В гости к художникам приехал художник

visibility
Сергей Ярмощук не стал дожидаться Ночи музеев и посетил столичный музей днём.

Сергей Ярмощук– глава семейства, отец художниковО том, как это произошло, его рассказ. 

– Меня заинтересовала реклама в Интернете: «Выставка произведений Репина в музее на Крымском валу», одного из филиалов «Третьяковской галереи». Подумал: «А почему бы и не махнуть?» Полностью работы этого мастера довольно редко собирают, а потому есть возможность увидеть то, что ранее не экспонировалось.

Даже мы, художники, как-то потеряли к нему интерес, ассоциируя его с «Бурлаками на Волге» и с картиной «Не ждали». Поехал. Как обычно, автостопом. Удачно. Зашёл в музей. Меня порадовало то, что в экспозиции собраны и те работы, которые нигде не выставлялись или находятся за границей. И сведения о них скудные. Особенно о тех, что были написаны им в Финляндии, в конце жизни, и хранятся либо в частных коллекциях, либо в государственных. Это был первый сюрприз. Второй: экскурсия в залы «Искусство XX века».

Репина я смотрел около двух часов. Экспозиция залов составлена очень грамотно, много дополнительной информации. К каждой работе можно подойти и рассмотреть детали. У отдельных картин своё локальное освещение. Отлично экспонируется его главная работа «Заседание в Государственной Думе». К ней много эскизов, набросков. Сначала ты смотришь на картину снизу, потом поднимаешься на второй этаж и смотришь на неё в другом ракурсе.

Сергей Ярмощук не стал дожидаться Ночи музеев и посетил столичный музей днём.Интересен раздел исследований. И современные средства: рентгенограмма, сканирование, для того чтобы увидеть, что есть под несколькими слоями краски. Одно время считалось, что Репин написал портрет Софьи Шевцовой в подвенечном платье. Молодая, красивая, жизнерадостная девушка. Потом он на неё сильно обиделся за что-то и переписал портрет, изобразив монахиню. Думали, что это просто байка такая, а когда сделали сканирование, то под слоем краски обнаружилось ещё одно изображение. Художник часто писал и переписывал свои полотна, и поэтому у персонажа не только поворот головы менялся, но на картине появлялись и новые фигуры. 

Работы в прекрасной сохранности. И вот что ещё интересно. Мы ведь привыкли видеть картины художника в репродукциях. Есть издания, отпечатанные в лучших типографиях мира, картины смотрятся в цветопередаче превосходно. А на выставке – оригиналы блекнут. Неподготовленный человек может и растеряться. 

Что меня поразило и удивило? Рисунки к работам: и перо, и сангина, и темпера. Много биографических сведений о художнике. Экскурсий много. Люди разного возраста. 

Поразило полотно «Танец гопак». Художник работал над ней до конца жизни. Движение в картине, вихрь. Смотришь и понимаешь, что мастеру всё подвластно. Гений. Как он умел создавать в картине мощную концентрацию! Вспомните его работы «Не ждали», «Восстание». Как густо всё замешано! И композиционно, и по колориту. Ему нет равных. Интересны новые факты биографии. Например, подарил жене фотоаппарат. По тем временам самый дорогой – «Кодак». Благодаря чему осталось много фото о его жизни в Финляндии. 

И такой факт. Когда он увлекался какой-то идеей и работал, то просил, чтобы никто не мешал. В «пенатах» был строгий распорядок дня. До обеда никто не мог его ни видеть, ни общаться. А приёмный день – только среда. Так появились «пенатские среды». Заранее записывались на них. Много сведений о его меценатстве и благотворительности. Помогал и ученикам, и нуждающимся художникам.

Досье «ВР»:

Сергей Михайлович Ярмощук

  • Родился в Вязниках Владимирской области.
  • Окончил Чебоксарское художественное училище и педагогический институт.
  • Художник-любитель. Дочь и сын тоже художники.
  • В 2016 году в музее ВМЗ прошла выставка работ семьи Ярмощук.
  • Любимое занятие – ездить автостопом по стране.


Искусство XX века 

В билете не указывалось, какой раздел искусства я увижу в этих залах. Вошёл и обомлел. Это было всё советское искусство! И живопись, и графика, и скульптура, начиная от Игоря Грабаря и заканчивая Гелием Коржевым, Евсеем Моисеенко. Это значит, в одном месте можно увидеть весь учебник истории искусств Советского Союза! Это великий скульптор Вера Мухина, Кукрыниксы, Аркадий Пластов, Таир Салахов, Михаил Ларионов «Письмо с фронта», Зураб Церетели с эскизами, могучий Сергей Конёнков, Павел Корин с его портретами. Сочно выписанный маршал Жуков. 

Пластовский «Сенокос» – я его никогда не видел. А тут столько лет прошло с 1946 года! Сюжет мощный: четыре косца – четыре поколения. Или «Фашист пролетел». Сам факт, что эти работы в одном месте! Но скажу больше: они – продолжение Репина! Это реализм на новом уровне.

Скажите, вы не задумывались, почему реклама одинакова? Потому что сюжеты диктует компьютер! Там нет творчества, в ней не присутствует человек-творец! Во времена соцреализма человек был хозяином во всём. И в творчестве тоже! А сегодня он идёт за машиной. А если есть таланты в творчестве, то это те, кто технику подчиняет себе, используя компьютерные возможности и свои творческие. Никас Сафронов, например. 

Признаюсь, что и грустные раздумья меня посетили. Вокруг Крымского вала – масса художников со своими работами. Наверное, человек 100. Но – создаётся впечатление, что писал их один автор! Там нет души, нет огня, нет искры. Это не творчество. Это китч! 

Написанные маслом, акрилом и ещё всем чем угодно! Всё идёт на продажу. И эти малюйщики рисуют розовенькие пейзажики с церквушками, берёзками. Рисуют, чтобы продать. У людей же в массе художественный вкус отсутствует. Они в этом и не виноваты. Повинны те, кто продаёт этот гламур! Я бы этим «мастерам» посоветовал идти в мастерскую Художника и у него учиться колориту, рисунку. Иначе нам грозит вляпаться в этот китч и более того, самим стать элементами китча! 

Сергей Ярмощук не стал дожидаться Ночи музеев и посетил столичный музей днём.

Фото из открытых интернет-источников