Защити свои права

visibility
Советы потребителю Вывод

Нарушение прав потребителей в магазинах и супермаркетах – явление частое. Люди, как правило, плохо знают законы и не могут защитить себя в спорах с недобросовестными продавцами.

Прокоментировать наиболее частые случаи нарушения наших прав попросили главного специалиста-эксперта ТО Роспотребнадзора Анжелу Баранову.

Может ли охранник осматривать мои сумки и личные вещи?

– Если при выходе из супермаркета срабатывает магнитная рамка, охрана и администрация магазина не вправе требовать у вас показать покупки, чек и тем более содержимое сумки! Досмотр – это процессуальное действие, осуществлять которое может только полиция. Охранник же, находясь при исполнении служебных обязанностей, может только попросить покупателя добровольно показать содержимое сумки, карманов и т.п. Стоит учесть, что магнитная рамка может среагировать на ключи, дисконтные карты или крупные купюры. Кстати, если охранник применяет физическую силу, нужно вызвать полицию. Согласно статье 203 Уголовного кодекса РФ, охраннику может грозить крупный штраф и даже лишение свободы сроком до семи лет за превышение полномочий.

Обязан ли я сдавать вещи в камеру хранения?

– Нет, вы не обязаны оставлять свои вещи в ячейках для хранения, и охранник не вправе заставить вас сделать это. Сдав сумку на хранение, вы заключаете с магазином договор о безвоздмездном предоставлении услуг хранения вещей. По статье 421 ГК РФ, любой гражданин свободен в заключении договора и никто не вправе его навязывать.

 Как поступить, если товар случайно разбился или повредилась упаковка?

– Если вы случайно разбили или испортили товар, который вами ещё не куплен, то вы не обязаны за него платить. Пока товар находится на территории магазина, за него отвечает именно магазин. Ответственность за товар переходит к покупателю только после получения чека – об этом говорится в статье 459 ГК РФ. Другое дело, если покупатель разбил товар умышленно – тогда он обязан заплатить. Но прежде магазин должен доказать это в судебном порядке, предъявив, например, запись с видеокамер.

Что делать, если товар оказался просрочен?

– Согласно 7 статье Закона «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на безопасность товара, а статья 18 этого же закона даёт покупателю право вернуть некачественный товар обратно в магазин и потребовать замены или возврата стоимости. Для того чтобы возврат товара прошёл без проблем, всегда нужно сохранять чек – в этом случае отказаться вернуть вам деньги точно не смогут. Если чека нет, то достаточно будет двух свидетелей, которые смогут подтвердить, что вы приобрели товар в данном месте. В любом случае, магазины редко идут на конфликт при возврате просроченного товара. Если покупатель подаст жалобу в Роспотребнадзор, то за реализацию продуктов с истёкшим сроком магазину грозит крупный штраф, а возможно, и удар по репутации. Это торговым сетям, конечно, невыгодно.

Что делать, если в магазине всё же отказываются вернуть деньги или обменять товар?

– Если покупатель обнаружил, что дата фасовки неверна или товар просрочен, он должен зафиксировать этот факт с привлечением двух свидетелей, например, соседей. Далее – обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Ведомство привлечёт магазин к административной ответственности и поможет подготовить вам материалы, если вы решите обратиться в суд.

Можно ли вернуть товар, если упаковка отсутствует или нарушена её целостность?

– Если вы купили товар и он вам не подошёл по какой-то причине или просто не нравится, то при возврате и обмене упаковка должна быть целой. Срок возврата товара надлежащего качества по закону – 14 дней, не считая день покупки. Если упаковки нет или в ней что-то отсутствует, продавец может отказать в возврате денег или обмене товара. Но если товар оказался ненадлежащего качества, то наличие упаковки и её целостность не имеют значения: вам должны обменять товар или вернуть за него деньги (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).

Кроме того, если некачественный товар был частично израсходован или даже изменён (например, укорочены брюки), то согласно п. 5 ст. 503 ГК РФ при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из неё сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Товар надлежащего качества можно вернуть без упаковки, если он не входит в перечень технически сложных (например, электроника и бытовая техника). Но если вы купили платье и оно оказалось большим, вы можете вернуть его без упаковки. Однако, согласно статье 25 Закона «О защите прав потребителей», все ярлыки и надлежащий товарный вид должны быть сохранены.

 

Если ваши права в магазине или супермаркете нарушают, главное – оставаться хладнокровным и знать основные законы. Они практически всегда на вашей стороне. Спокойно объясните свою позицию охране или администрации магазина. При необходимости не стесняйтесь обращаться в регулирующие органы, например, Роспотребнадзор или полицию. Подать жалобу вы можете лично, обратившись в региональное управление Рос-потребнадзора или заполнив специальную форму на сайте организации. Не лишним будет просмотреть Закон «О защите прав потребителей» – зная его основные положения, отстоять свои права будет гораздо проще. Удачных покупок!

 

Ася Шнитко. Фото из открытых интернет-источников