– Скажи: «Рыба». – Селёдка!

account_circle ВР
visibility
О том, как помочь ребёнку называть вещи своими именами, мы поговорили с логопедами.

Чтение – мать учения

На наши вопросы ответила Елена Ледяева, логопед детского сада №33 «Земляничка», председатель методического объединения учителей-логопедов округа, руководитель территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.


Ледяева-Елена


– Елена Павловна, когда пора обращаться к специалисту?

– Если ребёнок к трём годам не произносит большинство звуков, к четырём с половиной – звуки [с], [з], [л], к пяти – [ш], [ж], [ч], [щ], [ц], [р]. С расщелиной губы-нёба – в любом возрасте, как и если вы хотите исправить звукопроизношение. Если случился инсульт или черепно-мозговая травма и произошло нарушение речи, обратиться к специалисту нужно как можно быстрее, только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.

– С какими проблема сталкиваетесь чаще всего?

– Как пример – с задержкой речевого развития. Ребёнок долго не говорит, в основном общается жестами. Ему нужно, чтобы что-то подали – он показывает рукой и обозначает «у», например. Родители его понимают, поэтому могут долго не замечать проблемы. Причиной нарушения речи могут быть аномалии во время беременности, родовая травма, недостаточное внимание к речи ребёнка на различных этапах её формирования.

– А какое внимание нужно?

– Звуки ребёнок начинает издавать с первых минут после рождения. Уже в конце первого месяца жизни можно говорить о нарушении развития речи, если малыш никогда не плачет или не кричит. Обратите внимание,  как только ребёнок научился фокусировать свой взгляд на маме, он пытается шевелить губами – это свое-образная артикуляция. Но навыки нужно развивать. То есть не просто включить мультик, где главный герой играет на балалайке, а купить ребёнку игрушечный инструмент. Пусть повертит его, послушает, а потом спросите: «Как звучит мелодия?» Да, ребёнок скажет просто «ля-ля», но вот с этого «ля-ля» и нужно начинать. Важна мотивация для речи: необходимо создать условия, в которых решить вопрос можно только словесно. Тот же случай: ребёнок озвучивает «у» и показывает рукой – дай, мол. Спросите, даже если знаете, чего ему хочется: «Ваня, тебе шоколадку подать... карандашик, попить?» Пускай он скажет, как умеет в данный момент.

Нужно говорить с ребёнком. Читать, и не просто читать, а спрашивать, о чём была, например, эта сказка.  И добиваться того, чтобы он называл героев так, как они указаны в тексте. Если Миша – то Миша, если косолапый мишка, то косолапый мишка. Нужно подводить к более точному пересказу, рассказыванию сказки, с передачей интонации, тогда вашему сыну или дочке и в школе будет легче общаться, грамотно излагать учебный материал.

– Что ещё бывает помимо задержки речевого развития?

– Нарушение звукопроизношения. Оно может быть возрастным. Например, допускается, что звук «р» ребёнок начинает произносить в 5-6 лет. Органы артикуляционного аппарата в данном возрасте более готовы к этому. И здесь важны усилия родителей: обратить внимание ребёнка на чёткость произношения, позаниматься с ним.

– Какие упражнения надо делать?

– Самое элементарное – повтори за мной. Посмотри, куда я поставил язычок, когда произношу «р», а теперь посмотрим, как у тебя. У многих проблемы возникают из-за слабости мышц речевого аппарата, их можно укрепить. Для этого существует специальная гимнастика. Дома можно, например, предложить ребёнку пощёлкать язычком, имитируя цоканье лошадки, но суть в том, чтобы при этом подбородок оставался неподвижным. Можно поиграть «в часики» – язык появляется то с одной стороны щеки, то с другой, или сдувать листочки бумаги с ладошки, не надувая щёк.

– Какие звуки ещё приходится исправлять?

– Все шипящие, появилось много нарушений группы «гкх». Это когда вместо «гусь» ребёнок произносит «дусь». 

– От чего это зависит?

– От многих причин. Так, кормление ребёнка из бутылочки с соской вместо материнской груди может привести к своеобразному формированию речевого аппарата. Ведь соску легче сосать, не нужно напрягать тот же язык. Заикание – тоже бич времени.

– Почему? И если сравнить, какие проблемы наблюдались у детей 10-15 лет назад и сейчас – в чём разница?

