Правила существуют, чтобы их нарушать

account_circle ВР
visibility
Взрослые создают нормы и запреты, а дети их нарушают. Наши чада не всегда послушны, а мы не всегда справедливы. Иногда кажется, что «физическая расправа» – единственный выход из кризисной ситуации. Но всем ли известно, что умение наказывать – это искусство, которым должен овладеть каждый родитель. Ведь лучший педагог не тот, кто эффективно пользуется наказаниями, а тот, кто умеет обходиться без них.
Требуем по делу

В любой семье существуют правила, которые нужно соблюдать. Иногда требований бывает слишком много. Так ребёнок становится заложником своих взыскательных родителей. Однако важно, чтобы количество правил было минимальным, и касались они только особенных сфер жизни (например, безопасности). Мы же не хотим вырастить безвольного человека? Иначе придётся бить тревогу: «Что делать, ведь мой ребёнок совсем не приспособлен к жизни. Он не уверен в себе, всего боится. Он робок, замкнут, недоверчив, обидчив, не ладит со сверстниками».

Ситуация. Однажды в парке наблюдала следующую картину: мама с дочкой пришли на прогулку. Девочка одета в красивое белоснежное платье. Кругом полно городков и аттракционов. Естественное желание ребёнка – опробовать все горки и качели. «Испачкаешь платье – голову оторву!» – реакция мамы на простое детское желание. В результате вместо того чтобы весело проводить время, девочка сидела на лавочке рядом с матерью. Возникает вопрос: мама, вы зачем на прогулку надеваете вещь, которую пачкать нельзя? По мне, подобные правила – абсурдны! В семье должны быть разумные порядки. Ну а если ребёнок тянется к любимой бабушкиной вазе, где лежат конфеты, просто уберите её с глаз долой. И не нужно будет ругаться. Создайте ситуацию, где проступок будет физически исключён. 

Чёткость и твёрдость

Вы замечали, как часто мы используем уговоры? Мы до последнего избегаем чёткой формулировки наших требований: «Нет, я не могу так сказать!». Конечно, можно улыбаться и делать вид, что нас и так всё устраивает: сидеть с ребёнком до полуночи, ждать, когда он вдоволь насмотрится мультиков и сам упадёт от усталости. 

Я лично знакома с семьёй, где ребёнка «не заставляют» ложиться спать. Родители сидят с ним до глубокой ночи, пока мальчик не уснёт в процессе игры или просмотра телевизора. Как вам такой подход? Но почему бы не проявить твёрдость: «Уже 9 часов! Время для сна. Убираем игрушки, чистим зубы, ложимся спать». На вопрос «Почему?» – объяснить причину: «Уже поздно», «Завтра всем рано вставать». Объяснение должно быть коротким и понятным. 

Не под одну гребёнку

Хотите, создайте градацию правил: твёрдое, мягкое и подсказка. Первый вариант предполагает беспрекословное исполнение: «Мы едим только на кухне, за обеденным столом». Мягкие правила идут с подтекстом «желательно бы»: «Желательно чистить зубы после каждого приёма пищи». 

Мои любимые – правила-подсказки: «Руки лучше мыть с мылом». Должны быть и железные правила, касающиеся элементарной безопасности: «Не играй со спичками – может возникнуть пожар». Маленькому непоседе можно обозначить эту градацию в цвете. 

Известный детский психолог Юлия Гиппенрейтер предлагает следующую систему: «Зелёный цвет – зона свободы ребёнка, жёлтый – относительная свобода, оранжевый – разрешено в виде исключения, красный цвет – категорический запрет».

Правила для всех

Правила должны исполняться всеми членами семьи. 

Если вы запрещаете есть малышу в комнате перед телевизором, значит, этот запрет должен распространяться и на остальных. Часто бывает так: от ребёнка требуем, а сами не выполняем. Родитель сам не должен сидеть с тарелкой в комнате, уткнувшись в голубой экран. Иначе ваше правило бесполезно! Ну, или, как минимум, несправедливо по отношению к другим членам семьи.

Возмещение ущерба

А что если правило нарушено? Российский психолог Николай Козлов считает: «Мало поправить ситуацию, за происшедшее нужно платить! Если ты испортил кому-то настроение – нужно не только извиниться, но и сделать то, что ему поднимет настроение (развеселить, поиграть вместе, помочь делом). Если устроил беспорядок – не только верни всё на свои места, но и сделай что-то улучшающее вид комнаты». 

Если моя дочка что-то рассыпала, она берёт веник и убирает за собой. Потом она ходит с ним по квартире, наводя общий порядок.

Санкциям быть

«Мой сын любит рисовать, иногда на обоях, – говорит знакомая мама четырёхлетнего мальчика. – В таких случаях я просто забираю у него карандаши, сквозь плач. А что делать…». А поговорить? Мне подобная ситуация незнакома, ибо я с этим не сталкивалась. Мой ребёнок на обоях не рисовал, потому как это «твёрдое» правило нашей семьи. 

Николай Козлов: «Если порядки нарушаются, а распоряжение не выполняется, мы должны знать, что будет после этого... Вначале – мягкое обсуждение (что такое? почему?). Поговорили – вернулись к нормальной жизни. Не помогает – следует серьёзное предупреждение, уже потом санкции, о которых дети должны прекрасно знать. В этом нет ничего невероятного. Всё как во взрослой жизни, к которой наши дети должны готовиться».

Канонов в жизни много, но важно помнить: лучшее правило то, которое учитывает интересы всех сторон.

Для справки

Анн-Клер Кляйндинст и Линда Коразза в книге «Давай договоримся. Как повзрослеть вместе с ребёнком» приводят такую схему отношения родителей к воспитанию ребёнка: 

схема1.jpg

Рамки не слишком жёсткие и не слишком мягкие, они меняются со временем и в зависимости от ситуации. Ребёнок хорошо развивается.

схема2.jpg

Рамки слишком жёсткие. Ребёнок сломлен в своём эмоциональном развитии.

схема3.jpg

Рамки слишком слабые. Ребёнок развивается неуверенно.

схема4.jpg

Отсутствие рамок.

Милена Лебедева. Рисунок Александра Жукова