Не обманитесь

account_circle
visibility
Основные уловки мошенников известны. Ознакомьтесь с ними, чтобы обезопасить себя и близких.

Мошенники вновь активизировались. За прошедший 2017 год от их действий пострадали более 3 500 нижегородцев. Отделом МВД России возбуждено 11 уголовных дел по факту мошенничества. Как показывает практика, жертвой обмана может стать человек любого возраста и рода занятий. При этом основные уловки преступников известны и повторяются в различных вариациях. Необходимо о них знать и вовремя задуматься, а не пытаются ли вас обвести вокруг пальца.


Мобильные мошенничества

Они совершаются с помощью средств сотовой связи, в основном путём использования заведомо ложной информации: 

  • вам сообщают, что кто-то из близких попал в неприятную ситуацию, ему может грозить наказание, и для «решения вопроса» просят передать деньги лично или перевести через терминал оплаты;
  • приходит смс о том, что ваша банковская карта заблокирована, и чтобы её разблокировать, нужно выполнить ряд действий, причём без посещения офиса банка;
  • представившись врачом или сотрудником поликлиники, звонящий сообщает, что у вас или ваших близких серьёзное заболевание, для излечения предлагает приобрести дорогостоящие препараты или приборы;
  • вы получаете смс или звонящий сам сообщает, что вы стали обладателем приза или победителем конкурса. Далее следует просьба перечислить деньги под благовидными предлогами, например, в качестве гарантии того, что награда попадёт именно к вам;
  • звонящий сообщает лично или присылает смс с просьбой вернуть деньги, которые вам ошибочно перечислены, либо просит срочно пополнить баланс его телефона на небольшую сумму, изображая вашего знакомого.



Конечно, не все звонящие или обращающиеся к вам незнакомые люди ставят себе цель обмануть вас. Главное – проверять информацию. Например, узнать по официальному телефону банка о состоянии вашего счёта, постараться самим дозвониться до знакомого, якобы попавшего в беду, его родных или коллег и т.д. 



«Контактные» мошенничества

Жертвами «контактных» мошенничеств, как правило, становятся люди пенсионного возраста и несовершеннолетние. Уберечь их от неприятных ситуаций может только помощь близких, которые объяснят бабушкам, дедушкам, мамам, папам, детям, внукам, как вести себя с незнакомцами.

  • Никогда не открывайте дверь незнакомым людям. Основная цель злоумышленников – попасть в вашу квартиру, ввести вас в заблуждение и завладеть деньгами и ценностями. Мошенники могут придумать миллион предлогов, чтобы оказаться в вашем доме.
  • Мошенники могут представиться сотрудниками различных коммунальных служб и сказать, что прибыли для срочной или плановой проверки газового, отопительного или электрооборудования, водопровода и т.д. Необходимо узнать, из какой они организации, попросить их показать удостоверения (через глазок), затем позвонить по дежурным телефонам своего ЖЭКа/управляющей компании и уточнить, действительно ли к вам обращаются их представители.
  • Злоумышленники зачастую представляются работниками социальных служб, банков, страховых компаний, Пенсионного фонда и т.д. Они, например, информируют, что в стране объявлен срочный обмен денег, появились новые надбавки к пенсии, премии ветеранам, и пытаются под видом благого дела либо получить от вас денежные средства, либо увидеть, где они хранятся, чтобы затем похитить. Важно знать, что об обмене денег, проведении реформ, введении выплат льготным категориям граждан заранее сообщается в различных СМИ. Если ранее вы не слышали об озвученных незнакомцами нововведениях, воздержитесь от общения с нежеланными гостями, а информацию уточните в соответствующей организации.
  • Если человек у вашей двери просит открыть ему и приобрести по «специальной» цене какие-либо товары, услуги, препараты – не делайте этого сразу. Свяжитесь с родственниками или знакомыми и обсудите с ними потенциальное приобретение. Ни в коем случае не передавайте незнакомцу денежные средства. Увидев, что о его визите знаете не только вы и убедившись, что вы не собираетесь незамедлительно приобретать товар и передавать ему деньги, мошенник уйдёт. Особые опасения у вас должны вызвать продавцы «чудодейственных» препаратов, бадов и приборов медицинского назначения – их можно покупать только в специализированных магазинах.
  • Нельзя давать незнакомому человеку в руки свой мобильный телефон, даже если тот говорит, что попал в беду. Лучше помочь ему лично вызвав «скорую помощь» или полицию. 
  • Мошенники могут представиться людьми, обладающими способностями магов и целителей, и пообещать жертве бесплатно «снять порчу», излечить болезнь, «отвести» неприятности. Никогда не разговаривайте с ними на улице, не совершайте сделок, не передавайте деньги и ценности и не приглашайте в дом.


