Плачевная ситуация

account_circle ВР
visibility
«Хотим, чтобы счастливых семей было больше!» – вот такой простой истиной руководствовалась редакция «ВР», начиная новый проект. Он посвящён семье, детям, неравнодушным родителям.

Взялась его вести молодая мама – Милена Лебедева. Доверили именно ей, потому что Мила, когда работала в «ВР», показала себя талантливым журналистом, а как мама и жена, знает проблемы изнутри.


Способность плакать появляется у человека не сразу, а на 5-12 неделе после рождения. То есть намного раньше смеха, который возникает примерно на пятом месяце жизни ребёнка

Детский плач… как символ рождения новой жизни, как способ детского общения в период младенчества, как тревожный сигнал в момент нездоровья малыша. Пока ваше сокровище мало, оно будет плакать очень часто и делать это по-разному, в зависимости от того, что хочет вам сказать. Однако меня, маму пятилетки, волнует другой плач, «особенный», тот, что может настичь в любую минуту (будь вы в магазине, на улице или дома). Манипулятивный плач.

«Мне проще уступить сыну, чем наблюдать его истерику из-за не купленной игрушки!», – говорит моя знакомая мама трёхлетнего малыша. Каждый раз она словно оправдывается за скверное поведение своего горячо любимого чада. Оправдывается, в первую очередь, перед собой: «Он очень страдает, если я не куплю ему что-то!». А ребёнок действительно «страдает», и часто, на полу магазина, в слезах, с криками «купииии!». 

Так, у театра одного актёра появляются зрители (покупатели магазина, в данном случае), которые сразу дают рецензию ситуации, характеристику маме, истязающей бедное дитя, и не исполнившая детское желание. В результате, мама снова исполняет очередной каприз своего ребёнка, дабы прекратить это действо вокруг их семьи.

«А вы встречались с манипуляцией в поведении вашего ребёнка?», – спросила я некоторых знакомых родителей. Подавляющее большинство ответили утвердительно.

«Каким образом она проявляется?», – не унималась я. «Плачем», – ответили восемь из восьми респондентов. 

Так почему этот способ так популярен среди малышей?

Исследователь детского развития Д.Б. Эльконин утверждал, что «невербальные способы манипулирования другими людьми активно применяются дошкольниками, потому что вербальные возможности детей до семи лет ограничены». Добившись желаемого капризами, дети активно начинают использовать этот механизм для достижения своих целей. Крики, плач, топанье ногами, падение на пол, бросание вещей, демонстративные побеги – в ход идёт всё. А что!? На войне все средства хороши!

Как же ведут себя мои респонденты в подобных ситуациях? Двое из восьми ругают юного манипулятора, повышают голос, делают строгий взгляд. Один респондент игнорирует манипуляцию. Пятеро из восьми пытаются разобраться в ситуации, понять причину плача, отвлечь ребёнка. Реакция последних, пожалуй, самая конструктивная. 

Что же касается меня: я просто не беру ребёнка в магазин. Ведь дочку «ждут» там новые игрушки и сладости, такие, по её мнению, необходимые. Так зачем искушать?

Современные же психологи предлагают следующую схему действий: отреагируйте на ситуацию, проанализируйте, предложите ребёнку варианты выхода из неё. Главное, соблюдайте спокойствие. Чёткой инструкции по борьбе с манипулятивным плачем нет, ибо все мы разные, со своим характером и темпераментом. Но, друзья, семья – это компас, а родители – стрелки, указывающие ориентир.

Берегите слёзы ваших детей!


На протяжении 400 лет в Японии проводят фестиваль детского плача, потому что там считается, что слезы ребёнка отпугивают злых духов


Мнение эксперта: «Важно вовремя разоблачить манипулятора»


В книге «Психологос. Энциклопедия практической психологии» Николай Козлов анализирует детские капризы:

– С рождения маленький человек учится управлять родителями, чтобы получать от них то, что ему необходимо. Если младенец плачем настаивает только на том, что ему действительно необходимо, то ребёнок в возрасте от 1 года до 3 лет использует плач уже в очень разных целях. Он умеет не только мгновенно запускать и выключать свой плач, но и подбирать нужный его оттенок под конкретного адресата.

...

Вы замечали, что у детей обычно разный характер: с мамой один, с бабушкой другой, с папой третий? 

Характер ребёнка – это его способ влияния лично на вас. Дети умные и сообразительные, они методично подбирают то, что работает лично с вами.

...

Уже в возрасте от 3 до 7 лет ребёнок мастерски осваивает основной набор социальных эмоций, становится мастером эмоциональных игр и манипуляций, не только изображая, но и переживая то, что ему нравится и что ему выгодно». 

Он знает, для кого и зачем переживает, и не делает этого, когда аудитории нет. Ближе к началу школьного возраста дети понимают, что намеренность своих эмоций лучше не показывать, и на вопрос «Зачем плачешь?» уже упрямо отвечают: «Просто так!». При этом, отрицая намеренность эмоции, ребёнок всё же внимательно смотрит, замечает ли их плач тот, кому он предназначен. 

В итоге, дети и подростки привыкают переживать и играть в эмоции. Для них это становится одним из развлечений, таким же как телевизор, компьютер и болтовня с друзьями. Переживания становятся привычкой и частью образа жизни, естественной и обязательной. Однако, что будет через некоторое количество лет, когда юношеский избыток энергии уйдёт, а привычка переживать останется?

...

Учите, как можно добиваться своего без плача, то есть обращаться к людям с просьбой. 

Если ребёнок смог прекратить плач и попросил вас спокойно, по возможности пойдите ему навстречу – правильные действия следует вознаграждать. Важно, что если здоровый малыш получает всё то, что ему действительно нужно, он меньше требует того, чего ему просто хочется.

...

Если же ребёнок капризничает и настаивает на том, чего ему просто хочется, не потакайте ему, но и не обвиняйте. 

«Ловкачество, манипуляции, ты вечно капризничаешь!» – всё это негативные внушения. Лучше ищите и внушайте позитив.

Досье «ВР»Козлов-Николай.jpg
Николай Иванович Козлов 

  • Родился в 1957 году, женат, пятеро детей. 
  • Доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии. Основатель тренингового центра «Синтон», разработчик и лидер синтон-подхода в современной практической психологии.
  • Имеет 25-летний опыт ведения психологических тренингов. По разработанным им методикам работают клубы и центры более чем в пятидесяти городах России и странах ближнего зарубежья.


Задать вопрос в проект «СемьЯ», подсказать тему или рассказать о своих семейных проблемах можно по телефону 3-58-66, по электронной почте vyksa-rabochiy@mail.ru или на сайте vr-vyksa.ru


Ведущая рубрики «Семья» Милена Лебедева. Фото с сайтов www.kidsvt.com и info-hit.ru