Ровно месяц назад закончился чемпионат мира-2016 по хоккею с шайбой, проходивший на ледовых аренах Москвы и Санкт-Петербурга. Отечественные болельщики по привычке ожидали увидеть финал с участием нашей сборной и Канады, но жестокая спортивная реальность всё расставила по своим местам: в 1/2 финала россияне проиграли Финляндии 1:3, довольствовавшись в итоге «бронзой». А победителями мирового турнира второй год подряд стали канадцы, выиграв в финале у наших обидчиков финнов со счётом 2:0. Сборная России в своей новейшей истории опять не смогла преодолеть проклятие домашней арены. В 2007-м на проходившем чемпионате мире в Москве наши спортсмены завоевали третье место, а ещё ранее, в 2000-м, в Санкт-Петербурге вообще остались без медалей (чемпионами тогда стали чехи). Последний раз отечественные хоккеисты побеждали на домашнем чемпионате мира в далёком 1986 году, когда «красная машина» под руководством нашего знаменитого тренера Викрора Тихонова наводила ужас на соперников и сметала всё на своём пути. Но давайте отмотаем время ещё назад, в начало 70-х годов прошлого века, и вспомним, как зарождалось «официальное» противостояние на льду европейской и американских школ.
…После незабываемого по своему накалу зрелища, которое хоккейным болельщикам подарили сборные СССР и Канады в суперсериях 1972-го и 1974 годов, весь спортивный мир задался вопросом: что дальше? Словно утренний туман, в одночасье растворилась легенда о непобедимости канадских профессионалов, которым на протяжении многих лет пели дифирамбы, а тут – поди ж ты, такой конфуз случился в матчах с русскими. Уже после первой игры (которую сборная СССР выиграла 3:7, уступая по ходу встречи 2:0) во влиятельной столичной газете «The Globe and Mail» вышла статья с убийственным заголовком «Canada mourns hockey myth» («Канада оплакивает хоккейный миф»). Правда, то же издание четыре недели спустя, сразу же после окончания встреч в Москве, словно извиняясь, поместило на первой полосе фотографию, на которой был запечатлён момент победного гола Пола Хендерсона, с аршинной надписью на всю страницу – «From Russia with glory» («Из России с триумфом»; в данном случае газетчики «обыграли» название известного фильма о британском шпионе Джеймсе Бонде «Из России с любовью» – прим. авт.).
Напомню, что в 1972 году «кленовые листья» на последних секундах вырвали победу в решающем восьмом матче со счётом 5:6, а вместе с тем – и во всей серии (четыре победы, одна ничья и три поражения). Спустя годы, вспоминая те колоссальные по своему напряжению игры со сборной СССР, «звёздный» форвард канадцев Фил Эспозито признался в одном из интервью: «Это была поистине адская серия. Никогда больше я не показывал хоккей такого уровня. С этого момента моя игра пошла на спад».
В общем, после окончания суперсерии-1972 любому разбирающемуся в хоккее болельщику стало ясно, что советские спортсмены ничуть не уступали в классе прославленным канадцам, а в каких-то компонентах (например, в игровой дисциплине) даже превосходили. И новая серия из восьми матчей между сборными СССР и Канады, состоявшаяся спустя два года, лишь подтвердила это.
- 28 декабря 1975 г., «Нью-Йорк Рейнджерс» – ЦСКА. На точке вбрасывания – армейский нападающий Владимир Петров (слева, №16) и форвард «рейнджеров» Фил Эспозито (справа, №12)
Первые четыре игры ледовой баталии-74 проходили в Канаде, где по итогам этих встреч был зафиксирован равный результат – каждая из команд выиграла по одному поединку и два матча закончились вничью. Казалось, было на что надеяться североамериканским болельщикам перед московской серией игр, но не тут-то было. В родных стенах советские хоккеисты по всем статьям переиграли заокеанских профи, выиграв три матча и один сыграв вничью. Именитые Горди Хоу, Фрэнк Маховлич, Роберт Халл, Пол Хендерсон со своими партнёрами ничего не могли противопоставить мастерству нашей сборной, которую тогда возглавлял легендарный тренер Борис Кулагин. Итоговый результат – яркая победа СССР в суперсерии-74: четыре выигрыша, три ничьи и одно поражение. Впечатляющий результат в поединке против родоначальников хоккея!
