В воздушных боях смел, дерётся дерзко и уверенно

visibility
Так говорится в наградном листе о лётчике-истребителе I класса Николае Рябичеве.

Он совершил более 300 боевых вылетов. Участвовал в 40 воздушных боях. Сбил 6 вражеских самолётов. Награждён тремя орденами Красной Звезды, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За боевые заслуги», за взятие и освобождение Курска, Сталинграда, Варшавы, Праги, Берлина и других городов. 

Прошёл путь от Волги до Берлина. Мастер воздушного боя. На начало Великой Отечественной ему было 23 года. 

О небе мечтал с детства. Ему хотелось походить на Валерия Чкалова. Был принят в аэроклуб. По его окончании получил направление в школу лётчиков-истребителей.

…Учёба подходила к концу, осталось сдать последние экзамены. Но наступило 22 июня 1941 года. Началась война. Прошёл путь от старшего сержанта до капитана, от старшего лётчика до заместителя командира эскадрильи 517-го истребительного авиационного полка, в котором он воевал, сопровождая бомбардировщики и штурмовики. Это очень тяжёлая работа – не дать вражеским истребителям прорваться к нашим бомбардировщикам. Всё время приходилось подставлять свою машину под огонь. Однополчане считали Николая Рябичева мастером меткого огня. 

«В воздушных боях смел, дерётся уверенно и дерзко. 6 июля 1943 года при сопровождении «Бостонов» (американский бомбардировщик. – Прим. ред.), умело отбивая атаки самолётов противника, спас жизнь командира эскадрильи. За образцовое выполнение боевых заданий командующим Центральным фронтом  (генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский. – Прим. ред.) объявлена благодарность» – написано в представлении к ордену Красной Звезды от 10.07.1943 года.

«Как лётчик прекрасно овладел самолётом Як-1 с отличной техникой пилотирования. Несмотря на численно превосходящего противника, всегда остаётся победителем… Достоин второй награды ордена «Красное знамя», – говорится в характеристике к представлению к награде в декабре 1943 года.

Из наградного листа к третьему ордену Красного Знамени от 19 августа 1944 года:

«Беспредельно храбрый лётчик-истребитель. 16.01.44 года шесть Як-1 сопровождали семь бомбардировщиков. В районе цели группа была внезапно атакована 10 «Фокевульфами-190» (ФВ-190). Товарищ Рябичев в паре со своим ведомым связал боем шесть ФВ-190, не допустив их к бомбардировщикам. В завязавшейся неравной схватке тов. Рябичев лично сбил один «Фокевульф», а другой подбил. Остальные истребители противника позорно оставили поле боя.

25.06.1944 года шесть Як-1 сопровождали девять бомбардировщиков в р-он станции Титовка. Здесь их атаковали 10 ФВ-190. Тов. Рябичев в паре со своим ведомым, связав боем четвёрку истребителей противника, заметив, что ведущему пары непосредственного прикрытия угрожает опасность, энергичным манёвром атаковал ФВ-190 и сбил его, тем самым спас жизнь своего боевого товарища…

За два лично сбитых самолёта противника, за неоднократно проявленное мужество и отвагу в воздушных боях с противником достоин награждения…»


Наградной-лист-орден-Красного-Знамениноябрь-1943-года.jpg

Наградной лист к ордену Красного Знамени


Наградной лист к ордену Отечественной войны I степени от 29.12.1944 г.:

«После получения третьей правительственной награды с 21.07.1944 г. по 08.12.1944 г. совершил 51 успешный боевой вылет, провёл 5 воздушных боёв, в которых лично сбил один «Мессершмит-109» (Ме-109). Летая командиром группы, благодаря умелой расстановке сил в воздушном бою и умелому руководству ими со стороны товарища Рябичева, группа потерь как штурмовиков, сопровождаемых им, а также истребителей за этот период не имела.

Воздушный бой ведёт хладнокровно, смело и настойчиво атакуя врага. За этот период, несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии противника, сам лично 12 раз производил штурмовку с бомбами по войскам противника, нанося урон и внося панику в ряды противника.

21.08.1944 года четыре Як-1 сопровождали штурмовики в район Негув-Домбровка (Польша). Над целью группу пытались атаковать восемь Ме-109. Не допуская истребителей противника до штурмовиков, тов. Рябичев, отсекая атаки двух Ме-109 от ведущего группы с короткой дистанции, в момент вывода Ме-109 из виража сбил его. Несмотря на численное своё превосходство, противник, потеряв инициативу, был вынужден уйти с поля боя. Группа потерь не имела».

О том, как сложилась судьба Николая Рябичева после войны, рассказывает его дочь Ирина Игнатова: «Он для меня пример героизма. Пройдя тяжёлый военный путь, продолжил служить в авиации, охраняя от японских воздушных нарушителей дальневосточные рубежи Родины на острове Сахалин. Переучил на новые типы самолётов полк лётчиков. Летал сам.

В 1954 году, выполняя боевое задание командования, поднял самолёт по тревоге на перехват японского нарушителя. Вокруг сплошной туман, сопки. Приборы отказали. 

Мог бы катапультироваться, да пожалел машину. Шансов выжить практически не было. Два года находился в госпитале города Хабаровска на подвесной кровати. Пострадала центральная нервная система, был повреждён спинной мозг. Однако ампутировать ноги не дал. Ему было всего 36 лет. Он боролся за жизнь. И благодаря огромной силе воли он, инвалид I группы, встал». 

В 1956 году семья вернулась в Выксу. Его жена и боевая подруга Мария Ивановна посвятила жизнь уходу за больным мужем. Умер Николай Николаевич 1 марта 1991 года.


Самолет

Самолёт Як-1. На этой модели самолётов Николай Рябичев прошёл всю войну

Фото из архива семьи Рябичевых и из открытых интернет-источников