Мошенничества с банковскими картами

Преступники ежедневно придумывают новые схемы и махинации, целью которых является снятие денег со счёта владельца карты. Чтобы не стать жертвой аферистов, необходимо соблюдать следующие правила.

  • Устанавливайте на устройства, к которым привязана карта, только лицензионные программы и обращайте внимание на полномочия, которые вы предоставляете программе. Особого внимания требуют разрешения: следует исключить доступ к сети Интернет, к смс и их отправке и т.д. Мошенники создают программы-вирусы, которые позволяют им получать доступ к данным системам онлайн банкинга и похищать деньги с вашего счёта.
  • Не переходите по ссылкам и не устанавливайте приложения/обновления, пришедшие по смс/ммс/электронной почте/мессенджерам, в том числе от имени банка. Помните, что банк не рассылает своим клиентам ссылки или указания подобным образом.
  • В случае потери мобильного телефона с подключенной услугой «Мобильный банк» следует срочно обратиться к оператору сотовой связи для блокировки sim-карты и в контактный центр банка для блокировки самой услуги. Аналогичные действия нужно выполнить при смене номера телефона.
  • Никогда не передавайте свою карту третьим лицам и не позволяйте им совершать с ней манипуляции. Не называйте посторонним, даже если они представились сотрудниками банка, полные данные о своей карте (номер, ФИО владельца, срок действия, код проверки – три цифры на обратной стороне карты). Сотрудники банка никогда не спрашивают такую информацию. Храните пин-код и карту раздельно, а лучше – запомните код наизусть.


Мошенничества в сети Интернет

Наиболее часто граждане попадаются на удочку мошенников, когда совершают покупки через Интернет или нарушают меры безопасности при онлайн платежах.

  • При заказе товаров через Интернет (онлайн магазины, соцсети, ресурсы объявлений) почитайте отзывы на разных сайтах о продавце.
  • Часто в сети встречаются сайты-клоны добросовестных продавцов: мошенники копируют интерфейс торговой площадки с отличной репутацией и обманывают потребителей. Чтобы этого с вами не произошло, нужно внимательно проверить доменное имя сайта.
  • Если продавец предлагает купить товар по цене, существенно ниже среднерыночной либо делает слишком большие скидки, то прежде чем делать покупку:

– проверьте дату регистрации сайта через специальные интернет-сервисы. Если продавец работает недавно, лучше найти альтернативу;

– зайдите в раздел сайта, где размещены контактные данные продавца. Если указаны лишь адрес электронной почты и номера мобильных операторов, воздержитесь от покупки.

  • Старайтесь не совершать покупки в сети, если требуется стопроцентная предоплата. Обычно добросовестные продавцы предлагают возможность отправки товара наложенным платежом.
  • При получении товара от курьера вскройте посылку при нём и не отдавайте деньги, пока не убедитесь в том, что получили именно заказанный вами товар. При вскрытии посылки желательно производить видео- или фотосъёмку.



Если вы всё-таки стали  жертвой мошенников, срочно сообщите об этом в полицию по телефонам 02 или 3-12-02

Использованы материалы, предоставленные пресс-службой ОМВД России по г. Выкса