Она выбрала профессию, а та – её

visibility
Именно так случилось с преподавателем русского языка и литературы школы №8 Ларисой Сычёвой.

Педагогический стаж Ларисы Степановны – 52 года. Представить сложно, сколько у неё учеников! И не только в Выксе, но и в Забайкалье, на Украине, в Екатеринбурге. Завидная преданность любимому делу! 

О том, почему она стала филологом, что является главным в профессии и что надо бы изменить в ЕГЭ, она рассказала «ВР». 

– Первый вопрос, который напрашивается сам собой. Вы уже столько лет каждый день спешите в школу. О чём думаете? 

– Иду в школу и думаю о ней (смеётся). Кажется, всё передумано, всё известно, ан нет, размышляю, как пройдёт сегодня урок, как лучше его выстроить, чтобы тема или главный герой произведения заинтересовал, а может, и споры вызвал… Мысли о школе у меня всегда: и дома, и на отдыхе, и в поездках.

– Вы не случайно выбрали эту профессию. Что с ней связано? 

– Как это обычно бывает, выбор связан с учителем литературы. Родилась я в Забайкалье, в обычном рабочем посёлке. В нашей школе литературу в старших классах преподавал молодой педагог Александр Ахматов. Это позднее стала понятна его звучная фамилия, а сначала и значения  не придавали. Он блестяще знал свой предмет. А как декламировал стихи! Голову закинет и читает так, что дух захватывает! Потом спросит: «Вы знаете эти стихи?». Мы молчим. «Анна Андреевна Ахматова», – скажет он. Откуда нам было знать о поэтах Серебряного века в нашей глубинке? Узнали. 

Он много внимания уделял театру. Ставил с нами спектакли, привлекал всех учеников. Это и сближало нас друг с другом, и развивало духовно. Я на всю жизнь сохранила не только память о нём, но и увлечение театром. Какие только спектакли не ставили, и, кстати, делаем это с учениками до сих пор! Примечательно, что Серёжа Куликов, нынешний режиссёр народного театра, первый раз вышел на сцену в школе в пушкинских «Цыганах»! Колоритного старика-цыгана сыграл, с пафосом: «Оставь нас, гордый человек! Мы дики, нет у нас законов!». Показывали «Барышню-крестьянку», сценки из «Бориса Годунова». Ко Дню Победы, к новогодним праздникам, к 8 Марта писала сценарии, а в постановках ребята участвовали всем классом. Причём я никого не принуждала, просто приглашала, а тем, кто, стеснялся, говорила: останься, давай выберем роль. Всем детям нравится быть артистами, а некоторые так развернут способности, что и не подумаешь. 

– Вы прекрасный декламатор, а Ваши ученики? 

– Они молодцы! На конкурсе чтецов мои ребята читали классику. Жаль, что в школе уже не изучают творчество Александра Фадеева… А мы выбрали прекрасный отрывок из «Молодой гвардии» о руках матери. Елена Белоусова прочитала его столь проникновенно и трепетно, что, как мне сказали, жюри плакало. Она заняла первое место. 

– Вы выбрали профессию, а она – Вас. Так ли это?  

– Да, думаю, что так. Люблю и детей, и профессию. Живу с открытой душой и сердцем. Меня одна моя ученица, талантливая девочка, и после окончания школы поздравляла, слала открытки. И как-то написала: «Немного негативных заповедей. Ничего не носите нараспашку. Особенно душу. Наплюют». Я с ней абсолютно не согласна! Доверяю людям, а они – мне. Сочувствую, помогаю, жалею. Если обратятся за помощью, не откажу. Сама никогда не стесняюсь спросить, если мне что-то непонятно. 

– Вы строгий учитель? 

– Да. Когда первый раз знакомлюсь с учениками класса, непременно заявляю, что не люблю в людях, а значит, и в них: разболтанность, лень, ложь, неаккуратность. И они понимают. Говорю: «Если что-то не успели, не сделали, не врите, просто подойдите после урока или до него, честно признайтесь. Пойму и прощу». 

– Часто ставите плохие оценки?

