Зачем нужна налоговая служба

account_circle ВР
visibility
Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.

Живя в цивилизованном обществе, мы редко задумываемся, откуда берутся все блага. То, что мы можем жить в таких комфортных условиях, прежде всего заслуга государства. Именно оно должно заниматься созданием и удовлетворением всех потребностей нашего общества. В его обязанности входит организация и поддержание общественного порядка, оборона страны, правильное благоустройство, организация работы транспорта, системы здравоохранения, культуры, науки, образования, досуга и т.д. Чтобы создавать условия для комфортной жизни, государству нужен общий бюджет, который как раз и состоит из наших налогов и госпошлин. 

Налоговые инспекции в России появились лишь в 1990 году, но это не означает, что фискальных органов в нашей стране до этого не было. Начало создания налоговой системы на Руси относят ко временам Ивана Грозного. Тогда был учреждён Приказ Большого прихода – первый государственный орган, централизованно заведовавший получением основных доходов страны. 

Сегодня поговорим о том, кто и как организует эту работу в Выксе.


21 ноября отмечается День работника налоговых органов. 

2020 год стал юбилейным – налоговой службе России исполнилось 30 лет.


За три десятилетия налоговая служба прошла нелёгкий и славный путь становления и развития, став ключевым звеном в обеспечении стабильности финансовой системы страны. И в этом, несомненно, большая заслуга всех, кто честно и добросовестно исполняет свой долг перед государством.

История Межрайонной инспекции ФНС России №4 по Нижегородской области неразрывно связана с историей службы и ведёт своё начало с июля 1990 года. Первым её начальником и бессменным руководителем в течение 19 лет был Валерий Семёнович Краснов. А штат инспекции в том далёком году составлял всего 18 человек, которые размещались в двух кабинетах администрации Выксунского района. В числе сотрудников, которые много сил отдали становлению инспекции, были Любовь Александровна Баринова, Галина Ивановна Ёлкина, Галина Николаевна Седышева, Наталья Ивановна Бардина, Татьяна Ивановна Саратовцева.

Развивалась служба, росла и инспекция.  В 2001 году проведена реорганизация в форме слияния налоговых органов по Выксунскому и Навашинскому районам, а в 2005 году была присоединена Кулебакская налоговая инспекция.

В настоящее время штатная численность сотрудников составляет более 100 человек. Это профессиональный коллектив, в котором каждый болеет душой за порученное дело. Есть среди них те, чей стаж работы в налоговой службе совпадает с её 30-летним юбилеем. Это Татьяна Александровна Лопатина, Ирина Николаевна Володина, Надежда Ивановна Фадеева, Антонина Владимировна Каляшина, Елена Владимировна Ткач, Галина Анатольевна Пичурова, Галина Викторовна Седунова, Галина Викторовна Нишатова. 

Вместе со службой инспекция прошла все этапы развития и продолжает быть участником всех проектов, реализуемых ФНС России. Постоянно совершенствуются механизмы налогового администрирования, внедряются современные информационные технологии, упрощается взаимодействие с налогоплательщиками. 

К юбилею службы Межрайонная ИФНС России №4 по Нижегородской области пришла с достойными результатами: поступления в федеральный, консолидированный бюджет и внебюджетные фонды за 9 месяцев 2020 года составили 13 344,9 млн рублей, доначисления по контрольной работе – 33,6 млн рублей, дополнительно взыскано в бюджет по результатам контрольной и контрольно-аналитической работы 141,6 млн рублей.


Налоговая-служба-коллектив-архив.jpg1990-е. Эти люди стояли у истоков создания налоговой инспекции в Выксе. Первый руководитель ведомства Валерий Краснов – справа в нижнем  ряду


«Нужна ли налоговая служба? Вопрос хоть и риторический, но очень глубокий. В Советском Союзе её не было, но в конце прошлого века начали переходить на рыночные отношения, и такая необходимость возникла. Сейчас ФНС играет исключительную роль в совершенствовании бюджетного процесса, формировании доходной части бюджетов разных уровней и развитии экономики в целом».

