В каждой профессии есть элементы высшего пилотажа

visibility
Профессии разные нужны, профессии разные важны! Но без врачей, педагогов, пожарных, полицейских, военных было бы сложно жить. На днях в редакцию «ВР» пришло письмо от курсанта Рязанского лётного училища, где он рассказал о себе и захотел поделиться своим опытом поступления. Это и натолкнуло нас на мысль познакомить с представителями таких специальностей, как психолог МЧС, стюардесса, лётчик и кадровый офицер.

Есть женщины в русских селеньях, а есть... в службе спасенья

Анастасия Романова – психолог отделения ФПС ГПС по психологическому обеспечению ОМПО УМТО ГУ МЧС России по Нижегородской области (на территории г.о.г. Выкса Нижегородской области).

Анастасия-Романова.jpg

– Расскажите немного о себе.

– Родилась в Выксе. По окончании школы №3 переехала в Муром – поступила в Муромский институт Владимирского государственного университета по направлению «психолого-педагогическое образование». Было страшно покидать свой город (я, кстати, очень люблю Выксу), где находились моя семья, друзья, но я это преодолела.

Вуз дал мне не только базовые знания в области психологии, но и практику. Первый опыт был в школе. Нас, студентов, научили анализировать проективные рисунки, проводить психологическое тестирование. На том же курсе познакомились с работой в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, в котором находятся дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

В полиции узнала много интересного, например, процедуру психологического отбора, как оформлять заключения, научилась работать на специальном оборудовании. В университете мечтала пройти практику у психолога МЧС, но, к сожалению, это не удалось сделать. Кто же тогда знал, что через пару лет
я свяжу свою жизнь именно с Министерством чрезвычайных ситуаций…

После бакалавриата поняла, что необходимо развиваться дальше. Поэтому приняла решение продолжить обучение в магистратуре и в этом году зимой получила ещё один диплом. Училась и параллельно работала.

– Почему решили стать психологом? Кто натолкнул на данный выбор?

– Задумываться о профессии начала ещё в детстве. Хотела быть врачом, потом – посвятить себя IT-сфере. Даже сдавала вступительные экзамены, но
в итоге передумала. Помогли определиться мне, как ни удивительно, встречи со школьным психологом. Я рада, что тогда сделала правильный выбор.

– Сложно было учиться?

– Нет, потому что мне интересно это направление. У меня есть постоянное желание познавать грани своей профессии. Самым сложным в обучении для меня была сдача государственного экзамена. В него входят вопросы по всем основным предметам за весь период обучения. Нужно было знать много теоретического
материала. С вопросами, касающимися практической сферы, было легче.

Если говорить о работе психолога МЧС, то нельзя однобоко её оценить и сказать, простая она или сложная. Она требует умения правильно общаться с людьми и помогать им в непростых жизненных ситуациях, знаний в области психологии и не только, стремления самосовершенствоваться.

– Какова специфика работы психолога МЧС?

– Моя работа строится по нескольким направлениям: диагностические мероприятия, где я занимаюсь индивидуальным и групповым психологическим тестированием (профессиональный психологический отбор кадров в системе МЧС России, диагностика в рамках аттестационных комиссий, мониторинговые и постэкс-педиционные обследования, изучение социально-психологического климата в коллективе и др.). В исследовании используется широкий спектр специализированных психодиагностических методов. Занимаюсь психологической подготовкой личного состава. Сотрудникам важно иметь необходимый багаж знаний, умений и навыков по психологии. Консультирую, веду профилактические и реабилитационные мероприятия. Вообще, психологи МЧС помогают специалистам экстремального профиля поддерживать и сохранять психологическое здоровье, а в случае необходимости эффективно справляться с проблемами, возникающими в процессе профессиональной деятельности. Ещё оказываю экстренную помощь пострадавшему населению. Помогаю справиться с острыми стрессовыми реакциями, оптимизировать психоэмоциональное состояние.

– А какой-нибудь необычный случай в вашей жизни был?

