Чужое детство на руки возьмите, не думая, что это сирота

account_circle
visibility
Сиротство – одна из хронических болезней общества. «Сирый» – безродный, одинокий… Человеку, который рос в семье, с родителями, в общении с родственниками, сложно понять в полной мере чувство одиночества и незащищённости ребёнка-сироты.

Он не только лишён родительской любви и заботы, но и возможности приобрести тот личностный багаж, с которым повзрослевшие сын или дочь уходят в самостоятельную, взрослую жизнь. К сиротству приводят разные причины, есть дети-сироты и при живых родителях, но в любом случае заботу о своих маленьких обездоленных гражданах берёт на себя государство. Для этого и созданы детские дома, интернаты и реабилитационные центры для несовершеннолетних. Радует, что с каждым годом детдомов становится меньше потому, что приоритетной формой заботы о детях-сиротах и тех малышах и подростках, которые остались без попечения родителей, является устройство в замещающие семьи. Только там, в окружении пусть не кровных, а приёмных мамы с папой и других родственников ребёнок получает необходимые жизненные навыки.


В этой школе учат быть правильным родителем

Одного желания дать возможность осиротевшему ребёнку расти в семье, окружить его заботой и любовью недостаточно, надо научиться быть ему родителями. Поэтому тот, кто решился стать опекуном или попечителем, проходит специальную подготовку в школе приёмных родителей, которая создана при социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних («Пеликан»).

Грошева-Альбина.jpg– Наша школа действует с 2011 года, – рассказывает психолог Альбина Грошева. – За это время в ней прошли обучение 274 кандидата в приёмные родители, но свидетельство получили 244 человека.

– Почему кто-то «сходит с дистанции»? С чем связано, что 30 кандидатов передумали становиться замещающими родителями? 

– Причина – осознание своей недостаточной готовности воспитывать приёмного ребёнка. И очень хорошо, что это произошло до того, как он был принят в семью. Наша задача заключается не только в повышении компетенции замещающих родителей по воспитанию приёмного ребёнка, но и в том, что ещё важнее, чтобы не допустить вторичного отказа, то есть его возврата в детский дом или интернат. Это же тяжелейшая психологическая травма для ребёнка. Сначала его бросили, а для него это значит предали, кровные родители, затем – приёмные. После перенесённого стресса прижиться в другой семье ему очень тяжело.

– В Вашей практике вторичные отказы случались?  

– К сожалению, такая проблема существует, а её причина – в недостаточной компетенции усыновителей, опекунов, попечителей, их правовой и педагогической неподготовленности к решению вопросов воспитания взятого ребёнка. Поэтому и стали создавать школы замещающих родителей, оказывать целенаправленную помощь приёмным семьям. В результате в прошлом году в нашем округе не было вторичных отказов, а тот, что случился в 2016-м, благополучно разрешился, и за это надо отдать должное сотрудникам наших органов опеки. 

Произошло следующее: через четыре года воспитания мама решила отказаться от приёмного сына, объясняя это тем, что не может найти общего языка с мальчиком, у которого наступил сложный переходный возраст. Сотрудникам органов опеки удалось подобрать подростку другую приёмную семью из Нижегородской области. Через полгода он приезжал в Выксу, говорил, что у него всё хорошо, да и по нему это было видно. В той семье, где он сейчас живёт, есть ещё приёмные дети, и родители имеют профессиональный опыт их воспитания.

– Получается, что в воспитании кровного и приёмного ребёнка есть существенные различия? 

– Да, дети-сироты живут с душевной травмой, их же предали близкие люди, поэтому к ним нужен особый подход. И на занятиях мы об этом говорим, разбираем жизненные ситуации. Чтобы стать успешными приёмными родителями, мало любить детей, испытывать жгучее чувство жалости к брошенному ребёнку, нужно принимать его таким, какой он есть, с особенностями в развитии, а для этого требуется выдержка, разносторонние профессиональные навыки. 

