой результативностью. Активно участвуя в вооружённой борьбе, советские ВВС успешно выполняли оперативно-стратегические задачи как сов-местно с другими видами Вооружённых сил, так и самостоятельно. Массированные решительные действия авиации оказывали большое влияние на ход и исход фронтовых и строительных операций и сыграли важную роль в достижении победы над гитлеровской Германией и её союзниками.

Советские авиаторы за годы войны произвели около 4 млн вылетов. Главные усилия ВВС были направлены на авиационную поддержку наземных войск и борьбу за господство в воздухе. Наши ВВС и истребительная авиация ПВО уничтожили в воздухе и на аэродромах 57 тыс. самолётов, что составило 62% от общих потерь вражеской авиации во Второй мировой войне. Завоевав летом 1943 г. стратегическое господство в воздухе и безраздельно удерживая его до конца войны, советская авиация обеспечила возможность успешного выполнения поставленных задач для Сухопутных войск и других видов Вооружённых сил. За боевые заслуги 897 авиационных соединений, частей и подразделений были награждены орденами СССР, 288 преобразованы в гвардейские. Более 200 тыс. авиаторов получили ордена и медали, 2420 удостоены звания Героя Советского Союза, 65 лётчиков получили это звание дважды, а И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин – трижды. За время войны произведено более 600 воздушных таранов, 503 – наземных.

Мы гордимся нашими зем-ляками-нижегородцами, дважды Героями Советского Союза, военными лётчиками А.Г. Ворожейкиным и В.Г. Рязановым, П.Н. Нестеровым, совершившим первый в истории авиации таран во время империалистической войны, Валерием Чкаловым, который осуществил перелёт из Москвы через Северный полюс в Америку. Чкалов первым из горьковчан получил звание Героя Советского Союза. После него ещё семидесяти четырём нашим землякам-пилотам было присвоено это высокое звание. Мы склоняем головы перед светлой памятью героя лётчика Александра Горовца, который сбил в одном бою 9 бомбардировщиков противника и погиб 6 июля 1943 г., Е.П. Романовым, С.В. Козыревым, Л.Ф. Тюриным, К.П. Давыдовым, В.С. Ивановым, Я.В. Ляховым, В. Н. Чугуновым, И.П. Шавуриным, А.Н. Харитошкиным.

Славная история Военно-воздушных сил России неизменно связана с конструкторами самолётов и самолётных систем, инженерами, техниками, механиками, специалистами управленческого аппарата, обслуживающего персонала. За время войны в период с 1 июля 1941 г. по 30 июня 1945 г. в Советском Союзе было выпущено 108028 боевых самолётов. Мы помним наших выдающихся конструкторов самолетов С.В. Ильюшина, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, С.А. Яковлева, В.М. Петлякова, П.О. Сухого, А.Н. Туполева и других.

Труженики тыла жили делами фронтовых братьев, поддерживая в них мужество и отвагу своим самоотверженным трудом, работая под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы».

Сегодня мы стоим перед перспективой оказаться вообще без современных ВВС, потому что «реформы» Вооружённых сил в России приобрели непрерывный характер. Они идут уже 20 лет. Это сокращение в два раза офицерского корпуса и полная ликвидация института мичманов и прапорщиков. Это реорганизация системы военного образования с сокращением численности учебных заведений с 65 до 11 учебных центров и т. д. Сейчас самолёт, лётчик, штурман, авиационный специалист – это штучный товар.

Нет больше Черниговского высшего лётного училища, в котором я учился. Это училище дало стране 10 лётчиков-космонавтов, более 30 Героев Советского Союза (шесть из них – дважды), более 20 заслуженных лётчиков-испытателей, более 30 выпускникам присвоено звание «Заслуженный военный лётчик», более 60 выпускников училища стали генералами.

Нет больше Военно-полити-ческой академии, в которой я учился. Нет больше 50-го гвардейского авиационного полка, в котором я вырос до военного лётчика первого класса.

Нет больше Саваслейского центра боевого применения и переучивания лётного состава истребительной авиации войск ПВО страны.

Нет десятков аэродромов, с которых мне доводилось взлетать и садиться. Осталась только надежда на возрождение Военно-воздушных cил России.

Я поздравляю всех рыцарей пятого океана и их сторонников со 100-летним юбилеем Военно-воздушных сил России и желаю всем вам крепкого здоровья, счастья, долголетия, успехов в ваших земных делах!

 

Александр Лизун, подполковник в отставке