– Да, он произошёл давно, когда я ещё училась в школе. Осенью шла по парку вместе с подругой. Выпал первый снег, было холодно, изо рта шёл пар, оставались следы от обуви на асфальте. В тот вечер людей было мало. Вдалеке мы увидели человека, одетого не по погоде. На нём были лёгкие штаны и рубашка, без обуви. Он подходил ко всем встречным и что-то спрашивал, но люди игнорировали его. Мы спросили, что произошло. Он не мог вспомнить ни предшествующих событий, ни своего имени. Тогда предложили вызвать врача, но он отказался. Вызвали ему такси, через несколько минут приехала машина. Этот человек уточнил, что не помнит адрес, но может показать, как доехать. Водитель согласился его отвезти. Я не знаю, как дальше сложилась его судьба, но надеюсь, что с ним сейчас всё замечательно. Эта встреча заставила меня задуматься, насколько важно помогать людям. Та
помощь была незначительна, но, возможно, спасла мужчине жизнь.

– Мечты и дальнейшая цель как профессионала?

– В первую очередь хочу и дальше совершенствоваться в своей работе, проходить курсы, углубляться в основные направления. А если про мечту… Конечно, это очень смелая мечта, но, возможно, когда-нибудь я пойду в аспирантуру и стану кандидатом психологических наук.

В этом году, 27 декабря, исполняется 30 лет МЧС России. Поздравляю коллег с профессиональным праздником и желаю оптимизма, крепкого здоровья и успехов!

– Что посоветуете школьникам, которые стоят перед выбором профессии?

– В первую очередь – изучить те направления, которые им интересны. Если возникают трудности, то лучше обратиться к специалистам. Ещё нужно постараться посетить хотя бы пару потенциальных учебных заведений перед тем, как подавать документы. День открытых дверей – замечательная возможность познакомиться с профессиями, пообщаться со студентами и преподавателями вузов.

Главное, следовать своему выбору и добиваться цели, преодолевая все вызовы. Для этого важно сформировать мотивацию и время от времени подкреплять её.


Работа в небе – мечта и реальность

Оксана Семикина, бортпроводник, стаж работы 9 лет.

Оксана-Семикина.jpg– Родилась в городе Фрунзе Киргизской ССР. В возрасте семи лет вместе с родителями пере-
ехала в Россию. Вся моя осознанная жизнь прошла в Выксе. Здесь я выросла, окончила школу. В Муроме получила высшее образование по специальности «инженер в сфере информационных технологий». Тогда выбранный мной путь не делал меня счастливой. Всегда тянуло к общению, хотелось связать свою деятельность с людьми. Понимала, что не люблю работать по стандартному графику (5 через 2), это для меня было невыносимо. Хотела иметь возможность путешествовать и отпуск больше, чем 28 дней в году.

В 2010-м отправилась отдыхать на Гоа. В аэропорту, ожидая очереди на регистрацию, увидела проходящие мимо экипажи, именно в тот момент у меня возникла мысль кардинально поменять сферу деятельности. Начала искать информацию о вакансиях, тогда в свободном доступе её было мало. Сразу же записалась на занятия с репетитором, чтобы подтянуть английский. И в марте 2011 года прошла собеседование в известной авиакомпании страны, где и хотела работать. Но это было только начало пути. Потом большая медицинская комиссия, обследование, анализы. Проверили всё, что можно было: от кончиков волос до кончиков ногтей.

Прошла обучение в Москве от авиакомпании. Со мной подписали контракт, где оговаривалось,
что я обязана отработать в компании три года и ежемесячно возвращать деньги за обучение. Так я окончательно переехала в столицу. Родители, конечно, были не в восторге от моей идеи, но не запрещали, во время трудоустройства и учёбы помогали.

Курсы длились три месяца. Были ранние подъёмы, много информации, которую необходимо усвоить и запомнить: оказание доврачебной помощи, психология, сервисные процедуры, аварийно-спасательные мероприятия, авиационная безопасность и многое другое. Вспоминая то время, сейчас понимаю, что всё было не напрасно.

