ВЛАДИМИР ШУХОВ: ПЕРВЫЙ ИНЖЕНЕР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИ

account_circle
visibility
Произнося фамилию Шухов, чаще всего подразумевают «железную» архитектуру: знаменитые башни великого инженера известны во всём мире. Одна из них находится в Выксе, на территории металлургического завода. Ею дорожат, думают о...

Произнося фамилию Шухов, чаще всего подразумевают «железную» архитектуру: знаменитые башни великого инженера известны во всём мире. Одна из них находится в Выксе, на территории металлургического завода. Ею дорожат, думают о том, как бы сохранить на возможно долгое время. Она, вкупе с имеющимся там же шуховским цехом, представляет собой интерес для учёных международного уровня как уникальное сооружение. А для выксунцев – как неотъемлемый элемент историко-культурного наследия, который может прославить город в веках.

Человек-жизнь
В Выксе нет памятника Шухову. Возможно, из-за того, что в постреволюционный период было принято ставить памятники людям, поднявшим Россию «на дыбы» (или дыбу), но не людям-созидателям. Времена меняются. Памятник «гению инженерной мысли» у нас пока не появился. Но его имя присвоено одному из микрорайонов будущего «города в городе» Новая Выкса.
   Об этом микрорайоне «ВР» уже рассказывал в №48 от 27 июня. Сегодня поговорим о самом Владимире Григорьевиче. Шухов был, по его собственному выражению, «человеком жизни». В нём органично сочетались интересы научные, культурные, технологические, бытовые. С юности он увлекался астрономией, жизнью растений и животных, знал химию, физику, геологию. Любил литературу, музыку, прекрасно ездил на велосипеде, играл в шахматы. Даже занимался столярными и токарными работами. «Даже» не в смысле пренебрежения, а в смысле необычайной широты интересов. Касаясь своей профессиональной деятельности, он говорил: «Не мыслю инженера вне культуры. Не приобщившись к Пушкину, Толстому, Чайковскому, нельзя достичь ничего».

Человек-фабрика
ВЛАДИМИР ШУХОВ: ПЕРВЫЙ ИНЖЕНЕР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИОн достиг многого. Его профессиональная репутация была безупречной во всех отношениях. Многие фирмы считали за честь иметь такого сотрудника. Казалось, он умел всё: его называли «человеком-фабрикой». Он сам делал все расчёты своих сооружений, и они всегда были точны! В его библиотеке были книги и журналы на многих европейских языках. Такой специалист мог свободно работать где угодно. Но работал в России даже после событий 1917 года.
   Если говорить о России в целом, то интересно вспомнить, что Шухов стоял у истоков того, что теперь называют топливно-энергетическим комплексом: он разработал первый в России нефтепровод, создал первые в мире нефтеналивные баржи, изобрёл крекинг-процесс получения бензина и... перечислять можно ещё долго. Неофициальный титул «первого инженера Российской империи» он получил заслуженно.
   Если говорить о Москве, то может показаться, что на рубеже XIX-XX вв. без его участия не обходилось строительство ни одного дома, где требовались сложные инженерные конструкции: Верхние торговые ряды, известные сегодня как ГУМ; Киевский вокзал, где Шуховым разработаны прозрачные перекрытия перронного зала; Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина («шуховский вклад» – стеклянная кровля и система отопления); стеклянные полуцилиндрические своды двух галерей Петровского пассажа; металлический купол-перекрытие грандиозного операционного зала московского почтамта; многоярусная вращающаяся сцена МХАТа и ещё, ещё… И – башни!

Человек-башня
ВЛАДИМИР ШУХОВ: ПЕРВЫЙ ИНЖЕНЕР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИ«Шуховская башня» – не только та, что на Шаболовке. Под этим понимается разработанная Шуховым сетчатая башенная конструкция из прямолинейных стрежней, образующая гиперболоид вращения. Сам инженер называл её «ажурной». Первая была построена её изобретателем на промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896-м. За короткое время появилось около 200 башен, которые использовались как маяки, водонапорные башни и радиобашни. Отрадно то, что одна из них нашла место в Выксе.
   Конечно, строительства радиобашни другому хватило бы до конца жизни. Тем более, что условия, в которых приходилось работать (гонения и даже приговор к условному расстрелу в 1921-м), не располагали к участию в новых проектах. Но Шухов продолжал творить. Некоторое время он занимался восстановлением разрушенных во время гражданской войны мостов, многие из которых были ему хорошо знакомы: он спроектировал их около четырёхсот. А в 20-30 годах прошлого века разработал проекты цехов завода «Динамо», нескольких металлургических комбинатов, оказывал помощь строителям первых линий метро. И это в 75 лет!

Человек-микрорайон
Его жизнь была яркой, как пламя. В пламени она и оборвалась: в его квартире на Зубровском бульваре в Москве в 1939 году произошёл пожар от упавшей свечи. Владимир Григорьевич скончался от полученных ожогов. За 10 лет до этого трагического события он стал почётным членом АН СССР и получил премию имени В.И. Ленина, немногим позже ему присвоили звание Героя Труда. От выдвижения на избрание действительным членом АН СССР Шухов отказался.
   Всё это было 70 и более лет назад. Сегодня есть шуховские фонды, выставки, музеи… Теперь будет и микрорайон в Выксе.

Татьяна Снегирева. Фото из открытых интернет-источников