Важно понять мотив принятия ребёнка в семью. У каждого кандидата он разный: кто-то не может иметь собственных детей, кто-то хочет помочь конкретному ребёнку, обычно это его родственники. А есть прагматические мотивы, мы называем их отрицательными. Например, чтобы быть «как все» и не выделяться бездетностью или, как говорят, «было кому в старости подать стакан воды», а ещё – ради собственного сына или дочки, которые просят у мамы с папой братика или сестрёнку. Такие приёмные родители берут ребёнка не ради него самого, а с иной целью, и в итоге могут вернуть, так как не готовы к решению проблем, которые ждут их в процессе воспитания. 

– Если Вы видите прагматический мотив у кандидата, как поступаете?

– Стараемся скорректировать мотив, перевести его из отрицательного в положительный. На первом занятии всегда даём такую установку: «Уважаемые родители, если вы, оценивая себя в ходе занятий, понимаете, что не готовы к воспитанию приёмного ребёнка, то лучше уйти из школы». И в каждой группе один-два кандидата так и поступают. Вот почему из заявленных 274 человек свидетельства об окончании школы приёмных родителей получили только 244: кто-то не сдал экзамены, кто-то понял, что не сможет воспитывать чужого ребёнка и бросил занятия. 

– Сколько времени длится обучение в школе? Что входит в программу?

– Срок подготовки замещающих родителей – 80 часов, занятия проводятся в очной форме два раза в неделю в течение двух с половиной месяцев. Мы устанавливаем график по согласованию с членами обучаемой группы, учитываем, что наши ученики – работающие люди. Программа подготовки разработана областными министерствами образования и социальной политики и действует на территории всего региона. В ней чётко прописано, как наблюдать за поведением ребёнка, эффективно общаться с другими людьми, правильно разрешать конфликтные ситуации, правильно оказать ему помощь на каком-то возрастном этапе.  

Мы обучаем приёмных родителей методам эффективного взаимодействия с ребёнком, здесь используется несколько методик. Программа тем и хороша, что составлена практическими психологами, которые работают с приёмными семьями, и предлагаемые на тренингах ситуации не выдуманы, а взяты из жизни и часто происходят в замещающих семьях.


Школа-приёмных-родителей.jpgИдут занятия в школе приёмных родителей


– Ваш случай из практики семейного психолога? 

– Девочка два года жила в приёмной семье, всё вроде было хорошо, и тут выясняется, что она начала врать, а потом портить вещи мамы. Оказалось, что приёмная дочка привирать стала из-за завышенных требований к учёбе – девочка не способна была учиться только на «4» и «5», а мамины вещи портила в знак протеста. К счастью, ситуацию удалось быстро разрешить, так как приёмная мама вовремя поняла, что с дочкой что-то происходит, и обратилась за помощью в службу сопровождения приёмных семей. Сейчас у них всё хорошо.

– Ребёнка взяли в семью, когда ему было полтора года. Должен ли он знать, что у него неродные мама и папа? 

– Да, и родители обязательно должны ему об этом рассказать. Это сделать непросто, и у нас в школе есть тема «Как сказать ребёнку, что он приёмный?». Наши приёмные родители не хранят тайну усыновления и говорят детям правду. Для чего это нужно? В первую очередь, для самого ребёнка. Он понимает, что мама с папой принимают его со всем прошлым, с его корнями. 

Во-вторых, пусть лучше сын или дочь узнает правду от родителей, чем от посторонних людей. А вероятность, что тайна откроется, велика – город у нас маленький, кроме того, родственники знают об усыновлении. Представляете, какая психологическая травма может произойти у ребёнка, когда он внезапно узнает, что у него неродные родители. Он же воспримет это как предательство с их стороны. Случаи такие были. Например, девочка-подросток узнала от посторонних, что она приёмная. В результате ушла из семьи, какое-то время жила в нашем центре «Пеликан», но к родителям так и не вернулась, объяснив тем, что больше не верит этим людям, поэтому не может с ними жить.

Три-четыре года – самый благоприятный возраст для того, чтобы сказать ребёнку, что он приёмный, когда малыша начинает интересовать вопрос: «Мама, а откуда я взялся?». И мама должна ответить, что его родила другая женщина, и они с папой ей очень благодарны, что у них есть такой замечательный сын, которого они очень любят. 