Ожидала первого полёта с нетерпением (Москва – Анапа). Он был коротким (около двух часов в одну сторону, стоянка в аэропорту около часа, чтобы прибрать и заправить самолёт, и столько же обратно). Я не забуду никогда то ощущение, на новом рабочем месте, да ещё и в небе.

Знание языков обязательно и имеет весомое значение для трудоустройства. Английский – потому что много рейсов делаем в Европу, Азию и Америку. Поощряется знание других языков, например, испанского или китайского, потому что стюардессу чаще ставят на направления, где летают пассажиры, говорящие на тех языках, которые бортпроводники знают. Я с детства изучала английский, сначала в школе, потом в институте, немного занималась с репетиторами. Сейчас стараюсь поддерживать свой уровень знаний – читаю книги на английском, смотрю сериалы с субтитрами, в отпуске немного практикую разговорный английский. Чтобы подтвердить свой допуск на международные рейсы, раз в год мы сдаём экзамен на знание языка.

За девять лет работы я провела в небе около 7 тысяч часов. За месяц в среднем выполняю 12-13 рейсов. Побывала в разных странах и на разных континентах: в Испании, Франции, Италии, Нидерландах, Таиланде, во Вьетнаме, в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах, в Японии, Индии и Шри-Ланке, Танзании, Турции и др. В другом полушарии – в Доминикане, на Кубе и в США.

Работа стюардессы на борту самолёта – не рутинная. Мне нравится, что в ней есть конечный результат. По реакции пассажиров в конце полёта понимаешь, как отработала рейс – хорошо или плохо, и тогда получаешь соответствующие эмоции. А самое интересное в ней – это люди, которых я встречаю на борту самолёта (коллег или просто пассажиров). Не буду лукавить, возможность позагорать пару дней в солнечной Гаване в морозном январе или походить по
зелёной травке в Дубае тоже доставляет мне большое удовольствие.

С мужем живём в Московской области, два года назад купили там дом. А сейчас я осваиваю новую «профессию» – мамы (сыночку ещё месяца не исполнилось). Мои мечты и цели пока сосредоточены на семье и воспитании ребёнка. Но пройдёт немного времени, и я обязательно вернусь в авиакомпанию и продолжу любимую деятельность.

Хочу сказать выпускникам школ, которым предстоит выбор пути, главное – пробовать новое в своей жизни, не пасовать перед трудностями, потому что нелегко бывает только в начале пути. Не бояться, что та или иная специальность в дальнейшем не подойдёт, ведь это всегда можно изменить. Найдите в себе силы, чтобы определиться. Лучше в 30 лет начать сначала и заниматься тем, что нравится, чем всю жизнь ходить на нелюбимую работу и страдать от того, что не можешь реализовать себя в жизни.

До сих пор удивляюсь и поражаюсь себе: раньше и подумать не могла, что свяжу свою жизнь с полётами и буду стюардессой. Но поверьте, моя профессия – лучшая на свете!


На счету Владимира Луговского 312 боевых вылетов

Мальчишки во все времена мечтают о небе, о полётах в космос. У одних это так и остаётся мечтой, другие, как Владимир Луговской, стремятся её осуществить. Он поступил в Краснодарское военное лётное училище, окончил его и за 28 лет службы в Военно-воздушных силах налетал на вертолётах 4 500 часов. С конца 1990-х живёт в Выксе.

Мы созвонились с ним и попросили ответить на несколько вопросов о профессии военного.Владимир-Луговской.jpg

– Почему Вы решили стать лётчиком?

– Родился в Ростовской области, а поскольку в городе был свой аэроклуб, то с удовольствием там занимался. Да, мечтал о полётах. После окончания десятилетки поступил в Краснодарское лётное училище. Уже во время обучения летал и на Як-18, и на Л-29.

–  Как сложилась Ваша воинская судьба?

