Десятого марта работники архивов отметили свой профессиональный праздник. Решение каждый год в этот день проводить торжество было принято на заседании Коллегии Федеральной архивной службы 5 марта 2003 года. А выбор даты связан с событием, которое произошло 10 марта 1720 года. В этот день Пётр I подписал первый в России государственный акт – «Генеральный регламент или Устав». Этот документ определил основы организации государственного управления в стране и ввёл во всех органах власти архивы и государственную должность актуариуса (архивариуса), которому надлежало «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать...»
И сегодня хранение и учёт документов, имеющих историческую, производственную, правовую и иную ценность, является основной обязанностью работников архивов. Это важно не только с точки зрения юриспруденции. Именно благодаря чёткой работе архивариусов мы имеем возможность узнать, чем жили люди несколько веков назад, то есть получить из первоисточников информацию о своих предках.
890 документов, хранящихся в муниципальном архиве,
признаны особо ценными
Выксунский городской архив ведёт свою историю с 1924 года, когда было образовано уездное архивное бюро, в котором собирали материалы с дореволюционного периода. В 1935 году оно было реорганизовано в госархив. Сегодня это сектор делопроизводства и архива организационно-правового отдела администрации округа. В его фондах собраны уникальные документы, например, есть метрические книги XIX века, подшивки газет начиная с довоенной поры, письма с фронта, фотографии местных деревень и посёлков полувековой давности и т. д. Каждый год фонды архива пополняются.
В 2006 году были основательно отремонтированы и расширены его помещения, а заодно оборудованы современными передвижными стеллажами. Созданные условия позволяют обеспечить надлежащую сохранность фонда.
Пообщавшись с сотрудниками муниципального архива, мы убедились, что работа современных архивистов совсем не скучна и однообразна. Человеку несведущему даже трудно представить, сколько важной и интересной информации они бережно хранят, изучают, систематизируют. И в этой кропотливой, ответственной работе без грамотного использования достижений информационных компьютерных технологий не обойтись, а ещё требуются знания специфики архивного дела и юридического законодательства.
Руководит отделом опытный юрист Марина Печникова: «В этой работе основополагающим документом является Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» (№125-ФЗ от 22.10.2004 г.). Опираясь на него, сотрудники сектора предоставляют муниципальные услуги по социально-правовым запросам граждан (справки по подтверждению трудового стажа, о начислении заработной платы по фондам ликвидированных предприятий и т. д.), земельно-имущественным отношениям (подтверждение факта выделения земельного участка, смена юридического адреса, приватизация жилья и т. д.), осуществляют формирование архивных фондов. В этом году начинаем работу по созданию страхового фонда особо ценных документов».
Главный специалист сектора Наталья Уханова работает в архиве с 2004 года: «Особенно мне нравится заниматься личными архивами. К этой работе мы подключили волонтёров – учащихся школ и студентов вузов. Ребята с удовольствием собирают архивы своих семей. Это изучение и родословной, и истории страны в целом. Большой интерес вызвали выставки старых открыток. В принципе, сбор личных архивов – это перспективное направление. Надеюсь, что и жители округа будут более активно делиться с нами семейными и личными архивами. У нас уж точно всё будет в целости и сохранности, причём владельцы личных архивов не теряют права собственности на них. Все условия пользования и хранения такого архива обязательно документально закрепляются».
Делопроизводитель Кристина Сулеева в архиве трудится всего год: «Даже не подозревала, насколько эта работа увлекательна. Узнаёшь удивительные факты из жизни разных людей. Например, предприятия уже нет, а в архиве хранятся личные дела, память о людях, которые строили наш город».
Руководитель сектора Наталья Ганина в делопроизводстве – дока, а вплотную архивной работой занимается второй год: «Не ожидала, что будет настолько интересно, работа разноплановая: это и взаимодействие с комитетом по делам архивов Нижегородской области, многофункциональным центром в рамках предоставления муниципальных услуг, и реализация информационного взаимодействия между управлением пенсионного фонда РФ по городскому округу, а также тесное сотрудничество с коллегами из муниципальных образований нашего региона. Дело сохранения отечественного историко-культурного наследия кропотливое, особенное, ответственное, но оно приносит свои плоды – добрые слова людей.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к руководителям предприятий и организаций округа: пожалуйста, своевременно передавайте документы в архив, так как от наличия именно этих сведений зависит решение различных вопросов ваших сотрудников, в том числе при формировании пенсионных дел.
И ещё отмечу особенность работы в муниципальном архиве. Она очень разносторонняя. Мы, помимо основной работы, участвуем и в подготовке всевозможных квестов, и в городских мероприятиях, и в различных спортивных соревнованиях. В общем, скучать некогда!».
Это интересно
- В школах округа проводятся профориентационные занятия со старшеклассниками по профессии архивист. Их ведут квалифицированные специалисты. Ребята знакомятся с работой муниципального архива, с теорией и практикой работы с документами.
- Общая длина всех полок Архивного фонда России составляет около 8,5 тысячи километров. Каждый год объём архивных документов пополняется в среднем на 1,7 млн единиц. Старейшие бумаги фонда датируются XI веком.
- В течение года специалистами сектора делопроизводства и архива организационно-правового отдела для подготовки справок по обращениям граждан и юридических лиц использовано 16 975 дел.
- Велась работа по исполнению тематических и социально-правовых запросов.
Количество поступивших и исполненных: 3467; тематических запросов: 1052; социально-правовых: 2415.
Фото Ольги Поповой