В последнее время все более актуальным становится вопрос замены топливных автомобилей на электрические. Ускоренное развитие электротранспорта наблюдается во многих странах. Это достаточно перспективный сегмент мирового рынка. Но массовый выпуск такой техники ограничивается определенными проблемами.
Возвращение к вопросу об электротранспорте остро встал, когда цены на нефть резко выросли. Эта проблема обострилась и в связи с ужесточением во многих странах требований по охране окружающей среды. Мировой спрос возрос также на фоне бума альтернативной энергетики. Выпуск и продажи автомобилей на электрической тяге постоянно увеличиваются. Многие нефтяные компании, такие как «ОРГ», также посматриают в сторону чистой энергетики.
Ситуация на российском рынке электромобилей
В России рынок электромобилей на данный момент составляет всего 0,1 %. Ожидается, что к 2030 году он достигнет 1,5-2 % от общего количества продаж. Это все равно очень маленький показатель, особенно на фоне других стран. Стимулирование спроса, принятые меры поддержки пока недостаточны. Если их усилить, то, по мнению специалистов, к 2030 году можно довести долю продаж до 15 %. Но пока в России не будет создана развитая инфраструктура для электротранспорта, не поможет никакая поддержка.
Одним из основных барьеров для развития российского рынка электромобилей также можно назвать нефте и газоориентированную промышленность. С развитием электротранспорта снизится спрос на углеводороды. А в этом многие не заинтересованы. Кроме того, продажа нефтепродуктов в значительной мере формирует государственный бюджет.
Но электромобили во многом способны решить проблему неблагоприятной экологической обстановки, особенно в крупных городах. Следовательно, государство постепенно будет расширять меры по поддержке этой части автомобильного рынка.
Электрические модели автомобилей сейчас значительно дороже традиционных топливных вариантов. По этой причине рост продаж быстрее будет наблюдаться в премиум классе. Но по мере наращивания объемов производства цены станут снижаться. Это в существенной мере влияет на привлекательность электротехники для массовых покупателей.
Новые технологии в области разработки аккумуляторов большой емкости, обеспечивающих хороший запас хода, снижение стоимости АКБ также играет важную роль в повышении популярности электромобилей у россиян.
В России пока единственным производителем электромобилей является ПАО «АвтоВаз». Велось мелкосерийное производство модели El Lada. Но спрос на машины был совсем незначительный. На замену пришла электрическая Lada Vesta EV. ПАО «КамАЗ» собирается выпустить свой электрокар «Кама-1». Будет ли востребована у россиян такая электротехника пока неясно.
Чтобы развить электрическую инфраструктуру, специалисты предлагают расширять внедрение пассажирского электротранспорта. После этого станет проще вводить в действие электростанции и для частных автовладельцев. От того, насколько качественный подход к финансированию такого проекта будет со стороны государства и бизнеса во многом зависит развитие рынка электромобилей.
Сложно предсказать, через какое время транспорт на электрической тяге станет в России основным. Традиционные автомобили с двигателем внутреннего сгорания также не стоят на месте в своем развитии. Смогут ли инженеры и конструкторы решить массу проблем, связанных с созданием емких и надежных батарей, удастся ли создать инфраструктуру по заправке и обслуживанию электротранспорта – это покажет будущее.
В свою очередь, представители рынка нефтепродуктов, в том числе и компания «ОРГ», скептически относятся к развитию новых трендов в России.