ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Ключевая роль в деле о банкротстве принадлежит арбитражному управляющему (АУ). Он представляет собой независимое физическое лицо, главная задача которого заключается в беспристрастном посредничестве между сторонами процесса – судом, кредиторами и должником.

Не менее важной функцией арбитражного управляющего выступает четкое соблюдение положений российского законодательства о несостоятельности, а основной целью деятельности становится удовлетворение требований кредиторов путем реализации имущества, принадлежащего должнику и подготовка отчетов о финансовом состоянии для суда и кредиторов. Именно от результатов действий управляющего в том числе зависит успешное освобождение от долгов.

Требования к Арбитражному управляющему

С правовой точки зрения арбитражный управляющий – это назначенное арбитражным судом лицо, которое занимается непосредственным осуществлением процедуры банкротства организации или гражданина. Перечень его функций чрезвычайно обширен и регламентируется двумя базовыми законодательными актами. Первый – это Гражданский кодекс РФ часть 1, часть 2, часть 3 и часть 4, а второй — №127-ФЗ, введенный в действие 26 октября 2002 года и в который регулярно вносятся дополнения.

Федеральный закон, определяющий порядок проведения процедуры банкротства, регулярно изменяется. Статья написана по актуальной на сегодняшний день редакции закона. Положения №127-ФЗ четко формулируют перечень требований, выполнение которых является обязательным для назначения физического лица арбитражным управляющим. Он включает:

  • гражданство РФ;
  • участие в профильной СРО (саморегулируемой ассоциации АУ);
  • страхование профессиональной ответственности АУ на сумму не менее 10 млн. руб. в год (конкретный размер определяется по правилам, установленным ст. 24.1 №127-ФЗ, и зависит от стоимости активов, находящихся в распоряжении банкрота);
  • высшее образование (желательно — в сфере управления, экономики или финансов);
  • стаж работы на руководящей должности более года;
  • деятельность в статусе заместителя АУ сроком от 2 лет;
  • прохождение обучения на курсах профессиональной подготовки арбитражных управляющих и успешная сдача экзамена по его итогам;
  • отсутствие судимостей и других наказаний за совершение умышленных преступлений, а также ограничений на деятельность в качестве АУ;
  • отсутствие личной заинтересованности и зависимости по отношению к должнику и кредиторам, выступающими участниками процедуры банкротства.

Приведенный выше набор квалификационных требований является минимальным и установлен на федеральном уровне. Любая ассоциация АУ имеет право установить более жесткие условия для вступления и участия в профильной СРО.

Виды АУ в банкротстве

Перечень функций, выполняемых арбитражным управляющим, определяется в зависимости от двух факторов. Первый – это стадия процедуры банкротства, а второй – правовой статус должника, в качестве которого может выступать и юридическое, и физическое лицо.  Исходя из указанных параметров, различают несколько видов АУ:

  • временный. Основные функции – первичная оценка финансового состояния должника и обеспечение сохранности его имущества;
  • административный. Ключевые направления работы АУ – реструктуризация обязательств должника и финансовое оздоровление предприятия;
  • внешний. Занимается полным контролем над деятельностью несостоятельной организации, решая задачу исполнения ее финансовых обязательств перед кредиторами;
  • конкурсный. Специализируется на погашении долгов путем реализации принадлежащего компании-банкроту имущества;
  • финансовый. Ведет дела о банкротстве физлиц. Во всех делах о банкротстве управляющего называют либо арбитражным либо финансовым, остальные названия относятся к банкротству компаний.
  • На практике арбитражный управляющий участвует на разных стадиях банкротства, совмещая исполнение перечисленных выше функций. Такая работа предъявляет более высокие требования к квалификации и опыту специалиста.

    Саморегулируемая ассоциация управляющих

    Участие в профильной саморегулируемой ассоциации – одно из обязательных требований для назначения АУ, установленное положениями №127-ФЗ. СРО относятся к некоммерческим организациям. Их деятельность регламентируется несколькими законодательными и нормативными актами:
    №7-ФЗ, принятый 12 января 1996 года;
    №315-ФЗ, подписанный Президентом страны 1 декабря 2007 года;
    ПП №52, утвержденное руководителем российского Правительства 3 февраля 2005 года.

    Целью создания СРО выступает передача контролирующих функций от государства непосредственным участникам рынка. Поэтому основные задачи любой ассоциации арбитражных управляющих – контроль над деятельностью своих участников и финансовая ответственность за их профессиональные действия.