– Редко. По литературе почти не ставлю. Литература – это искусство. И если не знать литературу, то что тогда знать? А по русскому у нас так. Получил двойку, подойди, возьми новое задание, переделай, запомни. Иногда учащийся несколько раз пишет и переписывает. Не ропщет, зато знания получает твёрдые. 

– Если ученик опоздал на урок, как Вы поступаете? 

– При всём классе не ругаю. Только после урока. Никогда не унижаю. Как-то мои ученики сказали мне такую фразу: «Вы, Лариса Степановна, справедливо ругаете». Я даже опешила сначала: что значит – справедливо? «Да по-честному всё!» 

– Как поступаете в трудных ситуациях? 

– Быстро концентрируюсь. Сосредотачиваюсь. Редко прошу помощи. Сама справляюсь с проблемой. Надеюсь только на себя. 

– Книга, которую Вы порекомендовали бы детям для прочтения

– «Два капитана» Вениамина Каверина. Учиться у Сани Григорьева порядочности, честности, преданности, уметь любить глубоко и светло. Мне на всю жизнь запомнились его слова: «Если быть, то быть лучшим». Это нравственные ориентиры. Конечно, надо читать литературу Серебряного века и классику – Пушкина, Лермонтова. А вот относительно того, что я не хотела, чтоб дети читали (да и взрослые тоже!) – книги, которые я называю «семь пуль в одно место», не дающие ничего ни уму, ни сердцу. 

– Ух, как строго! Любовь к чтению у Вас с детства? 

– От отца – любовь к книге. Раньше по радио читали произведения Толстого, Пушкина, Гоголя, всю классику. Папа часто сидел и слушал. Я многого не понимала. Когда научилась читать, то папа брал в руки книгу «Мать» Горького, усаживал меня на подушку и говорил: «Читай». Я тогда читала просто слова, смысл до меня не доходил. Но это была и школа чтения, и знакомство с новыми словами. То была папина школа. 

– Была ли мамина школа? 

– Мама ушла из жизни в прошлом году. Ей было 96 лет. Она научила аккуратности, стойкости, не жаловаться и не хныкать, а делать, идти вперёд. Высшей наградой в детстве было получить от неё похвалу: «Молодчик!». 

– Вы приехали из Забайкалья в Выксу, стали учителем в школе №8.   

– Это было после окончания пединститута и года работы в местной школе. В Выксу приехала, чтобы найти родственников папы. Моя тётя по маминой линии уговорила остаться. И меня под своё крыло взяли два педагога, филологи от бога: Анна Ковалёва и Римма Порхачёва. На открытые уроки по русскому языку я ходила к Римме Николаевне, а по литературе – к Анне Васильевне. Так заслушивалась, что забывала записи делать. 

Счастлива, что в моей жизни были прекрасные учителя-словесники: забайкальский Александр Ахматов и местные – Ковалёва и Порхачёва. 

– Вы работали в школе советской и нынешней. Есть что сравнивать и с чем. Но мы не станем вдаваться в подробности. Спрошу только о том, что Вы хотели бы изменить в системе экзаменов по русскому и литературе? 

– Государственный экзамен по литературе (сочинение) мы сдаём в декабре. Программа не пройдена. Как школьникам писать сочинение, не зная Шолохова, Булгакова, Пастернака, советских писателей? Видимо, в министерстве посчитали, что сами прочитают, вне программы… Но будет ли ученик заинтересован читать их, если в декабре он уже сдал литературу? И почему экзамен в декабре? Ну хотя бы в апреле…

– Спасибо, Лариса Степановна, за беседу. Будьте здоровы, успешны и любимы! Всех Вам благ! 


Блиц-интервью

– Если бы Вы стали невидимкой, где бы хотели побывать?
– На родине, в Забайкалье.

– Много ли у Вас друзей?  

– Их столько, что не хватит времени перечислять! Они во всех городах и школах, где мы с мужем жили и работали (он офицер, пришлось много поездить по стране). Это мои ученики бывшие и нынешние, это друзья детства, школы, института, военных частей.

 – Чем дорожите? 
– Семьёй, мужем, дочерью, внуками.

– Ваш девиз по жизни? 
– Если быть, то быть лучшим.

Фото из архива Ларисы Сычёвой