Валерий Краснов,
руководитель  ФНС №4 по Нижегородской области  в 1990-2009 годах


Формируем бюджет страны

Татьяна Лопатина, начальник МРИ ФНС России №4 по Нижегородской области:

Лопатина-Татьяна-ФНС.jpg

– Татьяна Александровна, что изменилось в работе налоговой службы за 30 лет?

– Когда мы начинали, в 90-е годы, вся отчётность как у плательщиков, так и у службы велась на бумажных носителях. Были огромные лицевые счета в полстола по каждому плательщику. Всё записывалось от руки, и, конечно, это требовало огромного количества времени и сил. За 30 лет служба сделала просто огромный шаг в своём развитии. На сегодняшний момент она является одной из самых передовых именно во внедрении новшеств, которые сейчас доступны в области информационных технологий. 

Например, личный кабинет для налогоплательщиков: юридических и физических лиц, предпринимателей. На самом деле это очень удобно. Люди в режиме реального времени получают всю оперативную информацию. Путём подключения к личному кабинету плательщик видит начисленные налоги, может провести уплату непосредственно через интернет, задать любые вопросы по налогообложению или по подаче деклараций.

–  Сайт госуслуг и личный кабинет налогоплательщика – это не одно и то же?

– Нет. На сайте госуслуг задолженность появляется после наступления срока уплаты. Наиболее полная информация есть именно в личном кабинете на сайте ФНС. Для того чтобы подключиться к нему, можно обратиться в любой налоговый орган. Мы поможем оформить заявление и выдадим пароль.

– В чём суть работы налоговой инспекции?

– Общепринятое мнение, что налоговая инспекция – исключительно контрольно-надзорная служба. Конечно, служба продолжает следить за исполнением законодательства, но сейчас всё больше внимания уделяется оказанию консультативной помощи людям по вопросам исчисления и уплаты налогов.

– А что делается для повышения налоговой культуры населения?

– Эти функции выполняет отдел по работе с налогоплательщиками, который у нас возглавляет Светлана Васильевна Солмонова. Ведём разъяснительную работу, публикуя статьи в вашей газете и других СМИ, регулярно выступаем на радио, организуем семинары. Всё это рассчитано на массового читателя и слушателя. 

– А нужны ли вам кадры? С какими знаниями или навыками нужно прийти, чтобы взяли на работу в налоговую?

– Кадры нам нужны. В основном приходит молодёжь, и в первую очередь я обращаю внимание на диплом. Считаю, что красный диплом характеризует человека, ведь его наличие говорит об ответственном подходе к делу и хороших базовых знаниях. Во вторую очередь в процессе беседы с кандидатом пытаюсь понять, насколько активна его жизненная позиция. Молодёжь, как правило, приходит без особых знаний и опыта, но берём тех, кто демонстрирует желание развиваться, получать эти знания и навыки, кто ориентирован на успешное будущее. Наша работа тесно связана с общением с людьми, поэтому соискатель должен быть доброжелательным, спокойным, выдержанным.

– А зарплата у вас хорошая?

– Оклады у нас маленькие, но зато разработана хорошая система премирования, которая делает среднюю заработную плату достаточно конкурентоспособной.

– Правда, что у налоговиков есть чины, которые соответствуют воинским званиям? В нашей инспекции тоже все имеют чин?

– Да. В соответствии с занимаемой должностью. Есть три ранга, начиная с референта налоговой службы и заканчивая советником. Только что пришедшие на работу получают самый низший чин. За звание идёт надбавка – всё как на настоящей военной службе.

– И вы должны ходить в форме?

– Такой обязанности нет, но в определённых случаях мы её надеваем. Как правило тогда, когда работаем непосредственно с налогоплательщиками. Всё-таки человека в форме воспринимают по-другому. Это действительно помогает людям серьёзнее относиться к сообщаемой информации.

– Права налоговиков за 30 лет расширились?

