Не только сообщил, но и проследил историю воплощения судьбоносного плана ГОЭЛРО в нашей местности.
– Заглянем в 20-е годы прошлого века. Кто стоял у истоков плана?
– Комиссия под председательством Глеба Кржижановского утвердила план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации Советской России) на VIII Всероссийском съезде Советов 22 декабря 1920 года. Представьте только: страна в разрухе после гражданской войны, а по плану предполагалось строительство 30 электростанций (20 тепловых и 10 гидро). Их планировалось разместить вблизи крупных промышленно-развитых городов (губернских, а впоследствии областных). Дерзкие планы! А по мере достижения их проектной мощности намечалось возведение линий электропередачи (ЛЭП) и подстанций 110 кВ. Такие схемы позволяли создать Единую энергосистему страны, в которой Центральная часть соединилась с Уральской и Сибирской. Это обеспечивало надёжное электроснабжение в аварийных ситуациях и во время плановых ремонтов оборудования.
– Что планировалось строить в нашей области?
– В районе Балахны, где находились обширные залежи торфа, наметили строительство Нижегородской государственной районной электростанции (НиГРЭС). Строили её с 1922 по 1925 год; 6 сентября 1925 года, после тщательных испытаний, началась растопка котельного агрегата. Затем был торжественно пущен в эксплуатацию первый турбогенератор. А 8 ноября введена в работу ЛЭП (110 кВ) Балахна – Нижний Новгород и первая подстанция Молитовская таким же напряжением.
И это только начало. В 1927 году построили ЛЭП Балахна – Растяпино (сейчас Дзержинск) и включили в работу Растяпинскую подстанцию. В 1930 году в этом же районе на левом берегу реки Оки установили опоры высотой 128 мет-ров для соединения с правым берегом.
Конец 1920-х. Монтаж мачтовой трансформаторной подстанции
– Это не те ли шуховские опоры?
– Да, их разработал инженер Владимир Шухов. Он построил три пары сетчатых многоярусных гиперболоидных опор перехода через Оку. Их высота 20, 69 и 128 метров, длина перехода – 1800 метров.
Опоры через Оку. Всего их было три пары
Гиперболоидная опора инженера Шухова на Оке – одна из двух сохранившихся в России. Её высота – 128 метров
– Увеличение протяжённости линий электропередачи, строительство новых станций потребовало создания соответствующего управления. Так?
– Да. 28 марта 1931 года было создано районное управление «Нижэнерго» (позднее «Горэнерго»). В 1930 году завершили строительство и в работу включили подстанцию в Кулебаках. Оборудование закупили в Америке у фирмы «Дженерал электрик». В 1932-м – подстанцию в Выксе, закупив оборудование у немецкой фирмы АЕГ. Её специалисты произвели шеф-монтаж оборудования и обучили наших мастеров, которые в дальнейшем его и обслуживали.
1930-е годы. Подстанция «Выкса»
Алексей Васильевич Птицын, дежурный ПС Выкса, начальник ПС Выкса в 1945-1966 гг.
Георгий Александрович Кантов, дежурный ПС Выкса, 1932-1952 гг., начальник ПС Муром в 1952-1972 гг.
– Что изменилось в Выксе с пуском подстанции?
– Прежде всего, металлургический завод и строящийся завод ДРО получили надёжное электроснабжение. Электрифицировали учреждения, жилые дома и улицы Выксы. Но и это не всё.
В 1934 году завершилось строительство Муромской подстанции. Для монтажа и наладки оборудования туда направили выксунских специалистов Алексея Птицына, Георгия Кантова, Михаила Бандина. После чего создали Муромский эксплуатационный участок (впоследствии Муромские электрические сети), объединив три районные подстанции (Муромскую, Кулебакскую, Выксунскую) и соединяющие их ЛЭП.
По плану ГОЭЛРО намечалось провести линии электропередачи 110 кВ от Мурома до Москвы и Иванова. Но Великая Отечественная война, которая началась в 1941 году, помешала этому. Завершить строительство ЛЭП Муром
– Гусь-Хрустальный удалось только в 1946-м. Так Муромская подстанция получила второе питание от Московской энергосистемы.
Война внесла коррективы и в работу местных подстанций. Повысились требования к эксплуатации всего энергетического оборудования, создали военизированную охрану. На ВМЗ и в зоне Выксунской подстанции всю вой-ну работал энергопоезд «Вестингауз» для более надёжного снабжения электроэнергией.
«Энергопоезд» – это понятие сейчас практически забыто и знакомо даже не всем энергетикам, а ведь зачастую именно с ними в дальневосточные города и посёлки приходил свет. Кроме того, энергопоезда сыграли важную роль в обеспечении электроэнергией строительства многих гидроэлектростанций.