Впрочем, спортивные аналитики, детально разбирая нашу игру по ходу серии, говорили, что у советских спортсменов данные встречи выявили ряд заметных недостатков. Например, слабая игра на точке вбрасывания и невразумительная защита при жёстком канадском прессинге. Это не значит, что наши хоккеисты не могли в нужный момент включиться в силовую борьбу. Просто советские тренеры делали ставку прежде всего на технику и командное взаимодействие на льду с партнёрами. А канадцы в очном противостоянии показали свою, более агрессивную и настроенную на физический контакт игру, что для советских мастеров было, конечно же, непривычно. Иной раз заокеанские профессионалы действовали чересчур грязно на ледовой площадке. Например, в шестом матче суперсерии-72 обозлённые канадцы стали натурально охотиться за Валерием Харламовым. Сначала нашему «кудеснику шайбы» крепко досталось от Гарри Бергмана, а позже – от Роберта Кларка, после чего советский нападающий получил серьёзную травму лодыжки, пропустив следующую встречу. Тем самым, канадцы добились своей цели, временно «выключив» из игры самого опасного форварда нашей сборной...
Надо заметить, очные игры между советской и канадской командами в 1972-м и 1974-м годах были далеко не первыми, соперничество двух этих сильных сборных началось с поединка на чемпионате мира в Стокгольме в 1954-м. В том далёком году хоккеисты СССР вышли победителями кругового турнира с участием сильных команд Швеции и Чехословакии, разгромив канадцев в решающем последнем туре чемпионата мира со счётом 7:2. За 16 лет (1954-1969 гг.) хоккейные сборные Канады и СССР сыграли между собой 20 официальных матчей на Олимпийских играх, чемпионатах мира и международных турнирах. У нашей сборной было значительное итоговое преимущество по результатам этих встреч – 15 побед, одна ничья и четыре поражения.
Важную роль в том, что суперсерии 1972-го и 1974 годов стали реальностью, сыграл действующий с 1970 года запрет Федерации хоккея Канады проводить встречи своей национальной команды, составленной из профессионалов, с «любительскими» европейскими сборными на чемпионатах мира. Это решение спортивных руководителей «кленовых листьев» было принято после конфликта с чиновниками ИИХФ (Международная федерация хоккея на льду – прим. авт.) при подготовке к чемпионату мира-70. В результате до 1977 года сборная Канады по хоккею с шайбой не участвовала ни в одном международном турнире, пропустив даже Олимпийские игры в 1972-м и 1976-м годах – мечту любого спортсмена. Канадские спортивные руководители тогда чудили по полной программе: на престижную Олимпиаду-72 национальную команду они не отпустили, а вот в сентябре того же года милостиво разрешили своим профессионалам сыграть с советской сборной восемь товарищеских матчей...
Итак, после проведения суперсерии 1974 года боссы НХЛ (Национальная хоккейная лига) и ВХА (Всемирная хоккейная лига, существовала в период 1972-1979 гг., объединяя под своей эгидой хоккейные клубы Канады и США – прим. авт.) достигли договорённости с нашим руководством о регулярном проведении серии матчей между североамериканскими и советскими клубами. По сути, данное соглашение означало продолжение суперсерии между хоккейными супердержавами, только уже на командном уровне. И вот в конце декабря 1975 года, аккурат перед наступлением Нового года, два сильнейших на тот момент советских клуба – ЦСКА и «Крылья Советов» – прилетели соответственно в американские города Нью-Йорк и Питтсбург для проведения первых встреч против местных «Нью-Йорк Рейнджерс» и «Питтсбург Пингвинз». Разумеется, интерес у болельщиков к этим матчам был огромный. Достаточно сказать, что 28 декабря на встрече «рейнджеров» с армейцами на стадионе присутствовало 17 500 человек, а игру «пингвинов» с нашими «крылышками» на следующий день вживую смотрели 13 218 зрителей.
