Мы вбивали сваю за сваей, не взирая на снег и дождь

account_circle ВР
visibility
Строительно-монтажный трест №10 «Металлургстрой» был создан 50 лет назад – 21 января 1969 года.

Началась эта история 20 июля 1966 года, когда вышло совместное Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР за №730 «О реконструкции металлургического завода в г. Выкса Горьковской области», предусматривающее строительство крупнейшего в Европе колёсопрокатного комплекса. 

В январе 1969 года Минстрой СССР, а затем и Главстрой издают приказы о создании в Выксе строительно-монтажного треста №10 «Металлургстрой» с формулировкой «В целях обеспечения выполнения возросших объёмов подрядных работ по строительству ВМЗ». 

Управляющим трестом был назначен Борис Васильевич Кочетов, а главным инженером – Соломон Давидович Зильберберг, который возглавил его в 1970 году. В 1984-м «бразды правления» взял Павел Николаевич Савин. Он проработал в этой должности вплоть до ликвидации предприятия в 2006 году. 

Практически всё новое строительство за период 1969-2006 годов вёл трест. Он возродил металлургический завод и Выксу. Перелистаем страницы его славной истории вместе с ветеранами, которые отдали предприятию десятки лет своей жизни.

Мы вбивали сваю за сваей, не взирая на снег и дождь

Пуск I-й очереди трубоэлектросварочного цеха №3 в декабре 1977 года. Управляющий трестом №10 «Металлургстрой» Соломон Зильберберг вручает символический ключ директору ВМЗ Александру Вавилину


Начинали с ударной комсомольской

После объявления об образовании в Выксе треста №10 с большим количеством строительных и монтажных подразделений остро встал вопрос по укомплектованию его специалистами строительных профессий. Главволговятскстрой счёл необходимым обратиться в Горьковский обком ВЛКСМ с просьбой о кадровой помощи выксунским строителям.

В августе 1969 года обком комсомола принял решение объявить строительство КПЦ на Выксунском металлургическом заводе ударной комсомольской стройкой. К решению прилагалась разнарядка для горкомов и райкомов комсомола области о направлении в Выксу по комсомольским путёвкам молодых людей, преимущественно со строительными профессиями. 

В первый же год, когда ещё только возводилось жильё и создавалась строительная база, в Выксу из городов и районов области прибыло около 500 молодых строителей. Все они были обеспечены жильём и оперативно трудоустроены в строительные и монтажные подразделения треста и в субподрядные организации.

Вячеслав Баранов, комсорг выксунских строек от Горьковского обкома ВЛКСМ 


В первую очередь строили жильё

Вот как описывает своё первое знакомство с Выксой в книге «Воспоминания и размышления» бывший управляющий треста №10 Соломон Зильберг, направленный сюда обкомом КПСС в качестве главного инженера ещё несуществующего треста: «Мы с секретарём горкома осматриваем город и заводы. Впечатление было самым удручающим. Население жило, главным образом, в домах частного сектора, современных кирпичных зданий было мало, так как заводские ОКСы (от ред.: отделы капстроителсьтва) строили по одному пятиэтажному 80-квартирному дому за 3-4 года, рабочие в очереди на жильё стояли десятилетиями. Больницы, детские сады, магазины, милиция, суд, прокуратура и другие городские объекты размещались в ветхих зданиях. Для меня было ясно, что все ждут от нас быстрого решения всех этих проблем, а мы должны в первую очередь построить жилые дома и общежития для рабочих и инженерно-технических работников (ИТР) треста и многих специализированных строительных организаций, заводы по производству строительных материалов. Поступить иначе – значит загубить большое и нужное стране дело».

Это же подтверждает и бывший главный инженер ВМЗ Борис Фёдорович Антипов в своих мемуарах «Формула успеха». «В своё время вышло постановление правительства об организации у нас порошкового производства. Но оно, как и многие другие, кануло в лету».

Повернуть ход событий в нужном для завода и города направлении стало возможным благодаря инициативному и творческому труду трудолюбивого, большого коллектива треста №10 «Металлургстрой» и его субподрядных организаций. Едва появившись на свет, предприятие в нормативные сроки (в декабре 1970 года) построило и пустило в эксплуатацию порошковый цех. 

Процесс формирования аппарата треста и его подразделений был очень сложным. В городе отсутствовали свободные кадры ИТР строительного профиля. Разместили объявления в «Горьковской правде» и «Строительной газете» о том, что нуждаемся в таких специалистах. Гарантировали предоставление комнаты в общежитии, а через 3-6 месяцев – квартиры. Получение квартиры в столь короткий срок было явлением редким. Поэтому в первые два года трест запланировал построить не менее восьми пятиэтажных жилых домов по 80 квартир в каждом и ясли-сад на 280 мест. ИТР, служащие и рабочие приехали из многих регионов страны. Только создание крупной строительной организации с мощной технической и материальной базой в районе Досчатинского шоссе обеспечило успех дела.

