В автомобиле будущего на Байконур

visibility
Лауреаты конкурса провожали космонавтов в полёт В прошлом году международное молодёжное движение Youth Time объявило конкурс концептов «Космос и будущее человечества» среди молодых дизайнеров и журналистов. Работы присылали со всех...


Лауреаты конкурса провожали космонавтов в полёт

В прошлом году международное молодёжное движение Youth Time объявило конкурс концептов «Космос и будущее человечества» среди молодых дизайнеров и журналистов. Работы присылали со всех уголков мира. В общей сложности их было получено более 400, из них отобрали 50 лучших. Авторы идей – молодые люди из 14 стран мира.

Затем комиссия определила 17 лучших статей и дизайнерских концептов. Победители удостоены главного приза – поездки на космодром Байконур. Среди лауреатов и выксунец, выпускник НГАСУ, а ныне аспирант Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики Никита Меделец. О том, как шла работа над концептом, каково его видение техники будущего и какие впечатления произвела на него поездка на Байконур, мы попросили рассказать нашего земляка.

Paradigm, как символ

Про конкурс узнал на сайте www.cardesign.ru и www.designet.ru. Мне показалась интересной тема: разработать транспортное средство будущего. Тем более, что на тот момент я искал информацию для своей кандидатской диссертации «Дизайн легковых автомобилей. Особенности формообразования под влиянием инновационных технологий и материалов».

Как я поступил? Поскольку у меня уже были статьи из Интернета про новые разработки в науке и технике, я решил использовать этот материал в качестве основы для проектирования своего концепта на конкурс.

Пришлось выкраивать время после работы и учёбы и даже сидеть ночами, чтобы сделать три листа, наиболее полно иллюстрирующих мою идею. Свой концепт я назвал PARADIGM. Мне кажется, это символично, потому что, по сути, означает принципиально новый подход, новую парадигму в проектировании транспортного средства.

А уже оформить три планшета, необходимых по заданию, с анализом проблемы, поисковыми скетчами и финальным, завершённым вариантом концепта, приложением аннотации на английском языке – это было делом техники.

Левитация, как инновация
Суть моей идеи – в отказе от стандартной компоновочной схемы, при которой сохраняются колёса и посадка водителя за рулём. Новация основана на том, что транспортное средство, рассчитанное на шесть человек, передвигается на магнитной подушке по новой спроектированной системе дорог, поддерживающих магнитную левитацию транспортных средств. Поворот средства осуществляется путём смены полярностей в блоках магнитов, расположенных внизу платформы.

Магнитная левитация имеет ряд преимуществ: экологичность, низкий уровень шума, высокую скорость и отсутствие выбросов. Водителем может быть любой пассажир.

Управляется транспортное средство силой мысли, что вполне реально в наши дни (немецкие разработчики уже занимаются такими экспериментами на серийных машинах). Человек в автомобиле чувствует себя комфортно. Можно отдыхать в самотрансформирующихся креслах или свободно передвигаться и наблюдать за окружающей обстановкой, переведя управление в автономный режим. Энергообеспечение поддерживается блоком Li-Ion аккумуляторов, размещенных внизу платформы.

Автомобиль имеет несущую цельнополимерную оболочку, открывающуюся для посадки и высадки пассажиров. Она состоит из нескольких слоёв: слой солнечных батарей, слой светодиодной подсветки для освещения салона в тёмное время суток, слой с флюропластиком, защищающим от радиоактивного излучения, слой «заживляющий» царапины и сколы, возникающие при движении.

Верхний слой из гидрофобного покрытия защищает от грязи и поддерживает автомобиль в чистоте. Есть и светопрозрачный слой, на который можно проецировать любую картинку. Он же позволяет по желанию менять цвет корпуса средства передвижения в реальном времени.

Если честно, совсем не ожидал, что войду в число финалистов. Изначально саму поездку организаторы планировали на сентябрь, но из-за неудачного запуска «Протона», пришлось отложить её на ноябрь.

А с космонавтами стояли рядом

И вот уже прошли церемония награждения, встреча с космонавтом Олегом Атьковым и экскурсии по музеям и сборочным цехам РКК «Энергия», посещение международной космической школы им. В.Н. Челомея. Все с нетерпением ждали того момента, ради чего вся эта поездка и организовывалась – запуск «СОЮЗ ТМА» с российско-американским экипажем на борту.

Нам не повезло с погодой: в час запуска началась сильная пурга. Единственное, что мы могли увидеть и услышать, переговоры космонавтов с ЦУПом, небольшой грохот и светлый огонёк от ракетных двигателей. Но всё равно это того стоило! Мы даже были в числе тех, кто провожал экипаж в автобус к стартовой площадке.

Никита Меделец