В марте 1941 года Конгресс США принял закон о ленд-лизе. В его рамках во время Второй мировой войны СССР получал помощь в виде оружия, техники, боеприпасов, стратегического сырья. Значимость этой практики и её вклад в победу в мире воспринимаются неоднозначно. Но это, тем не менее, одна из страниц Великой Отечественной войны, на которой начертаны имена наших земляков.
В далёком 1942 году наиболее опытных моряков отозвали из действующего состава на главную базу Северного флота – Полярное, где назначили по командам будущих корабельных экипажей. Их ждала важная миссия – отправиться в США и доставить оттуда переданные по ленд-лизу тральщики, которые должны были помочь советскому флоту.
Среди этих людей был и Александр Алексеевич Сапогов, моряк Северного флота, до войны служивший на большом тральщике Беломорской военной флотилии, а потому имеющий опыт работы на таком типе кораблей.
Когда началась война, Александр Алексеевич ушёл добровольцем на фронт. Его направили в шестую морскую бригаду особого миномётного батальона в должности командира миномётного расчёта. В составе этого подразделения он участвовал в обороне Ленинграда в декабре 1941 года. При отражении атаки противника был ранен в руку и получил контузию. Предположительно после излечения его направили на выполнение правительственного задания: провести корабли из США в СССР, прикомандировав к тральщику ТЩ-113.
Экипажам предстояло в кратчайшие сроки изучить новую технику и самостоятельно перегнать её через Атлантический океан в Полярный, так как английские и американские военнослужащие от этой задачи отказались. На судах небольшого размера, по мнению союзников, это было очень опасно делать. Нарком ВМФ Николай Кузнецов тогда на свой страх и риск подписал такой приказ, рассчитывая на героизм и мастерство наших моряков.
Будущие команды отправляли по железной дороге во Владивосток, откуда торговыми судами доставляли в США, далее они на поезде добирались до города Тампо. По воспоминаниям участника миссии капитана 2 ранга в отставке Василия Григорьевича Жигалова, советские военные встречали только доброе и уважительное отношение к себе. Они выступали с номерами художественной самодеятельности в парках Тампо и Майами и пользовались большой популярностью у местного населения.
В то же время военные занимались изучением новой техники, что было непросто. Александр Сапогов, будучи командиром отделения мотористов, провёл огромную работу с личным составом, чтобы подчинённые в короткий срок освоили механизмы. Мастерство оттачивали в ходе напряжённых тренировок. Наконец все тральщики были готовы. Советских моряков ждал сложный переход через океан при штормовой погоде. В этих непростых условиях Александр Алексеевич смог обеспечить в течение всего похода бесперебойную работу машинного отделения.
Последние мили до конечного пункта назначения были особенно трудными. Приходилось идти при шторме, который достигал 8-9 баллов (максимальное значение 12 баллов). Небольшой тральщик может раскачать даже небольшая волна, поэтому союзники и отказались от рискованного похода. Но несмотря на трудности, все корабли дошли до места назначения в целости и сохранности. Миссия заняла около года.
Александра Сапогова в это время выбрали секретарём комсомольской организации корабля, и он вёл большую воспитательную работу с личным составом.
Участвовал он и в выводе из Арктики ледокола «Иосиф Сталин». В трудных условиях обеспечил отличную работу машинного отделения и способствовал успешному выполнению боевого задания.
Всего моряк провёл 40 конвоев, из них 14 арктических, во время которых применял свои знания, обеспечивая бесперебойную работу механизмов.
Участвовал в отражении атак двух подводных лодок противника и в потоплении одной. Всего на корабле Александр Сапогов прошёл расстояние, равное пяти маршрутам от Москвы до Владивостока.
Наш земляк награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалью «За оборону советского Заполярья», благодарностью от командующего Северным флотом и народного комиссара ВМФ.
Домой вернулся в 1946 году, работал на ВМЗ и в нижневерейском колхозе «Путь Ленина». Умер в 1968 году.
Справка. Тральщик – корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка судов через минные заграждения.
ТЩ-113 – советский тральщик типа АМ. Бывший американский тральщик типа Admirable, передан СССР 30.10.1943 г., вошёл в состав Северного флота. В 1942 году противник перешёл к активным действиям на Севере как надводными, так и подводными силами. Переоборудованные из рыболовных тральщиков и мотоботов в минные, тральщики и катера-тральщики не могли оказать существенного противодействия из-за слабого вооружения и низких ходовых качеств. Правительством страны была достигнута договорённость с союзниками на поставку по ленд-лизу боевых кораблей и катеров, в их числе 10 современных минных тральщиков из США.
Полина Артамонова.
Фото из архива семьи героя.
В статье использован материал «Военно-исторического журнала» №7 за 1988 год.