    При вступлении в члены СРО к АУ предъявляется комплекс требований, которые делятся на две группы. К первой относятся квалификационные условия членства в ассоциации, которые касаются уровня профессиональной подготовки и опыта работы специалиста. Каждая организация разрабатывает собственный стандарт требований, который не может быть ниже установленного в №127-ФЗ.

    Вторая категория включает финансовые требования. Они состоят в необходимости оплаты разового вступительного и регулярного членского взноса, а также внесении средств в компенсационный фонд СРО. Назначение последнего – создание возможности для несения саморегулируемой организацией коллегиальной материальной ответственности за неправомерные или неквалифицированные действия участников.

    Порядок назначения управляющего

    Процедура определения и утверждения арбитражного управляющего регламентируется ст. 45 №127-ФЗ. Решение о назначении АУ принимается судьей арбитражного суда. При этом соблюдается такой порядок действий:

    • в заявление инициатора начала процедуры банкротства, в качестве которого имеет право выступать должник, кредитор или уполномоченный государственный орган, включается информация о желании привлечь к делу специалиста из определенной СРО;
    • судья направляет в указанное саморегулируемое объединение запрос о возможности предоставления кандидата участвующего в деле;
    • ассоциация обязана дать официальный ответ до истечения 14 дней (9 из них дается на оформление документа, а 5 – на доставку в арбитражный суд);
    • при отсутствии согласия от какого-либо из управляющего на участие в деле, СРО может направить отказ, в другом же случае оно направляет кандидатуру;
    • кандидатура утверждается судьей арбитражным управляющим по рассматриваемому делу о финансовой несостоятельности частного лица или организации.

    Аналогичный порядок действий предпринимается при смене стадии банкротства. В подобной ситуации основанием для запуска процедуры назначения нового арбитражного управляющего становится решение кредиторов, оформленное в виде протокола их собрания. Допускается участие одного специалиста на всех этапах дела.

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

    1. Требования
    2. Виды АУ в банкротстве
    3. Порядок назначения специалиста
    4. Что входит в обязанности
    5. Административная ответственность
    6. Помощник арбитражного управляющего
    7. Действия управляющего при банкротстве
    8. Расходы
    9. Обжалование действий

    Ключевая роль в деле о банкротстве принадлежит арбитражному управляющему (АУ). Он представляет собой независимое физическое лицо, главная задача которого заключается в беспристрастном посредничестве между сторонами процесса – судом, кредиторами и должником.

    Не менее важной функцией арбитражного управляющего выступает четкое соблюдение положений российского законодательства о несостоятельности, а основной целью деятельности становится удовлетворение требований кредиторов путем реализации имущества, принадлежащего должнику и подготовка отчетов о финансовом состоянии для суда и кредиторов. Именно от результатов действий управляющего в том числе зависит успешное освобождение от долгов.

    Требования к Арбитражному управляющему

    С правовой точки зрения арбитражный управляющий – это назначенное арбитражным судом лицо, которое занимается непосредственным осуществлением процедуры банкротства организации или гражданина. Перечень его функций чрезвычайно обширен и регламентируется двумя базовыми законодательными актами. Первый – это Гражданский кодекс РФ часть 1, часть 2, часть 3 и часть 4, а второй — №127-ФЗ, введенный в действие 26 октября 2002 года и в который регулярно вносятся дополнения.

    Федеральный закон, определяющий порядок проведения процедуры банкротства, регулярно изменяется. Статья написана по актуальной на сегодняшний день редакции закона. Положения №127-ФЗ четко формулируют перечень требований, выполнение которых является обязательным для назначения физического лица арбитражным управляющим. Он включает:

    • гражданство РФ;
    • участие в профильной СРО (саморегулируемой ассоциации АУ);
    • страхование профессиональной ответственности АУ на сумму не менее 10 млн. руб. в год (конкретный размер определяется по правилам, установленным ст. 24.1 №127-ФЗ, и зависит от стоимости активов, находящихся в распоряжении банкрота);
    • высшее образование (желательно — в сфере управления, экономики или финансов);
    • стаж работы на руководящей должности более года;
    • деятельность в статусе заместителя АУ сроком от 2 лет;
    • прохождение обучения на курсах профессиональной подготовки арбитражных управляющих и успешная сдача экзамена по его итогам;
    • отсутствие судимостей и других наказаний за совершение умышленных преступлений, а также ограничений на деятельность в качестве АУ;
    • отсутствие личной заинтересованности и зависимости по отношению к должнику и кредиторам, выступающими участниками процедуры банкротства.

