Война, милосердие и любовь

visibility
В музее металлургического завода открылась выставка фотографий Первой мировой

У неё две предыстории. Первая: в ноябре в Нижнем Новгороде проходил X фес-тиваль «Нижегородская музейная столица», посвящённый 100-летию начала Первой мировой войны.

В рамках этого мероприятия в Русском музее фотографии Нижнего открылась фотовыставка «Война, милосердие и любовь». Её увидела и Наталья Голубева, хранитель выксунского музея. Увидела и заявила о том, что надо бы и к нам такую. В прошлом году не получилось, потому что выставка поехала во Францию. Почему именно туда – это другая история.

Вот что об этом пишет директор Французского культурного центра «Альянс Франсез – Нижний Новгород» Софи Жент:

«Случайностей нет… Какова доля случайности, когда, приехав в Нижний Новгород в ноябре 2013 года в качестве нового директора «Альянс Франсез» и открыв мои чемоданы, я обнаружила среди книг деда, военнопленного, дневник, который думала, что потеряла.

Какова доля случайности, когда Вера Тарасова, директор Русского музея фотографии, предложила сотрудничать в организации выставки «Война, милосердие и любовь», посвящённой 100-летию начала Первой мировой.

Какова доля случайности, когда, находясь в России, в поезде, набираю на компьютере этот дневник, написанный дедом тоже в поезде во время его поездки по России до Ташкента с 22 марта по 17 июля 1918 года…

Какова доля случайности в том, что мой дед рассказывает в своём дневнике, что давал уроки французского в России…».

Война, милосердие и любовь

Случайностей нет, и дневник военнопленного Жоржа Барбье из архива «Альянс Франсез» в двуязычном варианте представлен на выставке, как культурный обмен между нашими странами.

Выставка задумана как передвижная. И первым местом в России, куда она прибыла из Франции, стала Выкса.

Первая мировая началась 100 лет назад и тоже длилась четыре года, как Вторая мировая, но могла бы и дольше, если бы не революция в России. Историки называют её одним из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Русские солдаты и офицеры показывали образцы мужества и героизма, защищая свой народ, дом, любимых. Сохранившиеся фотографии донесли до наших дней эпизоды отправки на фронт и мгновения боёв; минуты передышек, такие мирные картинки стирки и сушки белья солдатами; сбитый немецкий самолёт и лазарет; похороны русского офицера и солдат. На войне как на войне…

Когда вглядываешься в лица тех людей, понимаешь, что и сто лет назад каждый человек на войне думал о своей любимой или о жене и летел навстречу пулям, чтобы поскорее закончить ненавистную войну и вернуться к родному порогу. Какие колоритные лица… Трое у входа в землянку. Один задумчив, второй иронично смотрит в камеру фотоаппарата, третий погружён в себя. На групповых павильонных снимках – офицеры с прекрасной выправкой, в отлично сидящей форме, исполненные достоинства и мужества. Эти не отступят и не предадут. А вот на этой фотографии – солдаты, видно, что из крестьян. Кто в каракулевой шапке, кто в лихо надвинутой на одно ухо фуражке. Тоже строгие, решительно настроенные. Ещё одно фото у землянки. Два офицера. Выдалась минута передышки, фотограф, очевидно, уговорил, нехотя согласились. Стоят, задумавшись. О чём? О предстоящем сражении? О доме, о любимой?

Вся выставка выстроена таким образом, что фотографии войны, боли и смерти рядом с моментами радости. Редкий сюжет. Неизвестный автор уловил тот момент, когда и свадьба, и проводы в армию происходят одновременно. …В тарантасе в белом подвенечном платье – невеста. Бережно держит икону Божией матери. На подножке – жених, но одет он в военную форму. Очевидно, что сразу после венчания – на фронт. Солдаты уже приготовились к походу, да вот только Иван попросил сфотографироваться с невестой. И то, что жених и невеста сидят не вместе, и солдат готов вот-вот соскочить с подножки и встать в строй ожидающих его, добавляет в эту мирную картину свадьбы такую драматическую ноту, что щемит в груди. Вернётся ли жених с войны, одному Богу известно.

Или, например, похороны погибших. Сельское кладбище. Слева – кресты, прямо – убитые. Они лежат на земле, на шинелях, прикрытые белыми простынями. Их похоронят в большой могиле. Справа – пришедшие из деревни женщины, застывшие в скорбном молчании, и солдаты с офицерами. Безмолвие молчания и печали.

Война, милосердие и любовьКроме фотографий, на выставке представлены почтовые открытки и документы, некоторые из них выставлены впервые. В письмах – мечты о мирной жизни, признания в любви, надежды на встречу.

Интерес и желание прочитать его весь вызывает дневник французского пленного Жоржа Барбье. Как и многие другие французы из Лотарингии, он не пожелал сражаться на стороне немцев, а предпочёл сдаться в плен русским. В дневнике есть разные интересные подробности, характеризующие как русских, так и французов и представителей других национальностей. Дневник – свидетельство того, что пришлось пережить в плену, о повседневных заботах, простых человеческих отношениях между пленными и надзирателями, между заключёнными. Есть интересные детали. Например, когда проезжали одно село, казаки остановили их и отвели к командиру. «Полковник генштаба допрашивал меня, а потом угостил рюмкой водки, хлебом и ветчиной». Сам Жорж писал письма в Комитет поддержки жителей Эльзаса-Лотарингии в Петрограде и ходатайствовал за своих соотечественников.

Представлены и фотографии из образцово-показательного (!) австрийского концлагеря «Вегштайт»: русские офицеры дают благотворительный концерт в пользу пленных русских солдат; репетиция оркестра.

Выставка запоминается лицами людей того времени, спокойными, полными достоинства и самоуважения. Уважаешь и тех людей, которые сохранили и донесли до наших дней информацию, запечатлённую в письмах, дневниках, открытках и фотографиях той широкомасштабной войны. Выставка актуальна и своевременна: через фотографии призвать людей к миру, милосердию и добру.

 

Елена Липатова. Фото Ольги Поповой