В сегодняшней статье будут приведены краткое описание и результаты игр с участием ЦСКА, действующего на тот момент чемпиона СССР. Прилетевший в Нью-Йорк состав армейцев под руководством Константина Локтева был тогда невероятно сильным. Москвичи первую встречу играли в три основных звена нападающих: Борис Михайлов – Владимир Петров – Валерий Харламов; Владимир Викулов – Виктор Жлуктов – Борис Александров; Владимир Попов – Вячеслав Солодухин – Александр Мальцев. Что ни фамилия, то легенда! Кроме того, на льду в составе команде в первом заокеанском матче периодически появлялись разноплановые игроки Сергей Глазов, Александр Волчков и Виктор Кутергин.
- Легендарное армейское звено нападающих: Борис Михайлов (слева), Владимир Петров (в центре) и Валерий Харламов (справа). Это трио с небольшими перерывами просуществовало в ЦСКА и сборной СССР без малого 12 лет, с 1969 по 1980 гг., наводя ужас на вратарей всего мира
Главным козырем у ньюйоркцев была ударная тройка нападающих Род Жильбер – Фил Эспозито – Стивен Викерс (первые двое были хорошо знакомы нашим болельщикам, поскольку принимали участие в суперсерии-72). Подтверждая свой высокий статус, каждый из первого звена форвардов «Рейнджерс» забил по шайбе, но это не спасло американскую команду от катастрофы: ЦСКА уверенно выиграл 3:7. Причём за пять минут до конца встречи счёт был вообще неприличным – 1:7! Достаточно надёжно сыграл в составе армейцев вратарь Владислав Третьяк, отразив в итоге 38 бросков из 41. Весь матч ЦСКА проводил в три пары защитников: Александр Гусев – Валерий Васильев, Владимир Лутченко – Геннадий Цыганков, Виктор Кузькин – Алексей Волченков.
Кстати, Вячеслав Солодухин на момент заокеанского турне был действующим игроком другого армейского клуба – ленинградского СКА, а Валерий Васильев и Александр Мальцев были «прописаны» в столичном «Динамо». После зарубежной поездки в составе ЦСКА эти спортсмены снова вернулись в свои родные команды.
- Бессменный вратарь армейцев Владислав Третьяк – живая легенда отечественного хоккея. Трёхкратный олимпийский чемпион, десятикратный чемпион мира, девятикратный чемпион Европы, 13-кратный чемпион СССР, лучший хоккеист XX века по версии Международной федерации хоккея – и это далеко не полный перечень спортивных побед Владислава Александровича за успешную 16-летнюю карьеру в составе ЦСКА и сборной СССР
Позвольте, но как эта троица вообще оказалась в составе московских армейцев? А всё дело в том, что по договорённости с энхаэловским руководством, ЦСКА и «Крылья Советов» получили право усилить свои составы семью игроками на двоих. В том, что спортсмен временно играл за чужой клуб во время турне, ничего удивительного нет, правилами тех далёких лет это иногда разрешалось. Но тут нужно ещё учитывать, что середина 1970-х – самый разгар так называемой «холодной войны» между СССР и США, когда любую победу (даже на спортивной арене) правительство каждой из этих стран старалось с выгодой «провернуть» на информационном поле. Поэтому перед поездкой в Америку ставки для тренера армейцев Константин Локтева были очень высоки. За поражение на международной арене партийные советские чиновники могли устроить нешуточный разнос, любая оплеуха от идеологического врага имела бы самые печальные последствия – не будем забывать, что в ЦСКА хоккеисты числились военнослужащими, и им регулярно присваивались офицерские звания. Потому-то отечественные функционеры при заключении соглашения с боссами НХЛ о зарубежном турне наших клубов заранее подстраховались и внесли в договор пунктик «о семи игроках», мудро рассудив, что даже чемпионскому составу армейцев хорошее усиление не помешает...