    Приведенный выше набор квалификационных требований является минимальным и установлен на федеральном уровне. Любая ассоциация АУ имеет право установить более жесткие условия для вступления и участия в профильной СРО.

    Виды АУ в банкротстве

    Перечень функций, выполняемых арбитражным управляющим, определяется в зависимости от двух факторов. Первый – это стадия процедуры банкротства, а второй – правовой статус должника, в качестве которого может выступать и юридическое, и физическое лицо.  Исходя из указанных параметров, различают несколько видов АУ:

    • временный. Основные функции – первичная оценка финансового состояния должника и обеспечение сохранности его имущества;
    • административный. Ключевые направления работы АУ – реструктуризация обязательств должника и финансовое оздоровление предприятия;
    • внешний. Занимается полным контролем над деятельностью несостоятельной организации, решая задачу исполнения ее финансовых обязательств перед кредиторами;
    • конкурсный. Специализируется на погашении долгов путем реализации принадлежащего компании-банкроту имущества;
    • финансовый. Ведет дела о банкротстве физлиц. Во всех делах о банкротстве управляющего называют либо арбитражным либо финансовым, остальные названия относятся к банкротству компаний.

     

    На практике арбитражный управляющий участвует на разных стадиях банкротства, совмещая исполнение перечисленных выше функций. Такая работа предъявляет более высокие требования к квалификации и опыту специалиста.

    Саморегулируемая ассоциация управляющих

    Участие в профильной саморегулируемой ассоциации – одно из обязательных требований для назначения АУ, установленное положениями №127-ФЗ. СРО относятся к некоммерческим организациям. Их деятельность регламентируется несколькими законодательными и нормативными актами:
    №7-ФЗ, принятый 12 января 1996 года;
    №315-ФЗ, подписанный Президентом страны 1 декабря 2007 года;
    ПП №52, утвержденное руководителем российского Правительства 3 февраля 2005 года.

    Целью создания СРО выступает передача контролирующих функций от государства непосредственным участникам рынка. Поэтому основные задачи любой ассоциации арбитражных управляющих – контроль над деятельностью своих участников и финансовая ответственность за их профессиональные действия.

    При вступлении в члены СРО к АУ предъявляется комплекс требований, которые делятся на две группы. К первой относятся квалификационные условия членства в ассоциации, которые касаются уровня профессиональной подготовки и опыта работы специалиста. Каждая организация разрабатывает собственный стандарт требований, который не может быть ниже установленного в №127-ФЗ.

    Вторая категория включает финансовые требования. Они состоят в необходимости оплаты разового вступительного и регулярного членского взноса, а также внесении средств в компенсационный фонд СРО. Назначение последнего – создание возможности для несения саморегулируемой организацией коллегиальной материальной ответственности за неправомерные или неквалифицированные действия участников.

    Порядок назначения управляющего

    Процедура определения и утверждения арбитражного управляющего регламентируется ст. 45 №127-ФЗ. Решение о назначении АУ принимается судьей арбитражного суда. При этом соблюдается такой порядок действий:

    • в заявление инициатора начала процедуры банкротства, в качестве которого имеет право выступать должник, кредитор или уполномоченный государственный орган, включается информация о желании привлечь к делу специалиста из определенной СРО;
    • судья направляет в указанное саморегулируемое объединение запрос о возможности предоставления кандидата участвующего в деле;
    • ассоциация обязана дать официальный ответ до истечения 14 дней (9 из них дается на оформление документа, а 5 – на доставку в арбитражный суд);
    • при отсутствии согласия от какого-либо из управляющего на участие в деле, СРО может направить отказ, в другом же случае оно направляет кандидатуру;
    • кандидатура утверждается судьей арбитражным управляющим по рассматриваемому делу о финансовой несостоятельности частного лица или организации.

    Аналогичный порядок действий предпринимается при смене стадии банкротства. В подобной ситуации основанием для запуска процедуры назначения нового арбитражного управляющего становится решение кредиторов, оформленное в виде протокола их собрания. Допускается участие одного специалиста на всех этапах дела.

    Отдельный порядок предусмотрен для случаев принудительной или добровольной смены АУ в ходе процедуры банкротства. В этом случае собранию кредиторов предоставляется 10 дней на принятие решения о новой кандидатуре специалиста или саморегулируемой ассоциации арбитражных управляющих.

