Организация службы охраны труда на предприятии

Главную роль в управления охраной труда (ОТ) на предприятии играет служба охраны труда. От качества ее работы зависит эффективность обеспечения условий, которые необходимы для безопасного ведения трудовой деятельности сотрудниками предприятия. Служба ОТ формируется руководителем предприятия.

Функции, выполняемые службой ОТ

Руководитель предприятия определяет структуру службы ОТ и устанавливает численность ее персонала в соответствии с межотраслевыми нормативами. В рамках выполнения своих функций служба ОТ осуществляет управление профессиональными рисками. В число этих функций входят:

  • Учет и анализ текущего состояния и причин, приводящих к травмам на производстве и возникновению профессиональных болезней.
  • Осуществление контроля за наличием в подразделениях предприятия инструкций по ОТ для сотрудников в соответствии со списком профессий и типов выполняемых работ, а также за своевременным внесением изменений в данные инструкции.
  • Согласование подготавливаемых на предприятии проектных, технологических, конструкторских и иных документов в части требований ОТ.
  • Предоставление содействия подразделениям предприятия в организации и осуществлении замеров характеристик создающих опасность и наносящих вред производственных факторов, в оценивании травмобезопасности используемого работниками предприятия оборудования.
  • Организация и принятие участие в осуществлении СОУТ.
  • Контроль за выполнением СОУТ.
  • Организация расследования произошедших на предприятии несчастных случаев, участие в деятельности комиссии по их расследованию.
  • Контроль за выполнением сотрудниками требований законодательства и других правовых нормативных актов об ОТ России и соответствующего российского субъекта.
  • Контроль за учетом и расследованием произошедших на предприятии несчастных случаев.
  • Контроль за осуществлением мероприятий, включенных в программы по улучшению ОТ, и за принятием мер по ликвидации причин, приведших к несчастным случаям на производственном предприятии, выполнением предписаний госорганов за соблюдением требований ОТ.

Задачи, решаемые службой ОТ

Согласно статье 217 ТК РФ служба ОТ формируется всеми производственными предприятиями с численностью персонала более пятидесяти человек. Альтернатива заключается во введении должности специалиста по ОТ с соответствующей подготовкой или практическим опытом деятельности в данной сфере. Руководитель предприятия с численностью персонала не более пятидесяти человек при принятии решения о введении должности специалиста по ОТ или формировании службы ОТ учитывает специфику своего производства. В случае отсутствия на предприятии службы ОТ или штатного специалиста по ОТ его функции выполняет руководитель предприятия, уполномоченный им сотрудник или сторонний специалист, привлеченный по гражданско-правовому договору. Главные задачи, которые решает служба ОТ, таковы:

  • Обеспечение выполнения сотрудниками предприятия требований ОТ.
  • Контроль за выполнением сотрудниками предприятия законодательства и других правовых нормативных актов об ОТ, а также за соблюдением предусмотренных коллективным договором и иными локальными актами предприятия условий.
  • Ведение работы по улучшению условий трудовой деятельности, а также по предотвращению профессиональных болезней, производственных травм и болезней, вызванных производственными факторами.
  • Предоставление информации и консультаций сотрудникам предприятия, включая его руководителя, по проблемам ОТ.
  • Изучение и внедрение передового опыта по ОТ, пропаганда мер, нацеленных на улучшение условий трудовой деятельности.