Вторую встречу ЦСКА проводил 31 декабря 1975 года (по московскому времени уже наступил 1976 год – прим. авт.) с «Канадиенс» в Монреале, втором по величине канадском городе. Армейский состав не претерпел перед игрой каких-либо изменений, разве что были заявлены, но не вышли на лёд Сергей Глазов, Александр Волчков, Виктор Кутергин и запасной вратарь Николай Адонин. Данная игра была, вероятно, самой зрелищной и закончилась боевой ничьей со счётом 3:3. Позже многие спортивные эксперты назовут этот матч «эталонным» и «выдающимся за всю историю хоккея ХХ века». Наверное, они правы: качество игры обеих команд оказалось на высочайшем уровне, смотреть такой хоккей было сплошным удовольствием. Стремительные контратаки, индивидуальное мастерство нападающих и вратарей, грамотная зонная защита, хитрые передачи, оставляющие не у дел опекунов, – всё было в новогодней встрече «Монреаль» – ЦСКА в избытке. И это при том, что звёздный состав канадцев, среди которых особо выделялись Иван Курнуайе, Жиль Трамбле, Ивон Ламбер и Стивен Шатт, нанёс тогда почти в три раза больше бросков – 38 против 13 у москвичей! Первый период прошёл полностью под диктовку заокеанских профи (счёт по броскам 11 – 4), и на перерыв игроки «Монреаль Канадиенс» отправились, ведя в счёте 2:0. Если бы не Третьяк, который тогда творил просто чудеса в воротах, раз за разом спасая армейцев, итоговый счёт мог быть разгромным и явно не в нашу пользу. Тогдашний тренер канадцев Скотти Боумэн после встречи сказал о нашем вратаре во всеуслышание: «Это русский лейтенант украл у нас победу». С другой стороны, ЦСКА не стушевался под мощным прессингом «Канадиенс» и аккуратно реализовывал по ходу встречи свои моменты. Особенно запомнился второй гол москвичей, автором которого стал Харламов. Получив пас, он на крохотном островке сумел переиграть канадского хоккеиста, сблизился с вратарём и, показав, что будет бросать влево, неожиданно отправил шайбу в правый угол ворот. Грамотно защищаясь, армейцы с каждой минутой понемногу набирали обороты, сумев выиграть второй (1:2) и третий (0:1) периоды, сведя, таким образом, нелёгкий поединок вничью.
- 31 декабря 1975 г. «Монреаль Канадиенс» – ЦСКА. Защитник хозяев Серж Савар (в центре, №18) блокирует бросок армейца Валерия Харламова (слева, №17)
Для проведения третьего матча армейцы снова прилетели в США, чтобы сразиться 8 января 1976 года против «Бостон Брюинз». В ЦСКА перед этой встречей произошли кадровые перестановки: вместо травмированного Владимира Петрова в первое звено к Михайлову и Харламову был поставлен Александр Мальцев. В свою очередь, мальцевское место в третьей тройке занял 22-летний форвард Александр Лобанов, а вместо Вячеслава Солодухина на роль центрального нападающего впервые был поставлен Виктор Кутергин.
Кстати, ту встречу против москвичей пропускал из-за травмы колена феноменальный по своей результативности защитник хозяев Роберт Орр, поэтому «Брюинз» вынужден был проводить игру с пятью защитниками. Возможно, это послужило причиной поражения американцев со счётом 2:5, поскольку, начиная с середины второго периода, игроки обороны бостонцев стали банально уставать, и в защитной линии хозяев площадки стали всё чаще появляться свободные зоны. Стоит отметить великолепную игру в том матче Александра Мальцева, забившего гол и дважды ассистировавшего Харламову.
