Жизнь до трёх пополудни

visibility
Дню памяти жертв политических репрессий посвящается «Я, комендант УНКВД по Горковской области ст. лейтенант госбезопасности Соловьёв, в присутствии пом. коменданта УНКВД тов. Русанова И.Г. и дежурного коменданта УНКВД тов. Бобкова...

Дню памяти жертв политических репрессий посвящается

«Я, комендант УНКВД по Горковской области ст. лейтенант госбезопасности Соловьёв, в присутствии пом. коменданта УНКВД тов. Русанова И.Г. и дежурного коменданта УНКВД тов. Бобкова М.И., на основании предписания от 25/XII 1937 г. начальника УНКВД по Горьковской области майора госбезопасности тов. Лаврушина, 26 декабря 1937 года в 15 часов привёл в исполнение приговор над осуждённым особой Тройкой при УНКВД Горьковской области Петровой Маргаритой Петровной, 1865 года рождения, урожен. г. Ногинска, Московской области, о чём и составлен настоящий акт в двух экземплярах».

Такова была смерть монахини Маргариты, последней настоятельницы выксунского Иверского монастыря (до его восстановления) – расстрел. Сохранились и другие, ранее не опубликованные архивные Жизнь до трёх пополуднидокументы, касающиеся её «расстрельного» дела.

Тем, кому не известна биография игуменьи, мы предлагаем обратиться к материалу Ольги Грачёвой, опубликованному в «Выксунском рабочем» 28 октября 2010 года. Цитирую: «Год 1887. В Иверскую обитель поступает на испытание девица Ольга Петровна Солдаткина. Ей 22. Из архивных данных известно, что она была родом из города Богородска (ныне Ногинска) Московской губернии. В 1892 году по Указу Нижегородской духовной консистории она была пострижена в монашество с именем Маргарита. С 1903 года Духовная консистория утвердила её в должности письмоводительницы. За достойное и ответственное несение обязанностей монахиня Маргарита была отмечена наградами Священного Синода. В 1910 году ей вручена грамота, а в 1916-м она награждена наперсным крестом.

Грянула революция. После упокоения игумении Серафимы Указом Святейшего Патриарха и Священного Синода в марте 1919 года было постановлено: «Утвердить в должности настоятельницы Иверского женского монастыря Нижегородской епархии монахиню сего монастыря Маргариту с возведением её в сан игумении». В тяжелейшее для монастыря время матушка Маргарита старалась сохранить традиции русского монашества и быть опорой для сестёр в попытках устоять против надвигающихся на обитель горьких перемен.

В 1925-м монастырь был закрыт. Игумения Маргарита и несколько сестёр обители были вынуждены уехать на постоянное место жительства в Муром. Арестована она была Муромским НКВД 18 ноября 1937 года».

Жизнь до трёх пополудниПротокол допроса
«Вопрос: Вы арестованы как участница к/р церковной диверсионно-террористической организации и материалами следствия изобличены в том, что антисоветскую работу проводили по день Вашего ареста. Виновной себя в этом признаёте?

Ответ: Виновной себя не признаю. Участницей к/р церковной организации я не была и о её существовании ничего не знаю.

Вопрос: Показаниями других обвиняемых вы изобличаетесь в том, что по заданию благочинного попа Гладышева восстановили и организовали подпольный женский монастырь, члены которого проводили к/р работу. Расскажите подробно об этом.

Жизнь до трёх пополудниОтвет: Подпольного к/р монастыря я не организовывала. Правда, некторые из моих монашек (…они арестованы) поддерживали со мной связь, посещая мою квартиру. Гладышев так же был у меня в квартире, но никогда никаких к/р суждений между нас не было.

Вопрос: Следствию известно, что Вы были участницей совещаний духовенства, устраиваемых епископом Макарием Звездовым. На этих совещаниях обсуждали вопросы борьбы с Советской властью. Прекратите защищательство и дайте правдивый ответ.

Ответ: Макария Звездова я знаю хорошо по службе в церкви, но на совещаниях
с ними не была и вопросов борьбы с Советской властью не обсуждала».

аргарита Петрова шла по групповому делу – на 19 человек. Признать что-то на допросе означало не просто взять на себя несуществующую вину, но и дать возможность следствию возложить её на других арестованных.

В чём же обвинялись все эти люди?
«По сведениям, имеющимся в распоряжении Муромского РО УНКВД, было известно, что духовенство г. Мурома, а вместе с ними церковники-кулаки, бывшие офицеры, игуменьи и монашки, ведут к/р работу, направленную против Советской власти.
Произведённым по делу расследованием вскрыто: по заданию бывшего епископа Муромского Макария Звездова (ныне осуждённый), поп благочинный Гладышев Иван Иванович на территории Муромского района Г/области, создал к/р церковную диверсионно-террористическую организацию. В основу своей деятельности к/р организация включила: вербовку новых членов в организацию, создание повстанческих ячеек и подготовку их к восстанию в момент интервенции против Советского Союза, подготовку кадров для совершения диверсионных и террористических актов, воссоздание ликвидированных монастырей, объединение вокруг них бывших монашек и вовлечение новых с тайным постригом, вести к/р пропаганду, направленную на дискредитацию руководителей ВКП (б) и Советского правительства.

Практически к/р организация успела осуществить следующее:
I. Участники организации игумен Феодорит Кудрявов, игуменьи Петрова и Арсеньева создали подпольный монастырь, в который вовлекли до 45 человек...»

Приговор монахине Маргарите (Петровой): расстрелять, а лично принадлежащее ей имущество конфисковать. На момент приведения приговора в исполнение игуменье было 72 года.

Материалы, которые вы видите на странице, предоставлены отделом миссии и социального служения Выксунско-Павловской епархии в рамках специального информационного проекта ко Дню памяти жертв политических репрессий. В его рамках, помимо тематических публикаций, проходят передачи на «Радио Выкса» на «Серебряном дожде» – о судьбе Маргариты Петровой вы могли услышать в эфире 30 октября. Кроме того, в доме-усадьбе Баташёвых-Шепелевых открыта выставка, посвящённая репрессированным выксунцам. «Выксунский рабочий» в одном из ближайших номеров расскажет о последнем священнике (в XX веке) храма Рождества Христова отце Петре Смольянинове.
Для того чтобы история не повторялась, её нужно помнить. Помните!