В начале жизни школу помню я…

visibility
Есть в жизни даты, которые как вехи на жизненном пути. Кто-то, придя к такой дате, вспоминает годы молодости, зрелости, творческие

Есть в жизни даты, которые как вехи на жизненном пути. Кто-то, придя к такой дате, вспоминает годы молодости, зрелости, творческие годы, невольно итожа то, что прожил.

 

А кто-то, придирчиво относясь к себе, подходит со столь высокой меркой, что не признаёт юбилеев и дат, а просто живёт, работает, творит. К ним относится Валентина Васильевна Балдина – Учитель с большой буквы, талантливый литературный исследователь и вдумчивый краевед. Сегодняшние наши публикации – дань большой признательности, любви и уважения к ней.

 

 

 

Началось всё с 8-го класса, когда нам сказали, что теперь уроки литературы будет вести новая учительница – В.В. Балдина. И как это обычно бывает в школе, мы заволновались, начали расспрашивать старшеклассников. Выяснили: «Строгая!».

 

Первый урок. Тема – древнейшие памятники русской литературы. Заранее настроились на скуку. Но наш скептицизм улетучился, как только новая учительница перешла к объяснению материала. Мы вдруг прозрели. Прозрели, потому что ощутили красоту древнего, величественного слога, плавное течение речи, прониклись уважением к неизвестному автору «Слова о полку Игореве».

 

Валентина Васильевна крепко взялась за просвещение наших умов. На каждом уроке обязательно выяснялось, что мы очень мало читаем, что не знаем того или другого произведения литературы. Она возбуждала в нас тягу к книгам, жажду знаний.

 

Каждый из нас вёл дневник читателя, в который мы записывали прочитанные книги, краткое их содержание и свои размышления. Раз в месяц Валентина Васильевна проверяла их. Эти дневники научили нас мыслить самостоятельно, разбираться в литературном произведении без помощи учебника.

 

В 10-11-м классах у нас были уроки внеклассного чтения, на которых мы познакомились с творчеством М. Джалиля, Э. Межелайтиса, Ч. Айтматова. Каждому такому уроку предшествовала тщательная подготовка.

 

Валентина Васильевна обобщила опыт этих занятий, написав доклад. Его слушали на областных педагогических чтениях в 1965 году, потом в числе лучших он был отправлен на Центральные педагогические чтения в Москву. За эту работу она награждена Почётной грамотой Академии педагогических наук.

 

По всей стране разбросала судьба её учеников. Одни стали инженерами, другие – врачами, третьи – учителями, но через всю жизнь они несут любовь к литературе. Некоторые, покорённые учительским талантом Валентины Васильевны, помня её вдохновенные уроки, сами стали преподавателями литературы.

 

Помню, однажды на уроке внеклассного чтения Вера Земцова читала слова из повести Чингиза Айтматова «Первый учитель»: «Учитель, спасибо вам за то, что вы родились таким... Я хочу обнять и поцеловать вас». От волнения перехватило дыхание, мы повторяли эти слова, обращая их к нашей учительнице... Тогда мы стеснялись произнести их вслух. Но вот сегодня я от имени всех ваших учеников говорю: «Спасибо, спасибо за благословенные дни приобщения к миру прекрасного, спасибо за щедрость души вашей, педагогический и человеческий такт, за мудрые советы, за то, что вы – самое светлое, ясное воспоминание наших школьных лет».

 

И сколько бы лет ни прошло, всегда с особой сердечностью и нежностью, глубокой благодарностью буду вспоминать уроки любимого учителя и повторять: «Спасибо Вам за то, что Вы были в моей жизни».

 

Елена Липатова

 

 

 

Елена Павловна Гостева тоже училась у Валентины Васильевны Балдиной, но немного позднее. За её плечами металлургический техникум, работа инженером-технологом на заводе ДРО, институт иностранных языков, преподавание английского в средней школе №6.

 

– О Валентине Васильевне могу сказать только хорошее. С ней связан самый сложный и ответственный период учёбы: 9-10-й классы, когда мы строили планы на будущее, готовились к поступлению в вузы. Бесконечно благодарна всем учителям школы №11, которую окончила в 1969 году.

 

Но уроки Валентины Васильевны и особенно факультативные занятия по литературе – лучшие в моей жизни. Каждый её урок – это талант, глубочайшее знание предмета, кропотливая работа, высочайшая требовательность к себе. Мастерство учителя заставляло больше заниматься, глубже вникать в содержание произведений, учиться анализировать их.

 

То же самое хочу сказать о факультативных занятиях. Трудно назвать какое-то одно: каждое было очень интересным, насыщенным, требовало полной отдачи. Эта работа по уровню сложности была выше, чем уроки по школьной программе.

 

Два года мы изучали лучшие произведения советской поэзии и прозы, получали навыки литературного анализа, задумывались о серьёзных проблемах.

 

Особенно запомнила я занятия по произведению Константина Симонова о войне – «Живые и мёртвые». После яркого вступительного слова Валентины Васильевны мы с интересом читали роман. Потом, опираясь только на прочитанный текст и комментарии учителя, сами объясняли события и поступки героев, давали им собственную оценку. Такая самостоятельность была посильной и пришлась всем по душе.