– Все  кандидаты в усыновители или опекуны должны проходить курс обучения в школе приёмных родителей?

– Это не обязательно для усыновителей и опекунов, которые являются близкими родственниками приёмных детей либо фактически их уже воспитывают в качестве отчима или мачехи. Но и таким приёмным родителям знания, полученные в нашей школе, будут очень полезны. Практика показывает, что прошедшие обу-чение в школе замещающих родителей намного реже обращаются в службу сопровождения семьи в связи с проблемами, связанными с воспитанием приёмных детей, так как здесь они получают необходимые знания о социальных, психолого-педагогических аспектах развития ребёнка, технологии его адаптации в приёмной семье.


Чем помогает государство?

Меры государственной поддержки определены Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Если ребёнок-сирота не имеет жилья, либо его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признаётся невозможным в установленном законом порядке, то ему однократно предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилфонда по договору найма специализированных жилых помещений. Жильё он может получить по достижении 18 лет. 


Селезнёва-Анастасия-Семёнов.jpgАнастасия Селезнёва – сирота, и государство оказало помощь в ремонте её комнаты, а главный специалист администрации округа Ольга Семёнова (справа) контролирует ход работ


Проживание признаётся невозможным, если это противоречит интересам ребёнка-сироты по одному из обстоятельств:

  • вместе с родителями, лишёнными родительских прав в отношении этого ребёнка (при наличии вступившего в силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения);
  • вместе с лицами, страдающими тяжёлой формой хронических заболеваний, при которых невозможно жить с ними в одном помещении;
  • жильё непригодно для проживания;
  • общая площадь жилого помещения меньше учётной нормы, то есть менее 10 кв.м на человека. 

В администрации округа сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильём. На 1 июня текущего года в нём зарегистрировано 133 человека. В 2017 году в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области» администрация городского округа купила 20 однокомнатных квартир для детей-сирот за счёт субвенций из федерального и областного бюджетов на общую сумму более 22,94 млн рублей. Из федерального бюджета поступило 6,19 млн, из областного – 16,76 млн рублей.

В этом году нашему округу выделено 19 квот на приобретение жилья для детей-сирот. Общий объём субвенций составляет 21,46 млн рублей, в том числе из федерального бюджета – 11,11 млн, из областного – 10,35 млн. По заключённым контрактам в доме, строящемся на лице Слепнёва, куплено 19 однокомнатных квартир и до конца года они будут предоставлены детям-сиротам согласно учётному списку. 

Кроме того, по законодательству предусмотрена такая мера государственной поддержки, как однократный ремонт жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей. В 2018 году на эти цели округу выделено из областного бюджета 312,7 тыс. рублей. 24 мая был заключён муниципальный контракт на ремонт четырёх жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты. К 23 августа он должен быть завершён (по условиям контракта).

В прошлом году отремонтировали шесть жилых помещений, сумма контракта составила 401,7 тыс. рублей.


Хорошунов-Андрей.jpgДом Андрея Хорошунова, который остался без родителей, пострадал от пожара. Благодаря господдержке жильё отремонтировали: установили новые окна и двери, сделали пол и потолок. Теперь здесь можно жить


Детские дома закрывают за ненадобностью

За истекшие 10 лет количество детей, которые ждут устройства в семью, в банке данных сократилось в четыре раза. 

В Нижегородской области в результате успешной работы по передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи, из 64 детских домов осталось 22. В нашем округе есть Дом ребёнка, в котором воспитываются малыши с рождения и до трёхлетнего возраста. В настоящее время значительно увеличилось количество желающих принять детей-сирот в семью. В местных органах опеки на учёте почти 100 кандидатов в приёмные родители. 

В прошлом году сотрудники органов опеки выявили 62 ребёнка, оставшихся без попечения родителей. Причём только 10 из них – сироты, у остальных есть мамы и папы, но они находятся в тюрьмах или под следствием, либо лишены родительских прав.

Фото автора и из открытых интернет-источников