Воспитательница спасла тонущего ребёнка

visibility
Елена Гришина рассказывает, как беспечность взрослых однажды едва не обернулась трагедией.

В детстве она мечтала стать врачом. Хотела спасать людей. Врачом не стала, но спасла одного малыша. 

Елена Гришина, старший воспитатель детского сада «Дельфинчик», гость нашей редакции. В этом году она среди достойных выксунцев на городской Доске почёта. И мы говорим с ней о жизни, о любви к детям и людям, о том, как важно быть внимательным к тому, что происходит вокруг.

– Здравствуйте, Елена. Помните ли тот первый день, когда Вы переступили порог детского учреждения, даже не подозревая, что это всерьёз и надолго? 

– Это было в 2008 году. Привела в садик свою двухлетнюю дочку. По наивности думала, что её сразу же примут. Мне ответили, что мест нет и не ожидается. «Но… мы можем принять вашу девочку, если будете у нас работать». У меня не было педагогического образования, я не представляла себе эту профессию. За плечами – ПТУ и специальность парикмахера. Устроиться по этому направлению тоже было практически невозможно, и я подрабатывала то продавцом, то на подсобных работах. А тут мне предлагают настоящее дело!

 – И Вы решились? 

– В тот же день. Пришла в группу, а малыши, увидев меня, подбежали, стали что-то говорить, прыгать, радоваться. Я почувствовала, что вот это моё. 

– И как же Вы входили в это «настоящее дело»?

 – Сложно. Но рядом были опытные воспитатели, рассказывали, показывали, учили. А время-то было какое, помните? Ни ФГОСов, ни телефонов у детей и родителей. Занятия придумывали сами, наглядные пособия рисовали, клеили, вырезали из бумаги, раскрашивали. И воспитатель был сам себе художник, режиссёр театральных сценок и сам же главный артист.

– Но пришли иные времена… 

– …и мы с подругой поступили в Муромский педагогический колледж. К тому времени я родила ещё двоих и училась, находясь в декрете. В Борковке построили новый детский сад «Дельфинчик», в который я перешла работать. Новые программы, новые методики и новые требования. Поступила на заочное отделение Московского психолого-социального института (Муромский филиал). 

– Пролистнём годы, когда Вы обрастали знаниями, опытом, сдавали экзамены на первую категорию, затем на высшую, стали старшим воспитателем. Вы теперь уже твёрдо знаете, за что любите свою профессию и какие качества для этого необходимы. 

– В профессии я уже 15 лет. Твёрдо говорю, что от общения с малышами молодею! Главные качества воспитателя: любовь к детям, оптимизм, отзывчивость. 

В каждом ребёнке заложен огромный потенциал, а мы развиваем его дальше. Видеть плоды своих усилий – это и есть счастье. 

Вместе с воспитателем Светланой Кудряшовой написали и постепенно внедряем новую программу развития ребёнка: «Доступная живая развивающая среда». И она уже действует, дети идут в садик с охотой. Их ждут новые открытия. Начали с ясельной группы. Детки ещё плохо говорят. Сейчас они учатся не только рассматривать картинки, но и находить в них новые мотивы и элементы. Они рисуют и вывешивают свои «произведения». Рассматривают их и на своём языке обсуждают. В их лексиконе появляются новые слова. Перед тихим часом воспитатель читает книжку и останавливается на самом интересном месте. Предлагает родителям дома дочитать, а днём дети делятся впечатлениями от рассказа. И что тут творится! Они сами придумывают ход сюжета, каких только фантазий не наслушаешься! Это лишь маленький фрагмент программы, цель которой – свободный доступ ребёнка к игре. 

– Как старший воспитатель, Вы и коллег воспитываете…

– Да, конечно, а вместе нам необходимо ещё и родителей наставлять на путь истинный. Это сложнее. 

Я вспоминаю слова московского преподавателя. Он говорил: «Вам придётся работать с детьми, рождёнными родителями перестроечного времени. Это огромный пласт и огромная работа». Мы с этим живём. Некоторые мамы и папы уверены, что мы должны научить детей писать и читать. Отвечаем, что мы малышей развиваем, учим играть.

– У нынешних детей есть любимые игрушки? 

– На такие вопросы отвечают, что играют в телефоне, смотрят мультики. Некоторые собирают пазлы, конструкторы. И наша задача – научить играть, потому что только в игре ребёнок развивается, тренируется его мозг. И мы приобщаем их к чтению. Воспитатель на каждый вечер даёт задание родителям прочитать детям определённый рассказ с тем, чтобы ребёнок смог его пересказать. 

– В Вашей практике были курьёзные случаи?

– У нас в группе был мальчик, который любил всех мошек, жучков, паучков, ос, шершней. Он брал их в руки, и ни один его не ужалил, не укусил. Однажды он подходит ко мне, со счастливым видом сажает мне кого-то на грудь и говорит: «Это вам!». Смотрю – большая саранча! Я их боюсь до безумия! Стряхиваю этот «подарок» и убегаю с воплями. Опомнилась, смотрю, мальчик горько плачет. Что такое? Он подумал, что я убила это сокровище! Нет, всё обошлось, мы с саранчой остались живы. 

– Дети непредсказуемы в своих увлечениях и занятиях. Бабушки говорят: «Ох, за внуками глаз да глаз нужен». Знаю, что из-за отсутствия такого присмотра и произошёл с Вами неординарный случай.

– Мне до сих пор тяжело об этом говорить. 

– По сути, без страшных подробностей. 

– Суть в том, что четырёхлетний мальчишка был предоставлен сам себе. Бегал по улице. Жара, подростки купаются в прудике. И малец пытается. Ребята 

его прогнали. Но он всё-таки полез в воду. Мой сын прибежал домой и закричал, что малыш тонет. От берега всего два метра. Прыгнула в воду, вытащила. Он был синий, не дышал. Не знаю, как вдруг вспомнились знания, которые получила ещё в школе на уроке гражданской обороны. Сколько времени я с малышом билась, не помню, но вдруг он закряхтел, изо рта хлынула вода, а в ладошку мне горячо забилось сердечко. Соседка в это время вызвала «скорую», но я надеялась и на то, что какая-нибудь из проезжающих машин остановится и довезёт до больницы. Нет, все – мимо.

«Скорая» приехала быстро, забрала и малыша, и маму. Меня трясло, но я открыла интернет, удостоверилась, что всё делала правильно.

Потом мне позвонили из больницы, сказали, что рентген грудной клетки показал – лёгкие чистые. Он здоров.

Долго не могла опомниться. Терзала страшная мысль, что я могла не спасти его. И мысль о том, почему ни одна из проезжающих машин не остановилась. Почему люди такие жестокосердные?

– Не все, Елена Сергеевна, всегда найдётся в трагической ситуации такая же Елена и спасёт. 

– Надеюсь. Для меня главное, чтобы родители не оставляли детей без присмотра.

– У Вас наверняка есть любимое занятие? 

– У меня их несколько. Очень люблю готовить. Радуюсь, когда семья довольна моими обедами. Мама приучила к огороду. Это истинное счастье – работать на земле, выращивать овощи, собирать урожай, делать заготовки. И самое главное увлечение – орхидеи. Первую подарил муж, с тех пор лучший подарок – этот прекрасный и сказочный цветок. Это восторг.

– Ваше правило в жизни? 

– Твори добро, и оно к тебе вернётся. 

– Спасибо Вам за беседу, за вашу отзывчивость и любовь. 

Фото Полины Артамоновой