Кристина Пронищева, специалист по социальной работе «Созвездия», выступает в проекте как педагог и учит детей с инвалидностью быть независимыми от своих родителей. «ВР» попросил её рассказать подробнее, как это происходит.
– Каждому ребёнку необходимо в этом помочь, чтобы он удовлетворял свои жизненные потребности, – объяснила Кристина Владимировна. – Социально-бытовая адаптация – это базовая основа социального благополучия каждого человека, и ребёнок с инвалидностью не является исключением. Владение навыками самообслуживания повышает его самооценку и является важным шагом на пути к независимости. С этой целью и был разработан этот проект.
Обучение длится три месяца. Группы небольшие, из двух-трёх детей. Это способствует тому, что занятия с каждым проводятся индивидуально. Специалисту помогают волонтёры. На данный момент в проекте участвуют 12 детей в возрасте от 10 до 17 лет.
Занимаются каждую неделю в специально оборудованном помещении в центре «Созвездие». Там установлены плита, стиральная машина, раковина, холодильник. «Один дома» выиграл грант в размере 250 тысяч рублей. Центр потратил средства на оплату специалистов, которые составили программу обучения, пособие для него, на покупку бытовой химии, кухонных приборов и оборудования.
Специально для проекта разработано учебно-методическое пособие, в котором, благодаря картинкам, пошагово и доступно объясняется, как правильно выполнять те или иные бытовые манипуляции. На прошлых занятиях, к примеру, было рассказано о правилах личной гигиены и одевании. Дети учились умываться, чистить зубы, застёгивать «молнию», пуговицы и завязывать шнурки.
Очередной урок прошёл в центре «Созвездие» 15 сентября. Ребята под присмотром педагога знакомились с кухней и осваивали такие простые навыки, как нарезка хлеба, намазывание на него масла или джема, мытьё посуды и сервировка стола. По мере обучения программа будет усложняться.
В конце проекта наиболее успешные участники перейдут на новый этап – в учебно-тренировочную квартиру, подготовленную Выксунской епархией на безвозмездной основе, и проведут там по два дня самостоятельно под присмотром педагога. Они воспользуются полученными знаниями на практике и постараются обслужить себя сами – будут одеваться, готовить, стирать, мыть посуду и заниматься другими бытовыми делами. На первый взгляд это кажется просто, однако для ребёнка с инвалидностью каждый из этих бытовых навыков представляет большую работу над собой. И полностью освоив их, он подготовится к взрослой, самостоятельной жизни.
Дарина Марина сама моет посуду
Фото автора