Бывший губернатор Валерий Шанцев в каталоге «Новая Выкса» за 2012 год так оценивает наш любимый город: «Сегодня это мощный промышленный центр, которым по праву гордится не только Нижегородская область, но и вся Россия».

Михаил Баранов, председатель совета ветеранов строителей


Бетонировали по колено в воде

В Выксу я приехал после окончания строительного института. Участвовал в возведении колёсопрокатного цеха, третьего трубного, свинокомплекса, завода крупнопанельного домостроения №5, школы в п. Шиморское и других. Всего отдано строительству 43 года. Трестом №10 за время его существования были введены в строй все объекты, обеспеченные финансированием. Но не так-то просто, как кажется, решались эти задачи. 

В первые годы ощущалось отсутствие электроинструмента, мобильных бетононасосов, подающих бетон и раствор на значительные расстояния, экскаваторов с малой ёмкостью и др. Из-за этого приходилось выполнять много трудоёмких работ вручную – рыть небольшие котлованы, переносить на носилках в недоступные для кранов места бетон, раствор и т. д., на что тратилось много физических сил. 

При строительстве объектов порой допускались ошибки, особенно при установке анкерных болтов под оборудование, ведь их делали тысячами, а необходимой для этого технологии ещё не было.

Запомнился неприятный случай со строительством дымовой трубы на ТЭСЦ-3. Её возводили из красного кирпича на несколько десятков метров в высоту, и однажды ночью она рухнула. Комиссия дала заключение, что причиной падения оказался некачественно изготовленный красный кирпич.

Практически все важнейшие стройки велись на болотистой местности. Так, на строительстве свиноводческого комплекса, мне со своим подразделением первым пришлось участвовать в возведении фундаментов под каркасы зданий. Условия были очень тяжёлые. Представьте, зима, холод, а рабочие, надев резиновые сапоги, стоят целыми днями в холодной жиже и ведут бетонирование. Вот в таких нелёгких условиях приходилось проявлять свои профессиональные качества. 

Важнейшие стройки в Выксе были объявлены ударными – Всесоюзными или областными. ударность состояла в том, что работали в нелёгких условиях, как правило, шесть дней и часто более 8 часов в день. Самым большим удовлетворением было видеть как в построенные цеха шли тысячи выксунцев, где были хорошие условия труда. А строители продолжали возводить новые объекты в дождь, жару, холод, и порой единственным местом обогрева в холодное время был костёр.

Владимир Ямщиков, участник строительства в составе треста №10 «Металлургстрой» 

Мы вбивали сваю за сваей, не взирая на снег и дождь

Август 1974 года. Одна из стадий строительства – намыв грунта. В ходе намыва грунтовая основа будущего земляного сооружения доставляется к месту строительства в виде гидросмеси, которая распределяется гидромеханизационным оборудованием: земле-сосными установками, гидромониторами, плавучими земснарядами, рефулерами и т. п. 


Колёску пустили вовремя

Сдача первой очереди колёсопрокатного цеха подходила к концу. И вдруг на совещании заказчиком поднимается вопрос о необходимости ввода пункта силового управления (ПСУ) у круговых нагревательных печей. 

ПСУ представляет собой железобетонное здание высотой с трёхэтажный дом внутри цеха, к строительству которого никто не приступал, и оно не входило в перечень объектов первой очереди. Заказчик объявил, что без этого объекта пуск печей кузнечно-прессовой линии невозможен и, соответственно, завершение первой очереди срывалось. Вопрос нужно было решать в экстренном порядке. Занялись им специалисты СМУ-1. 

Конструкция здания состояла из сборных железобетонных элементов, вес деталей доходил до 8 тонн, и этот объект необходимо было построить в здании цеха с подвижными мостовыми кранами, смонтированными трубопроводами и электрокабелями высотой до уровня нижнего пояса фермы цеха.

В распоряжении управления имелась только лебёдка от крана «Пионер». Я начал искать выход, и для решения поставленной задачи обратился в Волгостальконструкцию.

Мне посоветовали переговорить с бригадиром Омётовым. Вместе с ним мы вышли на место монтажа, и я понял, что это очень грамотный специалист. Он предложил систему блоков, место их установки, перехват вторичной лебёдкой для монтажа конструкций на требуемое по проекту место без нарушения правил техники безопасности. В течение двух недель здание ПСУ было смонтировано, затем выполнена отделка бригадами ССУ-7. Пуск первой очереди колёсопрокатного цеха не был сорван.