– Сейчас больше детей с нарушениями речи, причём со сложными – дизартрией, алалией в том числе. У заикания тоже разные причины. Некоторые дети долго молчат, особенно мальчики. А года в три начинают «строчить как пулемёт»: накопили запас слов. На фоне такой обильной речи и может произойти заикание – нарушается темп речи, но это одна из возможных причин. Чаще всего приходится дополнительно обращаться к психоневрологу. И чем раньше начать лечение, тем лучше: дети, пережившие заикание в детстве, потом и вовсе могут забыть, что проблема была.

– Часто ли обращаются взрослые?

– Да, идёт настоящий «бум». Многое исправляют звук «р», многие – «л».

– Реально поправить?

– Конечно. Правда, люди могут начать комплексовать, и это помешает процессу коррекции. Например, при введении звука в речь нужно примерно с неделю произносить этот звук утрированно: рррыбы, рррак, лллопата.  

– А какие стихи лучше учить с детьми?

– Агнии Барто. Хороши и детские потешки: «баю-баюшки-баю, не ложися на краю…», «водичка-водичка, умой моё личико», «расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса», всем известное «на горе Арарат растёт крупный виноград».

– Какие могут быть игры?

– Я их называю кухонными, потому что мама часто находится там, и ребёнок может быть с нею. Например, назвать все предметы из посуды со звуком «р». Можно попросить ответить на вопрос: «Что я сейчас делаю?» Ответ может быть: «мама, ты варишь борщ»; «моешь посуду» и т.д.  

– То есть учить говорить полными предложениями?

– Да, иначе он и в школе будет писать сочинения и отвечать у доски невнятно,  простыми предложениями или отдельными словами. 

– День логопеда прошёл в работе – состоялась конференция. Сегодня тоже о буднях. Но отклонимся от темы – как Вы выбрали эту профессию, в которой педагогика совмещена с медициной?

– Мои родители – педагоги, прабабушки были гувернантками, потом учителями. А стать логопедом, получить второе высшее образование – дефектолог, учитель-логопед – лично мой выбор. Хотя первый опыт был неосознанным. Готовясь к поступлению в вуз, жила у тёти с дядей. Дядя – морской офицер – проходил в тот момент реабилитацию после серьёзной травмы. Помимо того что учила предметы, необходимые для вступительных экзаменов, ещё, как школьная вожатая, готовилась к выступлениям и тренировалась перед зеркалом делать доклады. Он наблюдал за мной и в какой-то момент начал пытаться повторить произнесённые слова. Я заметила это, и мы с ним сели за букварь – учились говорить заново, со звуков. Результат ошеломил – дядя снова смог говорить.

– Подытожив сказанное, какой совет дадите всем?

– Больше читать и общаться в реальности. Слова и выражения «подменяются» на смайлики и лайки, забывается смысл слов, не возникает умения использовать их правильно и в результате теряем то, что называется великим и могучим русским языком.

Ксения Абдулхакова. Фото автора и из архива Елены Ледяевой


Не зря назвали «пустышкой»

Среди причин, из-за которых дети плохо говорят, есть и такая, как сосание соски. Некоторые родители дают её малышу чуть ли не с первых дней жизни. «А как же? У меня молока нет, а соска хоть на время заменит грудь», – рассуждает мама. Логопед детского сада №27 Антонина Фролкина рассказывает, чем грозит ребёнку подобная привычка. 


Фролкина-Антонина


Что такое прикус? 

Он бывает правильный и неправильный, аномальный. Профилактика нарушений прикуса должна начинаться буквально с рождения малыша, так как формируется он задолго до того, как прорежутся первые зубки.

Один из первых по значимости факторов нормального формирования зубочелюстной системы младенца – грудное вскармливание. В процессе каждого кормления создаётся значительная нагрузка на языковые и околоротовые мышцы – как жевательные, так и мимические. В результате такой миотренировки у малыша активно стимулируется рост нижней челюсти, которая при рождении отстаёт от верхней. А для нормального пережёвывания пищи нужно соответствие обоих размеров. У детей, переведённых на искусственное питание до шести месяцев, патологии и аномалии прикуса формируются примерно в два раза чаще, чем у «грудничков».

Что надо знать маме

Кормление проводите  с помощью соски, соответствующей по форме соску груди матери, упругой, с маленьким отверстием. Надевается соска на бутылочку с широким горлышком. По мере снижения упругости и эластичности соска меняется на новую. Ребёнок должен сосать активно: захватывать и удерживать соску губами, движения нижней челюсти должны обеспечивать выдавливание молока и проглатывание. Положение ребёнка на руках такое же, как и при естественном кормлении.  