Наконец, 11 января 1976 года ЦСКА проводил свой последний, четвёртый матч турне в Филадельфии против местной команды «Флайерс». У армейцев вместо травмированного Геннадия Цыганкова в этой встрече на позиции левого защитника играл воспитанник усть-каменогорской школы Владимир Локотко, а в отсутствии трёхкратного олимпийского чемпиона 1964-го, 1968-го и 1972 годов Виктора Кузькина в основу был поставлен многообещающий Сергей Глазов. Кроме того, вместо выбывшего по причине травмы Виктора Жлуктова во второе атакующее звено был поставлен вышеупомянутый ленинградец Солодухин. Разумеется, эти вынужденные ротации в составе могли сказаться на результате. Однако матч в Филадельфии запомнился нашим поклонникам хоккея не своим счётом (ЦСКА проиграл 4:1), а жесточайшей грубостью со стороны американцев. Дело в том, что боссы НХЛ, взбешённые поражениями от советских команд в первых встречах, пообещали в случае фиаско устроить головомойку менеджерам и тренерам тех клубов, которым ещё предстояло играть ЦСКА и «Крыльями». Как же – престиж лиги на кону, следует остановить русских любым способом! И решение этого вопроса, как нетрудно догадаться, быстро нашлось: физический прессинг. Если первые игры в Нью-Йорке, Монреале и Бостоне проходили достаточно корректно, то в Филадельфии с первых секунд матча со стороны американских профи началась откровенно подлая игра. Дальше процитирую стенограмму этого январского поединка-76 из спортивного еженедельника «Sports Illustrated»:
«В первые десять минут «Флайерсы» играли с русскими не просто жёстко, они буквально обрушились на них. Дэйв Шульц («Кувалда») познакомил со своей перчаткой физиономию Бориса Михайлова. Андре Дюпон («Лось») разрубил клюшкой воздух перед самым носом у того же Михайлова. Эд ван Имп «вытатуировал» причудливые рисунки на животах Александра Мальцева и Бориса Александрова. Билл Барбер лихо сдвинул шлем на голове Валерия Васильева. А Бобби Кларк вновь прошёлся своей клюшкой по колену Валерия Харламова...»
Закончилось это безобразие тем, что после грязного приёма защитника хозяев ван Импа против Харламова (удар клюшкой в область шеи) тренер армейцев Константин Локтев после небольшой паузы под гул стадиона в знак протеста увёл своих подопечных в раздевалку. Однако через некоторое время поединок снова возобновился и команды доиграли матч.
- 11 января 1976 г. «Филадельфия Флайерс» – ЦСКА. На снимке: очередная стычка между хоккеистами, на этот раз судьи разнимают Бориса Михайлова (в центре, №7) и Дэйва Шульца (в центре, №8). Поводом к столкновению послужила грубая игра американского форварда
До сих пор существует два предположения, почему ЦСКА решил тогда продолжить игру. По одной версии, последовал звонок «сверху» от высокого советского чиновника, по другой – якобы наши хоккеисты испугались, что не получат гонорар за сорванный матч. Так или иначе, но деморализованные армейцы после повторного выхода на лёд не смогли оказать должного сопротивления американцам. Об этом говорит хотя бы тот факт, что впервые в заокеанском турне ЦСКА за два периода нанёс... всего пять бросков по воротам соперника (два в первой двадцатиминутке и три – в третьей) и, кроме всего прочего, пропустил в большинстве, имея в течение двух минут преимущество в одного игрока (в начале второго периода был удалён защитник «Флайерс» Дюпон).
Подводя итоги первого заокеанского турне ЦСКА зимой 1975-1976 гг., отечественные спортивные аналитики позже признавали общий результат вполне успешным: две победы, одна ничья, одно поражение. В каждом матче московским армейцам противостояли лучшие американские и канадские профессионалы НХЛ, но игра наших спортсменов в очередной раз доказала всему миру превосходство советской хоккейной школы. К сожалению, последующий распад СССР внёс свои коррективы: сильнейшие отечественные игроки «пачками» уезжали заграницу, не в лучшую сторону изменилась методика тренерской работы, а сотни детских ледовых площадок по всей странеприходили в запустение. В последнее десятилетие наметился очевидный подъём российского спорта, но ту блистательную игру, которую в своё время показывали наши легендарные советские хоккеисты на клубном уровне, мы, вероятно, увидим ещё не скоро...
Фото из открытых интернет-источников