Нужен ли Выксе туризм

visibility
«Арт-Овраг» использует новый формат работы на результат.

В последние годы в любом мало-мальски значимом поселении рассуждают о развитии туризма на своей территории. Пытаются выявить свою уникальность и идентичность: копаются в архивах, расспрашивают старожилов, разыскивают ремесленников, разбираются с артефактами… А уж если в этом месте родился, жил, творил, или хотя бы был проездом какой-нибудь великий человек, то смело можно разрабатывать туристический маршрут.

И это здорово, что такая работа ведётся – очень полезно для сохранения истории и традиций. И дважды здорово, если под флагом развития туризма удаётся сделать экономику эффективней. Кому ж не хочется получать максимальные блага от имеющихся ресурсов?!

Выкса тоже не отстаёт. 26 октября в рамках подготовки ежегодного фестиваля городской культуры «Арт-Овраг» прошла стратегическая сессия «От общих стратегических целей города к формированию бренда и развитию туристического потенциала». Название мудрёное, почти научное, а суть обсуждения свелась к следующему: нужен ли Выксе туризм, и если  да, то какой, и кто должен заняться его развитием.

Организаторы собрали на одной площадке представителей администрации округа и министерства культуры области, ОМК и ВМЗ, бизнеса и общественности (в том числе СМИ), проектную группу фестиваля и экспертов. Сессия длилась почти 10 часов: изучался опыт других регионов, рассматривались различные технологии, выявлялась местная проблематика, выдвигались гипотезы, шли жаркие дебаты… И самое главное – обсуждалось наше с вами будущее! Без скидок на то, что нет денег, ресурсов, компетентных специалистов. Нет – значит нужно искать, привлекать, учить.

Надо отдать должное организаторам сессии – у нас был блестящий модератор. (Тоже мудрёное слово. Говоря проще – ведущий встречи, организатор процесса общения, только его задача гораздо шире, чем просто следить за соблюдением регламента). Святослав Мурунов (урбанист, идеолог сети Центров прикладной урбанистики, преподаёт в МГУ, в Сколково) сумел «зажечь» участников,  поддерживал их максимальную включённость и вовлечённость, помогал достичь наибольшей эффективности в каждой дискуссии, выработать оптимальное решение.

Успели не всё. Например, лишь вскользь коснулись того, что может стать брендом Выксы (brand в переводе с английского – клеймо; ещё трактуется как образ, ассоциация). Да, собственно, и до развития туристического потенциала округа не дошли.  Зато очень плотно успели обсудить, кто может и должен стать инициатором этого развития: администрация, ОМК, бизнес, эксперты, СМИ, городские сообщества, сами жители. Кто в этом заинтересован, и как дальше действовать? Диалог начался! Важно, чтобы он имел продолжение. Ведь именно в этом главный смысл стратегической сессии (как я это поняла).

Фото автора