    Права АУ в ходе рассмотрения дела о финансовой несостоятельности

    Перечень прав, предоставляемых управляющему, регламентируется ст. 20.3 №127-ФЗ. Он включает следующие действия специалиста:

    • обращение в суд с различными ходатайствами и заявлениями по сути рассматриваемого процесса;
    • получение вознаграждения в соответствии с правилами, установленными №127-ФЗ;
    • привлечение к делу третьих лиц, если это необходимо для исполнения возложенных на АУ обязанностей, причем оплата их работы осуществляется за счет банкрота;
    • подача заявления о добровольном освобождении от обязанностей по делу о банкротстве;
    • оформление запросов на получение сведений о должнике и лицах, участвующих в органах управления или влияющих на его работу, а также на сбор информации о различных финансовых аспектах деятельности должника – перечне имущества, задолженностях и других подобных данных, необходимых для исполнения профессиональных обязанностей АУ.

    Обязанности АУ

    Профессиональные обязанности АУ регламентируются той же статьей №127-ФЗ – 20.3 – что и права. Положения Федерального закона обязывают специалиста:

    • защищать имущество должника, предпринимая для этого любые законные способы;
    • производить анализ текущего состояния банкрота и оценку различных сторон его деятельности – хозяйственной, управленческой, инвестиционной, финансовой и т.д.;
    • реализовывать имущество должника, аккумулировать конкурсную массу, погашать требования кредиторов;
    • осуществлять ведение реестра организаций и лиц, имеющих статус кредиторов;
    • предоставлять в течение 3 дней с момента обращения данные реестра заинтересованным лицам, имеющим на это право;
    • сообщать в контролирующие органы сведения о выявленных в ходе профессиональной деятельности административных нарушениях и преступлениях;
    • информировать кредиторов о финансовых операциях и сделках, совершение которых станет основанием для наступления гражданской ответственности третьих лиц;
    • производить обоснованные и разумные расходы в рамках полномочий, предоставленных №127-ФЗ;
    • выявлять установленные законодательством признаки банкротства — фиктивного или преднамеренного, а также доводить информацию о них до участников разбирательства в арбитражном суде;
    • привлекать к делу третьих лиц, если это предусмотрено требованиями законодательства и находится в рамках полномочий арбитражного управляющего;
    • следить за соблюдение процессуальных требований в ходе ведения дела о банкротстве, включая исполнение должником обязательств по срокам подачи заявлений и ходатайств.

    Еще одной немаловажной обязанностью АУ становится необходимость обеспечения конфиденциальности сведений, представляющих собой коммерческую или государственную тайну, которые были получены в рамках осуществления профессиональной деятельности. Разглашение подобной информации наказывается в соответствии с действующими нормами российского законодательства.

    Административная ответственность

    Анализ перечисленных выше прав и обязанностей наглядно демонстрирует значимость специалиста в деле о банкротстве. Она также выражается в серьезном уровне ответственности, возложенной на АУ. В соответствии со статьей 20.4 №127-ФЗ, управляющий несет различные виды рисков – материальных, репутационных и дисциплинарных – непосредственно касающихся ведения профессиональной деятельности.

    Вместе с тем необходимо отметить крайне слабую проработанность в действующей правовой базе вопроса об административной ответственности АУ. Разные законодательные и нормативные акты нередко попросту противоречат друг другу, предоставляя возможность неоднозначных трактовок. Как правило, специалисты рекомендуют руководствоваться пояснениями, данными Верховным судом РФ.

    Положения документа допускают возможность административных действий контролирующего органа в лице Росреестра по отношению не к конкретному специалисту, а к СРО, участником которой он является. В любом случае, данная законодательная норма нуждается в дальнейшей доработке или дополнительных разъяснениях со стороны соответствующих инстанций.

    Помощник арбитражного управляющего

    Положения №127-ФЗ разрешают арбитражному управляющему формировать собственную команду для более эффективного исполнения обязанностей. Типичным примером ее участника становится помощник специалиста, на которого обычно возлагается выполнение следующих функций:

    • оформление необходимой документации в рамках дела о несостоятельности организации или физического лица;
    • ведение документооборота с соблюдением всех необходимых формальностей, касающихся регистрации документов, сроков их подготовки и отправки, перечня информируемых лиц, других подобных требований законодательства;
    • организация и помощь в проведении собраний и встреч участников арбитражного процесса и заинтересованных сторон;
    • выполнение отдельных поручений арбитражного управляющего или каких-либо процессуальных действий, например, составление описи имущества несостоятельного долж