Концепция мобильной электростанции, перемещающейся по железной дороге, в СССР возникла в 1930-е годы. Первый энергопоезд в стране был создан в 1934 году, он имел мощность 700 кВт и состоял из нескольких вагонов, в которых размещались дизель-генераторы и распределительное устройство. После прохождения испытания был принят на вооружение Красной армии. Когда началась Великая Отечественная война, возникла большая потребность в мобильных электростанциях, которые могли бы быстро перемещаться по железной дороге и снабжать электроэнергией как эвакуируемые производства, так и освобождённые от врага территории. Энергопоезда создавались за несколько недель на базе обычных паровозов, с использованием паровозного котла как источника пара. На отдельной платформе монтировался турбоагрегат мощностью 500-1500 кВт, часто демонтированный с какой-либо электростанции.
На других платформах располагались конденсатор и распределительное устройство. Более мощные и технически совершенные энергопоезда специальной постройки поставлялись по лендлизу из США, в частности, широко используемый энергопоезд фирмы General Electric имел мощность 3 МВт.
– Когда приступили к электрификации села?
– Для электрификации сёл и деревень была создана структура «Сельэлектро». В нашем районе первая сельская подстанция построена в НовоДмитриевке, которая в 1963 году вошла в состав Муромских электросетей. В связи с ростом промышленного производства стране требовались дополнительные мощности.
– Тогда и задумали подстанцию «Радуга»?
– Да. Причём приняли решение сделать новую подстанцию возле Выксы напряжением 500 кВ. Её строительство завершилось в январе 1965 года. Позднее по две ЛЭП (110 кВ) были построены до Кулебакской, Выксунской и Муромской подстанций.
1965 год. Подстанция «Радуга»
Мобильный энергопоезд, который в годы Великой Отечественной войны служил верой и правдой
– В 1960-х металлургический завод как раз планировал строительство новых цехов (КПЦ, ТЭСЦ-3), вёл реконструкцию старых. Это требовало значительного увеличения потребления электроэнергии. Как решался вопрос?
– К тому времени Минэнерго СССР, по согласованию с правительством, разрешило строительство подстанций напряжением 110 кВ глубокого ввода на территории предприятий и подключение к соответствующим сетям энергосистемы. Первой ласточкой в нашем районе стала подстанция ДЗМО в Досчатом, построенная в 1969 году. В 1970-х годах на территории ВМЗ появились подстанции ГПП-1, ГПП-2, ГПП-3 (все 110 кВ). После чего ВМЗ перевёл электроснабжение завода на свои подстанции и продолжил строительство новых. Позже, когда электрической мощности подстанции «Радуга» уже не хватало, провели её реконструкцию, заменив устаревшее оборудование, что позволило увеличить отпускаемую электрическую мощность.
– А Муромские и Южные электрические сети – это одно и то же?
– В некотором роде, да. В 1996 году Муромские электрические сети переименовали в Южные электрические сети. Они стали базироваться в Навашине. В 2003 году в их состав вошли подстанции Вачского и Сосновского районов. Сейчас Южные электросети обеспечивают надёжное электроснабжение восьми районов на юго-западе Нижегородской области.
– С какими трудностями сталкивались?
– Серьёзным испытанием для коллектива электросетей стало лето 2010 года. Лесные пожары в районах трасс ЛЭП приводили к возгоранию деревянных опор, их падению и повреждению. На помощь для ликвидации аварий прибывали ремонтные бригады соседних подразделений «Нижновэнерго». Электроснабжение восстанавливали в короткие сроки.
Следующим испытанием стали ледяные дожди конца декабря 2010 года и начала января 2011-го, повреждения ЛЭП из-за обледенения и обрыва проводов, а также падения деревьев на провода. Люди часами занимались восстановительными работами с минимальным временем на отдых.
– Как обстоят дела сегодня?
– Сейчас в Южных электросетях проводится модернизация оборудования, реконструкция ЛЭП, для повышения качества электроснабжения построена подстанция 35 кВ в Виле. Одним словом, у энергетиков впереди ещё много работы.
Геннадий Баринов
- Проработал в энергосис-теме Горэнерго 41 год. С 1993 года – в Нижнов-энерго.
- Трудился электромонтёром, мастером. С 1990 по 2012 год – начальник выксунской группы подстанций.
- Заслуженный работник ЕЭС (Единой энергосистемы России)
Фото из архива Геннадия Баринова, из книг «80 лет под напряжением», «85 лет надёжности» и агентства IKSA