Санкционная политика и курс на импортозамещение дали возможность российскому фермеру занять относительно свободную нишу: разведение креветок и раков. В первый год спрос на отечественного рака был так высок, что начинающие производители просто не успевали расширять бизнес. Но сказать, что сегодня потребности рестораторов и ритейлеров полностью удовлетворены, нельзя, и есть смысл обратить на рака более пристальное внимание, ведь ни для кого не секрет, что вареные раки - это по-настоящему королевское блюдо!
Квартирный вопрос
Главный вопрос начинающего бизнесмена – где именно содержать раков. По сути, есть два основных способа:
1. Закрытое разведение. Это может быть несколько бассейнов под крышей или же большой аквариум. Плюсы такого способа – это возможность поддерживать нужную температуру круглый год. Тогда живые раки не впадают в спячку, хорошо питаются и быстро растут. К минусам такого способа можно отнести необходимость кормить раков и постоянно следить за чистотой воды.
2. Открытое разведение. Искусственные или естественные водоемы перегораживаются на зоны, чтобы раков можно было сортировать по возрасту. Но такой способ разведения – сезонный, так как зимой стадо перестанет набирать вес и впадет в долгую спячку. Зато раков почти не придется кормить – всеядные, они сами найдут в пруду пропитание. Впрочем, подойдет и дешевый прикорм, например, астраханские фермеры кормят раков и креветок теми арбузами, что не удается продать. Чистота воды в водоеме будет зависеть от его особенностей – наличия или отсутствия притоков воды.
Цена старта
Размер первоначальных вложений в бизнес будет зависеть от способа разведения раков, наличия участка и выбранных объемов. Закупить самцов и самок «на развод» тоже придется. Но даже если только половина яиц превратятся в живой товар, одна самка за сезон даст 40-50 новых особей. При учете, что рак развивается около 2 лет, через 5-6 лет можно получить уже собственное «родительское стадо». Но если фермер намерен продавать не только живых раков, то придется потратить деньги и на специальное оборудование для замораживания и варки.
Куда продавать
Пивные рестораны и кафе, торговые сети и просто знакомые, как правило, - основные потребители отечественных раков. В условиях импортозамещения, покупатели часто сами находят фермеров, которые желают речных раков купить и просят их выращивать товар «на заказ». Так что этот неприхотливый бизнес для энтузиастов (раки практически не требуют ухода) можно уверенно назвать перспективным.