Владимир Мерзляков, бывший главный инженер СМУ-1 


Дитя работе не помеха

Когда объявили Всесоюзную комсомольскую стройку колёсопрокатного комплекса, в Выксу ехали по вызовам строители, монтажники, специалисты и ИТР со всего Советского Союза. Ехали семьями, парами, одиночками. Трест ускоренными темпами строил жилые дома, общежития, детсады, чтобы расселять и обустраивать приезжающих. В детсадах и яслях не хватало мест.

Управление треста располагалось в здании общежития №1 в м-оне Гоголя. Однажды, придя утром на работу, я, как обычно, зашла в кабинеты управляющего и главного инженера, чтобы посмотреть всё ли в порядке. Дверь в кабинете управляющего была немного приоткрыта. Войдя туда, я онемела. 

На сдвинутых четырёх стульях спал ребёнок, укутанный в тёплое одеяльце. Я растерялась, увидев эту картину. Позвала зам. управляющего по быту и кадрам Анатолия Ивановича Апарёнкова. И смех, и грех. Он тоже растерялся. Чей ребёнок?! Перенесли это чудо к нему в кабинет.

В этом же здании общежития находился детсад-ясли «Малютка». Вручили заведующей этот «живой свёрток» до выяснения.

Около девяти часов утра в приёмную позвонила женщина и спросила меня: «Как там мой сыночек? Проснулся?» Я обрадовалась этому звонку, и стала распрашивать – кто она и почему так поступила? Женщина назвала фамилию, сказала, что работает каменщицей в СМУ-1, мать-одиночка. Мест в яслях нет, а работать надо. Другого выхода не видела. Она жила в этом же общежитии и вошла в кабинет с ребёнком во время уборки.

Вопрос с яслями был решён незамедлительно. Хотя жилые дома и детсады росли как грибы, но всё равно сложности были.

P.S. Фамилию женщины я не называю. Она и сейчас живёт в нашем городе. Может быть, прочитав, вспомнит тот эпизод своей жизни.

Вера Маринина, секретарь управляющего трестом


Без цемента никак

В тресте №10 с 1980 по 1997 год я работал секретарём комитета ВЛКСМ, начальником УПТК (снабжение), зам. управляющего по быту и кадрам.

В 1980 году меня направили в Баку для набора комсомольцев на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку – ТЭСЦ №4. Удалось собрать отряд из 50 добровольцев. Именно каменщики из Баку удивили качеством кирпичной кладки. 

В 1980-1982 годах трест №10 построил и ввёл в эксплуатацию две очереди ТЭСЦ №3. Только для устройства фундаментов под технологическое оборудование было уложено около 40 000 кубометров бетона. Для этого потребовалось очень много цемента. Выделенных лимитов не хватало. Зато свободные мощности и лимиты на цемент были в Ачинске Красноярского края. 

Чтобы не допустить остановку ЗЖБК №6 и бетонных работ на стройке, мне как начальнику УПТК было поручено получить и вывезти оттуда дополнительный цемент. Проблема заключалась в том, что в Ачинске не было свободных вагонов – их тогда во всей стране не хватало. По просьбе штаба стройки ТЭСЦ №4 Горьковская железная дорога собрала состав из 36 вагонов. А мы вместе с коллегой сопровождали его, чтобы не допустить расформирование эшелона по пути на другие бетонные заводы. 

На каждой станции проверяли целостность состава,распоряжения диспетчеров и т. д. Пришлось даже поголодать. В магазинах продуктов не было, мы не знали, сколько времени состав простоит на станции, чтобы сбегать за едой. В столовой удалось пообедать всего один раз. Наконец прибыли в Ачинск, загрузились цементом и отправились в Выксу. Таких поездок у меня было три.

Анатолий Елохин

 

Всё получилось на высоте

Строительные объекты как правило сдавались к ка-кому-то празднику, к 1 мая, Дню Победы и т. д. Ретра-сляторную вышку в п. Виля нужно было сдать к 7 ноября 1979 года.

Секции, из которых она монтировалась, приходили на объект готовыми к монтажу, т.е. уже окрашенными. Когда осталось смонтировать последние три, оказалось, что они поступили неокрашенными. Сроки поджимали, если покраску провести на земле, то объект сдать не успевали. Приняли решение делать это на высоте 200 метров. Все работы выполняла бригада монтажников во главе с Иваном Ходжиогло. Ребята смелые, отважные, работящие не подвели – объект сдали в срок. 

Любовь Сарапкина, прораб ССУ-7 «Отделстрой»

Мы вбивали сваю за сваей, не взирая на снег и дождь

1970-е годы. На праздничной демонстрации 7 ноября. Посланцы комсомола практически со всего Советского Союза прибыли на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку ТЭСЦ-4, что во многом способствовало своевременному вводу в действие многих объектов треста

Фото Вячеслава Скороделова, из архива музея истории ВМЗ,  книги «Летопись боевой и трудовой славы выксунцев». 

Благодарим за помощь в подготовке материала ветеранов треста №10