– На мой взгляд, сейчас служба направлена на то, чтобы наладить взаимодействие с налогоплательщиками. Причём добровольное, добросовестное. 

В последнее время служба уходит от карательных функций и больше смещает акцент в сторону побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств в случае, если выявляются признаки налоговых правонарушений. Сейчас мы исходим из того, что 

подавляющее число налогоплательщиков являются добросовестными, и им просто нужно помочь исполнить свои обязанности по уплате налогов.

– Почему выксунцам имеет смысл быть добросовестными налогоплательщиками?

– Когда провожу встречи с трудовыми коллективами, как правило, у людей настроение разное – от настороженного до откровенно негативного. Но надо понимать, что деньги, уплаченные в качестве налогов, возвращаются нам сторицей. Именно на них администрация имеет возможность благоустроить Выксу: поставить больше детских площадок, отремонтировать дороги. Хотим жить в красивом городе? Тогда каждый должен внести в это свой вклад, хотя бы в виде налогов.

– Что пожелаете коллегам в канун профессионального праздника? 

– Хотелось бы, чтобы налогоплательщики воспринимали наших сотрудников прежде всего как людей, готовых оказать им помощь в уплате налогов. Чтобы было поменьше негатива в наш адрес. Всё-таки мы здесь не для того, чтобы создавать препятствия налогоплательщикам, а чтобы помогать им исполнить обязанности по уплате налогов и укреплять финансовое благополучие нашей страны. 

Всех сотрудников инспекции и ветеранов поздравляю с юбилеем налоговой службы и благодарю за трудолюбие, профессионализм и неравнодушное отношение к делу! Желаю здоровья, счастья, благополучия и успешной работы на благо Родины!


Налоговая-служба-коллектив.jpgСейчас в Выксе в налоговой инспекции – свыше 100 сотрудников. Так что даже это общее фото, сделанное в юбилейный год, не смогло вместить всех


За 30 лет ни разу не пожалела, что работаю здесь

Ирина Володина, начальник аналитического отдела:

Володина-Ирина-ФНС.jpg

– Ирина Николаевна, чем занимается ваш отдел?

– Анализом и прогнозированием налоговых поступлений в бюджетную систему РФ. То есть составляем прогнозы. Раз в год мы согласовываем с администрацией бюджет на следующий период. На основании этого прогноза формируется расходная часть бюджета округа. Мы определяем, какие есть ресурсы и сколько можно израсходовать в следующем году.

– Как вы попали в налоговую службу? Вы хотели здесь работать или это получилось неожиданно?

– Тогда она ещё называлась государственная налоговая инспекция по Выксунскому району. Я сюда пришла после окончания Канашского финансового техникума на должность экономиста по учёту второй категории. Это было 1 августа 1990 года. Мне очень понравилась работа. Отдела прогнозирования в те годы ещё не было. Он появился позже, и как и наша инспекция, периодически менял название и статус. 

– Какими качествами, по вашему мнению,  должен обладать человек, чтобы успешно работать в ФНС?

– Конечно, нужна усидчивость – мы работаем с очень большим массивом данных. Надо следить за нововведениями, постоянно изучать изменения в законодательстве. И интуиция должна быть, причём основанная на личном опыте, ведь мы занимаемся прогнозированием. Нужно уметь оперативно реагировать на ситуацию, складывающуюся в экономике. Учитывать её в своей работе.

– Вы 30 лет на этой службе. Не устали? Никогда не возникало желание уйти?

– Нет. Я очень люблю свою работу. Даже мысли не было расстаться с ней. Кстати, заниматься анализом мне понравилось ещё в техникуме. И наш преподаватель по госдоходам Тамара Михайловна Столбова даже предсказала, что по распределению я попаду в только создаваемую налоговую инспекцию. Так и получилось. Налоговая служба стала моим призванием, и я благодарна судьбе за это.

Лиля Фролова и Полина Артамонова.
Фото из архива межрайонной 
ИФНС России №4 по Нижегородской области в Выксунском, Навашинском и Кулебакском округах