Смотрите, чтобы бутылочка не давила на нижнюю челюсть, поскольку это ведёт к её смещению назад и изменению формы челюсти. Бутылочку держите строго перпендикулярно лицу ребёнка.

Не  оставляйте её в руках малыша без присмотра. Время кормления не должно превышать 20-30 минут. К двум годам кормление ребёнка из бутылки с соской обязательно исключите.

Существуют определённые рекомендации по выбору правильной соски ребёнку.

  1. Её размер должен увеличиваться вместе с ростом ребёнка (размер №1 предназначен для ребёнка от 0 до шести месяцев, №2 – от шести месяцев и старше).
  2. Конструктивно соска делится на сосковую и арео-лярную части. Размер сос-ковой части зависит в основном от длины нёба,  ареолярной – от высоты верхней губы и длины ротовой щели. Поэтому соску можно подобрать как для недоношенных, так и для доношенных детей.
  3. Система «бутылочка – соска» должна содержать воздушный клапан, который позволяет при кормлении исключить заглатывание воздуха: ребёнок будет чувствовать себя более комфортно, а соска не будет выскальзывать изо рта. 
  4. Содержимое бутылочки должно определять размер отверстия соски.
  5. При использовании сосок с односторонне скошенной поверхностью язык станет давить именно на эту часть и расположится более широко, что будет способствовать росту нижней челюсти. Сильно выпуклая другая сторона соски будет стимулировать развитие нёба и верхней челюсти.
  6. Если отверстие в верхней части будет немного смещено от центра соски, это обеспечит правильное поступление пищи в полость рта и, естественно, поможет пищеварению. 

И для пустышки есть свои правила

Новую пустышку вымойте с мылом, высушите и положите на хранение в специальную коробочку.

Имейте их в запасе несколько штук: дети обычно привыкают к одному типу и отказываются от других.

Никогда не облизывайте пустышку перед тем, как дать её ребёнку.

Нельзя использовать длинные шнурки для подвешивания соски – они могут задушить ребёнка. Если во время сна малыш потерял «любимицу» и не плачет, оставьте его в покое. 

Когда ребёнок плохо спит, вовсе не обязательно успокаивать его соской, найдите другие способы. Иногда всё, что нужно малышу – перевернуть его на другой бочок или покачать. 

А может, обойдёмся без соски?

Сосательный рефлекс является врождённым и очень важным для младенца. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, потребность в пустышке значительно выше, так как из-за слабой нагрузки на жевательные мышцы при кормлении сосательный рефлекс у них не удовлетворён. Отсюда – нервозность и возбудимость ребёнка. Отнимать у него пустышку насильно – значит повергать его в состояние сильного стресса. Поэтому в подобных случаях очень важно подбирать пустышку правильной формы и размера, которая способствует дополнительной тренировке челюстных мышц, массажу нёба и полости рта между приёмами пищи.

Некоторые дети начинают сосать пальчик. Что  же лучше для ребёнка – пустышка или пальчик? Пустышка лучше, так как после двух лет от неё легче отучить. А вот привычка сосать палец иногда длится до школьного возраста, что непременно ведёт к серьёзным челюстно-лицевым деформациям.

Елена Иванова. Фото Оксаны Русовой и из открытых интернет-источников


Учу детей чисто говорить и грамотно писать

О том, что специалисты такого профиля нужны и в начальной школе, мы беседуем с логопедом Татьяной Скрипец, работающей в школе №12.


Скрипец-Татьяна.jpg


– Добрый день, Татьяна Фёдоровна! Многим родителям интересно, зачем логопед в школе? В каждом детском саду есть такие специалисты, которые занимаются с ребятами. Неужели этого недостаточно? 

– Да, Вы правы, и в детских садах, и в развивающих центрах есть свои специалисты, они делают огромную работу. И если бы их не было, то пришлось бы хуже всем: родителям, детям, педагогам. Плохо, когда ребёнок приходит в школу и не выговаривает половину звуков алфавита. По результатам логопедического обследования более половины первоклассников имеют те или иные речевые нарушения. Эти нарушения многообразны. У школьников выявляется дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения). Раньше считали, что если школьник делает на письме «глупые ошибки» – вместо очевидной «А» пишет «О» или вместо «И» – «У», то это потому, что он невнимателен. Оказывается, это из-за того, что у него проблема с фонематическим слухом. Дети вместо одного звука слышат другой и, как следствие, пишут другую букву. Не различают, например, «Д» и «Т», пишут: «На улице стоит красивый ТОМ», кроме того, наблюдается общее речевое недоразвитие (бедность словаря, нарушение лексико-грамматического строя, связной речи). А к третьему-четвёртому классу на этом фоне присоединяется дизорфография – невозможность применять на письме правила, хотя школьник их знает. Именно такими проблемами мы и занимаемся.