 

Не менее интересно было изу-чать творчество Самуила Яковлевича Маршака. Я знала немало его весёлых и остроумных детских стихов, а на занятиях факультатива познакомилась с ним как замечательным, талантливым поэтом и прекрасным переводчиком.

 

Я научилась разбираться в литературе, отличать серьёзные, настоящие произведения от легковесных, обогатилась духовно.

 

Встреча с таким талантливым педагогом, как Валентина Васильевна Балдина, была для меня щедрым подарком судьбы. Счастлива, что училась у неё – Мастера, Учителя и прекрасного человека.

 

 

 

С Валентиной Васильевной Балдиной судьба свела меня в благодатные 1980-е годы, когда были в расцвете организации, пропагандировавшие историю выксунского края и культуры.

 

Там я и познакомилась с Валентиной Васильевной. Она читала лекции по литературному краеведению на темы, до неё никем не разработанные и не изученные. Особый интерес у молодёжи вызывали предания и легенды выксунской земли. Подготовлены они были с использованием фольклорного материала, собранного нижегородским учёным В.Н. Морохиным и московской фольклористкой Н.Д. Комовской.
В 1986-1987 гг. по поручению гороно Валентина Васильевна руководила лекторием для учителей истории, географии и литературы «Выкса. Прошлое и современность». Этот лекторий способствовал расширению кругозора учителей, дал им возможность получить новые знания по истории и литературе нашего края, а также получить ответы на все вопросы, входящие в учебные программы и касающиеся истории выксунской земли. Впервые были услышаны лекции: «Выксунские предания и легенды»; «Семья Сухово-Кобылиных»; «Драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин и Выкса». Город у нас небольшой, резонанс от впечатлений у слушателей был огромен. Валентину Василь-евну пригласили на большую аудиторию – прочитать цикл лекций по городскому радио (проводное радио тогда было в каждом доме).

 

Это был самый массовый лекторий для жителей города и района.

 

С 1988 по 1991 годы Валентина Васильевна записала на радио большой материал, включающий в себя три части: «Предания и легенды выксунской земли», «Семья Сухово-Кобылиных и Выкса», «Выкса в художественной литературе дореволюционного и советского периода». Четыре года выксунцы слушали Валентину Васильевну, её замечательный голос, грамотную, выразительную русскую речь.

 

Отдельной строкой следует упомянуть о сотрудничестве педагога с газетой «Выксунский рабочий». За период 1984-1999 гг. ею было опубликовано 16 статей с новыми исследовательскими материалами, со ссылками на серьёзные источники. Читатели узнали о поэтах Борисе Личнове, Якове Шведове, Николае Флёрове, художнике М.В. Доброковском, журналисте Николае Безрукове. И, конечно же, были опубликованы новые исследовательские находки, связанные с именем А.В. Сухово-Кобылина.

 

В конце 80-х годов, когда заканчивался капитальный ремонт в Баташёвском доме, Валентина Васильевна оказала неоценимую помощь в создании экспозиции для зала «Сухово-Кобылины и Выкса». Работая в фондах Государственного литературного музея в Москве, в запасниках Третьяковской галереи, в Государственной библиотеке им. Ленина, в ЦГАЛиИ (Центральный Государственный архив литературы и искусства) и др., она разыскала для музея ценнейшие сведения, нашла источники, ранее никогда не озвученные.

 

Достаточно сказать, что в России даже в литературных музеях нет экспозиций, посвящённых драматургу А.В. Сухово-Кобылину. А в нашем Выксунском музее был оформлен кабинет писателя с мебелью XIX века, документами и фотографиями, найденными Валентиной Васильевной.

 

В 2007 году по инициативе администрации Выксунского района решено было издавать краеведческий альманах «Приокская глубинка», отражающий историю Выксунского края. Редактировать сборник было предложено мне. Зная о том, что у Валентины Васильевны «в столе» хранится множество подготовленных ею, но ещё не опуб-ликованных материалов, я пошла к ней.

 

В девяти выпусках альманаха напечатано восемнадцать статей В.В. Балдиной. Знатоки и любители истории – выксунцы, живущие в городе или по разным обстоятельствам не живущие здесь, ждут с нетерпением каждого нового выпуска сборника, зная, что за подписью «В. Балдина» они прочтут интересный, проверенный, обязательно со ссылками на источники, материал о родной Выксе и её знаменитых людях.

 

За каждой работой Валентины Васильевны виден титанический труд по выявлению фактов, касающихся тем, ею разрабатываемых. Она никогда не спешит обнародовать не полностью законченный, сырой материал; она будет докапываться, пока не исчерпает все возможности в своём очередном исследовании. Ведь изначальный смысл слова «крае-ведение» подразумевает не просто знания о чём-то, но и путь к овладению ими. Валентина Васильевна знает, в каком направлении идти, поэтому имеет результат. Объём её литературных краеведческих исследований не имеет аналога.

 

Время – справедливый и суровый судья. Думаю, что потомки по достоинству оценят тот вклад, который внесла Валентна Васильевна Балдина в выксунское краеведение.

 

 

Галина Никулина. Фото из семейного архива В.В. Балдиной