Долгожданный школьниками июнь всё равно пришёл как-то незаметно, словно подкрался. Контрольные, зачёты, волнения по поводу годовых оценок, казалось, этой суматохе не будет конца. Но вот и всё, ура, каникулы! Как начать отдых?
Часть ребят из школы №9 решили прове-сти первый летний месяц на этноэкологиче-ской площадке «Эко». Это новая форма деятельности учащихся современной школы. Цель пребывания детей в «Эко» – экологическое образование и воспитание ответственного, уважительного отношения к окружающей среде. По мнению руководителя площадки Натальи Викторовны Кулагиной, достигнуть данной цели интереснее и доступнее с помощью исследования мест, хорошо знакомых ребятам. Для этого и выбраны такие объекты как окрестности Ивер-ского храма, Варнавский пруд, озеро Витерево, Рожнов бор.
В процессе работы учащиеся были разделены на пять групп, у каждой – свой объект изучения, по которому составлялся отчёт. В нём нужно отразить сведения о сегодняшнем состоянии воды и почвы, земноводных и рептилий нашего края, этнографические моменты (предания, былички, топонимику местности) и прочее. Задача не из лёгких, да и ещё необходимо сравнить сведения, полученные в 2009 г., с данными прошлых лет и сделать вывод. Это уже почти научное исследование.
Каждый день пребывания в «Эко» приносил ребятам открытия, пусть маленькие, но зато очень интересные! Школьники изучали свои объекты с помощью различных приборов для полевых экологических исследований. Узнавали имена незнакомых (а порой и часто виденных) растений, птиц, насекомых; наблюдали за особенностями поведения ужей, змей, веретениц. В очередной раз были восхищены красивейшими местами в окрестностях озера Витерево – памятника природы обла-стного значения. Ребята отметили появление слишком большого количества стоянок- привалов для отдыха, рыбаков возле озера, а жемчужинки нашего края сохранять необходимо. В окрестностях Рожнова бора, тоже памятника природы, обнаружили скотомогильник. «Он должен находиться явно не в этом месте», – рассуждали юные экологи.
Словом, три летних недели в «Эко» для школьников стали не просто интересным отдыхом, а ещё и познанием окружающей среды, позволили увидеть наглядные результаты отношения человека к природе. И помогли собрать данные, имеющие серьёзное практическое значение для экологии нашего района.
Весь материал отражён в буклетах и мультимедийных презентациях. Он поможет ребятам достойно подготовиться к областному экологическому конкурсу «Царевна-Лягушка», другим серьёзным состязаниям всероссийского значения, в которых учащиеся школы №9 уже принимали участие. А сравнительные результаты проб воды акваторий Иверского храма (итоги работы 4-х лет) обработаны и будут представлены в территориальное управление Роспотребнадзора по Выксунскому району.
К сведению: согласно исследованиям учащихся, качество воды Варнавского пруда ухудшается год от года. Некогда чистейший, он превратился в болото; источник его имени также в неудовлетворительном состоянии. Осенью в Выксе будет широко отмечаться 145-летие святого Варнавы, собираются средства на сооружение памятника. Неплохо было бы облагородить и водоёмы, названные именем почитаемого старца.
Лидия Козоедова