В 1939-м участвовал в боях с белофиннами. Во время Второй мировой он воевал на Ленинградском фронте, был водителем.
12 сентября 1941 года начала действовать Дорога жизни – не имеющая аналогов в мире трасса по замёрзшей поверхности Ладожского озера. Первая же зима показала всю опасность этого маршрута. Лёд часто проламывался под машинами, а впереди ждало ещё 30 км пути, которые по берегу можно было преодолеть за полчаса. Но то по берегу.
Недалеко проходил Ленинградский фронт, где солдаты сдерживали врага на подступах к городу. А на Ладожском озере шёл совсем другой бой. 22 ноября по Дороге жизни прошла первая колонна из 60 машин. В те дни был популярен лозунг о том, что каждые два рейса спасают жизнь 10 500 ленинградцев. Но сколько они уносили? Из четырёх тысяч автомобилей, задействованных на этом маршруте, не вернулся из рейса каждый четвёртый. Часть была расстреляна немецкими самолётами, часть провалилась под лёд. Во время поездки водители не закрывали двери, чтобы успеть выскочить из уходящей под воду машины.
Ивану Маркину везло. Зимой по льду Ладоги он возил в Ленинград муку, а оттуда детей. Один только раз заболел воспалением лёгких и получил двухнедельный отпуск домой.
Стучится солдат ночью домой, а его отец, Павел Маркин, спрашивает:
– Кто там?
– Свои, – отвечает Иван.
А отец ему говорит:
– Свои дома сидят.
А дома его ждали родители, жена и двое маленьких детей.
Но насовсем Иван Павлович вернулся только в 1946 году. После окончательного разгрома немецких войск под Ленинградом в 1944-м году он отправился с войсками дальше на запад и встретил победу в Вене, после этого ещё пришлось повоевать на востоке, с Японией.
Иван Маркин вырастил троих сыновей и дочь. В жизни он был скромным человеком, любил играть на гармони. Умер 17 июня 1973 года.
Кадр из мини-сериала «Ладога» (Россия, 2014), реж. Александр Велединский
Фото из архива семьи героя