Вся жизнь - БАЛЕТ

visibility
А он в ней артист, балетмейстер, режиссёр В Выксу Всеволод Владимирович Немоляев приехал совершенно случайно, из-за командировки жены. Выдалось «окно» в репетиционной программе и решил посмотреть, что это за город...

А он в ней артист,
балетмейстер, режиссёр

В Выксу Всеволод Владимирович Немоляев приехал совершенно случайно, из-за командировки жены. Выдалось «окно» в репетиционной программе и решил посмотреть, что это за город с таким интересным названием!
   Был приятно удивлён, что всего в нескольких сотнях километров от столицы есть такой симпатичный городок, где прошлое и настоящее мирно соседствуют друг с другом. Где по улицам, утонувшим в сугробах, ходят спокойные люди. Где никто никуда не спешит. Где есть дома, отапливаемые русскими печами. Где основанный русскими купцами-заводчиками металлургический гигант продолжает развиваться и процветать. Где проходит чемпионат России по самбо и есть футбольная команда.
   Все эти приятные открытия Всеволод Владимирович, в прошлом солист балета (55 сезонов в Большом театре!), а ныне – балетмейстер и режиссёр мужской труппы, сделал благодаря экскурсии по городу, проведённой для него главным хранителем фондов музея ОАО «ВМЗ» Еленой Столяровой. Узнав много, захотел встретиться с артистами народного театра. Встреча, благодаря Елене, состоялась.

Из семьи театралов
Коренной москвич, он воспитывался в театральной среде и такой же семье. Как и все мальчишки, мечтал стать футболистом, играл в футбольной команде, однако в 10 лет его отдали в хореографическое училище. Так началась его карьера солиста балета. В 14 лет он уже танцевал в «Дон Кихоте» партию Санчо-Пансо. За 55 сезонов в Большом театре участвовал во множестве спектаклей – от «Щелкунчика» до «Спартака» и «Золотого века». В концертных программах любимыми были выступления в «Музыкальной табакерке», «Весне священной», «Русском сувенире». Много гастролировал по миру. Карьеру танцовщика закончил в 1979 году и, когда главный режиссёр Большого театра предложил остаться в качестве руководителя мужской труппы кордебалета, – согласился. Руководит до сих пор.

Иду по коридору, навстречу – Уланова
Свою творческую жизнь Всеволод Владимирович считает успешной. «Я ни о чём не жалею», – говорит он.
   – В юности было так – идёшь по коридору, а навстречу Иван Семёнович Козловский, или Надежда Андреевна Обухова. Из артистов балета – какие величины! Галина Уланова, или Анна Семёнова, Ольга Лепешинская… Они только пройдут мимо тебя, а впечатлений – на всю жизнь!
   Григорович – талантливый режиссёр! Помню его гениальную постановку «Каменного цветка» на музыку Сергея Прокофьева. Мне довелось танцевать в нём с блистательными Катей Максимовой и Володей Васильевым. Всё, что поставлено им – это поистине выдающиеся спектакли! Он непревзойдённый хореограф. Сейчас, в свои 84 года, ставит «Спящую красавицу» в новой редакции. Григорович – это эпоха. Всё, что им сделано – взлёт, триумф советского балета!

Тени прошлого и глянец настоящего
– Сейчас у нас модно быть звездой. А раньше? Разве известная и любимая народом актриса Валентина Серова могла сказать, что она звезда? А Алла Тарасова, игравшая в «Анне Карениной»? Они жили театром.
   В 1947 году был поставлен «Учитель танцев» с Владимиром Зельдиным в главной роли. Я восхищаюсь им как человеком и актёром. В свои 96 лет он играет в музыкальных спектаклях!
   В своё время – 50-е, 60-е, 70-е, 80-е годы – в каждом московском театре шли потрясающие постановки. Театр на Таганке, Малый театр, «Современник», театр Советской армии и т.д.
   Сегодня это всё куда-то ушло. В зарабатывание денег, в глянец. У нас кругом шоу-бизнес. Западный глянец подавил всё лучшее и талантливое. Мы «косим» под дешёвую Америку, хотя там сегодня 100 первоклассных симфонических оркестров. У нас же… Но были же замечательные дирижёры, которых помню – Евгений Светланов, Александр Мелик-Пашаев, Геннадий Рождественский.

«Молодцы! Высоко берёте»
Режиссёр народного театра Сергей Куликов рассказал о традициях Выксунского театра, идущего от времён Баташёвых. Гость был приятно удивлён, что на выксунской сцене идёт «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина.
   – Сухово-Кобылин сегодня актуален как никогда! Вы высоко берёте, ставя его пьесу. Это говорит и о культуре вашего города и зрителя. Это вселяет оптимизм. Я понял, что пока живы такие города, как ваш, жива Россия!
   – С удовольствием буду рад помочь вам. Приглашайте на свои спектакли. Можно привезти с собой и актёров Большого театра. Надеюсь на сотрудничество с вами.
   Вот на такой оптимистичной и жизнеутверждающей ноте закончилась встреча. В выксунцев она вселила надежду, что они несут людям свет культуры, а гость утвердился в том, что Россия жива и будет жить, кто бы там что ни говорил.