– С чем они связаны? 

– Сейчас приходят в школу детки родителей 90-х годов. Их папы и мамы вынуждены были выживать и искать заработки, им некогда было заниматься детьми. Постоянно повторяю родителям прописные истины. Когда мама беременна, она должна (в идеале) слушать красивую музыку, смотреть на бегущую воду, солнце и радоваться жизни. Именно на второй-четвёртой неделе у плода закладываются речевые центры. А о чём в это время думает мама? Она решает: рожать или не рожать, оставить или нет. И происходит некий сбой в развитии. Да много чего другого: плохая экология, отношения в семье. 

– Но ведь многое зависит не только от внутри-утробного развития ребёнка, но и от того, как и в каких условиях он живёт? 

– Да, конечно, в одних случаях ребёнка «залюбливают» и делают всё за него и вместо него, в других – лишают общения. Иногда у ребёнка просто нет потребности в разговорной речи. Одна мама рассказала такую историю, которая сегодня типична для многих. Дочка первая, долгожданная, встанет утром – к ней мама бежит: «Проснулась наша красулечка! Сейчас мы оденемся и пойдём кушать! Где у нас носочки? Да вот они!» и т. д. Ребёнку ничего не оставалось, как только слушать маму. Дочке три года, а она всё мекает! Хорошо что мама была педагогом и ей случайно в руки попала книга «Обучение детей сочинению». И прочитала она сакральную фразу: «Речь развивается у тех, кто хочет общаться, и не развивается у тех, кто этого не делает».

Решилась мама на этот, как ей казалось, варварский метод: перестать понимать ребёнка. И началось! Дочка ме да ме, если нужно что, берёт за руку и ведёт, всё понимает, а говорить не хочет. Мама стала спрашивать: «Что тебе надо? Скажи, что хочешь?» Ребёнок капризничает, раздражается, но мама не отступает. И вот спустя две недели утренняя мука: «Что ты хочешь? Скажи! Я тебя не понимаю!» И вдруг дочь отчётливо произнесла: «Тапки дай!»

И с этого момента ребёнок сразу заговорил полными предложениями, фразами без речевых нарушений. Какой вывод? С ребёнком надо общаться. Если родители усаживают его перед телевизором, дают в руки планшет и он там смотрит мультики, то его речь не развивается. Он с героями не общается. Он тупо смотрит картинки. Всегда советую мамам и папам общаться с детьми. Идёте из школы – разговаривайте! Спросите, что было, во что играли, что ели, что сказала учительница и т. д.

– К Вам на занятия приходят такие разные дети, с разными проблемами…

– Логопедия, по моему мнению, – это хождение по болоту. Сделал шаг – провалился, второй – встал на кочку. Вот с «кочки» и начинаем. Не знают сказок? Читаем сказки, пересказываем их. Учимся произносить и различать звуки, развиваем словарь и речь. Учимся писать и читать без ошибок. В зависимости от тяжести речевых нарушений работаю и индивидуально, и с двумя-тремя детьми, с группой. Стараюсь разно-образить уроки. У нас даже тетради каждый год меняют свои обложки: красные, жёлтые, зелёные. Оценки – в виде смайликов. Смайлик улыбается – нет ошибок, хмурится – пять ошибок, а если смайлик плачет, значит, ты его огорчаешь ошибками. В работе у детей цветные ручки, которыми они отмечают гласные, согласные, твёрдые, мягкие звуки. У детей в этом возрасте рука не успевает за мыслями. Думают быстро, а пишут медленно, потому и возникают ошибки. А когда они пишут и меняют ручки, они немного затормаживаются – думают, и работа идёт медленнее, и мысли приходят в порядок. 

– Сколько времени надо, чтобы ребёнок стал говорить и писать правильно? 

– По-разному. Всё зависит от тяжести нарушения.

– Вы так убедительно и ярко рассказываете!

– Люблю свою работу. Радуюсь, когда дети начинают чисто произносить звуки, когда из тетрадей по русскому языку исчезают ошибки и появляются четвёрки и пятёрки. Иногда радуюсь больше, чем их родители. И когда у маленького школьника всё получается, то это счастье ни с чем не сравнимо!

– Спасибо Вам за беседу! И пусть дети радуют Вас своими успехами!

Елена Липатова. Фото Ольги Поповой