– За годы службы в ВВС в совершенстве освоил вертолёты – от Ми-2 до Ми-26. Общий налёт составил 4 500 часов. Я военный лётчик первого класса. Прошёл путь от курсанта до заместителя командира вертолётной бригады. В 1969 году выполнял задачи по защите рубежей СССР в районе острова Даманский.

В 1983 году участвовал в боевых действиях в Афганистане. Совершил 312 боевых вылетов при налёте 420 часов. В 1986 году оказывал помощь в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Выполнил 42 полёта на разрушенный реактор.

– У Вас богатая и мужественная биография. Боевые награды есть?

– Да. За выполнение заданий награждён орденом Красной Звезды, медалями «За спасение погибавших», «За безупречную службу» трёх степеней. Ушёл в отставку в звании полковника.

– Что посоветуете ребятам, которые хотят посвятить себя службе в ВВС?

– Для начала надо пойти в военкомат и заявить
о своём желании. Там помогут выбрать военное училище, подскажут, как готовиться к такому ответственному шагу. Надо иметь отличную физическую подготовку, крепкое здоровье, с хорошими и отличными знаниями окончить среднюю школу. И помните, что этот выбор – не на день, а на всю жизнь.


Как Гагарин в училище поступал

В редакцию «ВР» пришло письмо от курсанта Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного училища им. Василия Филипповича Маргелова. Решили опубликовать его целиком. Знакомьтесь, автор письма Александр Гагарин:

– Выпускники школ всегда сталкиваются с одним из самых сложных выборов в жизни – кем быть… От меня, как и от других школьников, взрослые требовали определённости и чёткого понимания будущей профессии. Кому-то это, конечно, даётся легко, кому-то с трудом. Но встаёт вопрос: если ты выберешь одну из самых сложных и опасных специальностей, что тебя ждёт дальше?
Хочу рассказать о ребятах, которые поставили перед собой цель стать офицерами.

Уже при поступлении в военное училище понимаешь, что всё будет непросто. Военно-врачебная комиссия, которая ведёт строгий отбор. Второй этап – прохождение психологических тестов, собеседований с психологом и психиатром. Потом выбирают «лучших из лучших». Те, кто прошёл испытания, становятся абитуриентами. Они-то и окунаются в полевую жизнь. Для многих ребят это первый опыт быта в палатках.

Вначале сталкиваешься со строгим распорядком дня, уставом и строевой подготовкой. Затем начинается сдача нормативов и экзаменов. В ожидании списков поступивших после прохождения всех этапов время тянется медленно. Но скучать, конечно, не приходится, потому что всегда организуют спортивно-массовые мероприятия. Чаще всего большая половина абитуриентов отсеивается (одни не сдают нормативы, другие недобирают количество баллов, третьи просто понимают, что служба – это не их призвание).

Абитуриент, увидев своё имя в списке, ещё на шаг продвинулся к тому, чтобы стать курсантом. Потом опять испытания – прыжки с парашютом, получение первоначальных навыков общевойскового боя и работа с оружием. В завершение самые стойкие отправляются в многокилометровый марш (40 км), в полной экипировке и с автоматом, из полевого лагеря до училища, которое находится в городе.

А вот курсантами становятся только после принятия присяги, к которой, после пройденных испытаний, все относятся с огромным трепетом и гордостью.

Хочу сказать, что жизнь курсанта, как и военного, нелегка. Интересная программа обучения вырабатывает командирские навыки и мужские качества. Но как бы не было тяжело в учении или на службе, люди, которые выбрали этот путь, способны на невозможное.

Не бойтесь испытаний, действуйте!

Выбор профессии не так лёгок, как кажется на первый взгляд. В наше время существует много разных специальностей. Выпускникам всё же необходимо учитывать, что с возрастом предпочтения могут измениться в силу особенностей психики и новых интересов, поэтому важно корректировать свои планы, правильно расставлять приоритеты, прислушиваться к мнению окружающих, но делать выбор самому.

Фото из архивов героев статей и из открытых интернет-источников