И тема злободневная, и представительство специалистов разных рангов серьёзное. Начальник управления образования администрации округа Наталья Илюшкова участвовала в том заседании, потому как входит в состав рабочей группы депутата Госдумы Олега Смолина (он же – первый зампред комитета по образованию и науке). Наш корреспондент Елена Липатова встретилась с Натальей Фёдоровной, которая поделилась информацией и о работе круглого стола, и своими раздумьями о ситуации в образовании и воспитании детей с ОВЗ.
Для того чтобы понять, почему Дума задумалась о судьбе детей с ОВЗ, обратимся к цифрам.
Сегодня в Российской Федерации проживает 1,15 млн детей с ОВЗ. Их число медленно, но стабильно растёт.
Тревожную статистику обнародовали эксперты Минтруда. Примечательно, что три года назад в стране проживало 617 тысяч детей-инвалидов, два года назад – 636 тысяч. В этом году их уже более 670 тысяч.
Возникают вопросы: откуда и почему?
Эксперты видят причины роста детской инвалидности в сочетании нескольких факторов: что едят беременные, в каких экологических условиях живут, во сколько лет женщина рожает.
Рассмотрим их подробнее.
- Внутренние причины. До рождения ребёнка: болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность. Момент родов: тяжёлые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков. После рождения – ребёнок упал, ударился.
- Внешние: социально-биологические – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Выяснили, почему, а теперь переходим к тому, на какие аспекты проблемы обращали внимание участники заседания в Госдуме.
Главная проблема в том, что детьми с ОВЗ и инвалидами нужно заниматься с первых дней рождения, и это должно быть не только образование с детского сада и школы, но и обучение их профессии, которая даст возможность зарабатывать на жизнь.
Сегодня в Российской Федерации проживает 1,15 млн детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рассказывает Наталья Илюшкова:
– Прежде чем поехать в Москву, встретилась со специалистом центра «Созвездие» Ириной Осиповой и с теми, кто занимается коррекционным образованием. Выяснила, что много вопросов, которые не урегулированы даже на федеральном и областном уровнях. Не выстроены отношения между разными ведомствами – например, министерствами здравоохранения и образования, социальной защиты.
Ребёнка с ограниченными возможностями здоровья надо и образовывать, и лечить! Мы пока только «образовываем», и в РФ создана достаточно устойчивая законодательная база, которая позволяет получать образование детям с ОВЗ и инвалидностью. Но образование – это одна часть заботы, а сохранение маленькому ребёнку здоровья – вторая.
– И мы видим это на примере нашего города.
– Если в семье ребёнок с ОВЗ, то родители остаются один на один с этой проблемой. Они ездят в другие города, в разные санатории и центры.
Нам нужен свой Центр, в котором должны быть логопеды, психологи, массажисты, специалисты лечебной физкультуры для детей с нуля до трёх лет! Да, мы учим детей в школах по адаптированным программам. Кроме этого, должно быть и их физическое развитие, и обязательно – в комплексе.
– А где специалисты?
– Их нет. И этот вопрос обсуждался, потому было такое большое представительство людей из высшей школы. Со мной сидела Лариса Михайловна Коврина, проректор по научной работе Ленинградского государственного университета им. Пушкина, доктор педагогических наук, профессор. Так вот, они готовы обучать тифтологов, дефектологов, сурдопереводчиков. Но! Идёт сокращение бюджетных мест, и чтобы поступить в вуз, надо выдержать большой конкурс. Выпускников – мизер. И они не едут в малые города, их расхватывают в больших. Им предоставляют работу. Мы же вынуждены довольствоваться тем, что переучиваем своих или обучаем дистанционно. Но, поверьте, базовые знания по предмету – это глубокие знания. В этом мы убедились и в нашем городе.
В стратегии развития как раз заложены средства и на образование, и на обучение, и на создание условий работы с такими детьми. Первый шаг в решении вопроса: с 1 января 2020 года в нашей области все коррекционные школы переходят в региональное подчинение. Это инициатива Министерства образования. Смогут ли они укрепить кадрами профессионалов такие школы? Посмотрим.
Следующая проблема. Вопрос дальнейшего обучения и образования детей с ОВЗ остро стоит по всей стране. И в начальном, и в среднем звене всё идёт нормально. А вот дальше? Дальше – резкий скачок вниз. Нет профессий, которым бы обучали таких детей. В советские времена этим занимались ПТУ. Раньше в ПУ-35 обучали на маляров, швей, столяров. Сегодня профессии изжили себя, а новых не придумали.
Сейчас в училищах и колледже обучают сложным техническим профессиям, но как быть тем, для кого профессия – это способ заработать на кусок хлеба? Вопрос остаётся открытым. Надо думать, как трудоустроить этих людей. И если мы не будем заниматься этим, то их будут использовать другие в своих далеко не гуманных целях. Потому решаем проблему всем миром.
– Что можно уже сейчас сделать в нашем городе?
– На базе Дома ребёнка создать Центр ранней помощи детям с ОВЗ от 0 до 3 лет. Там есть всё для этого: прекрасное здание, специалисты-профессионалы. Однако всё дело в том, что здравоохранение подчиняется не муниципалитету, а областному министерству. И Дом ребёнка – только для детей-сирот. А нам надо подумать о том, чтобы уникальные кадры этого учреждения помогали и нуждающимся детям с ОВЗ.
Можно ли это сделать? Да, просто найти пути взаимодействия между двумя ведомствами – образования и здравоохранения.
Относительно обучения профессиям. В металлургическом колледже можно открыть специальные коррекционные классы или группы. Или в рамках общеобразовательной школы создать группы по обучению специальностям. В Арзамасе такая школа уже есть.
Фото из открытых интернет-источников