Никита Садковский: отец отговаривал меня от занятий самбо

visibility
Тренер о тренере, спорте и воспитанниках.

Сегодня наш гость – тренер секции самбо ДЮСШ «Спартак» Никита Садковский.  В этом году его воспитанник Захар Бедунков завоевал золото на первенстве России.


– Когда Вы начали заниматься спортом?


– На ковре с самого детства. Начинал в школе №7 – мой отец тренировал там ребятишек. Я всегда с ним ходил, как хвостик, и наблюдал за процессом, пока сам не начал тренироваться. Моими первыми соревнованиями стал отбор по дзюдо на стадионе «Металлург». Мне тогда было 6 лет. Отбор я выиграл, но на соревнования меня не взяли, так как мой соперник Михаил Диянов был более перспективным борцом.


– А что Вам больше всего по душе – дзюдо или самбо?


– Самбо. Но школа общая, так что мы практикуем и то, и другое. Дзюдо – это прикладной вид спорта.

Отец не хотел, чтобы я занимался борьбой – волновался за меня. Но мне деваться было некуда. Рядом был очень хороший коллектив, мне нравилось общаться с ребятами. Так что решение было очевидным.


– Что Вам давалось сложнее?


– В самбо никаких проблем не было. Гораздо сложнее было перебороть мнение отца. Был момент, когда очень хотел поехать на соревнования, а он стал меня отговаривать. А когда я подрос, он уже учитывал моё мнение и считался с решениями.


– Как он Вас учил?


– Очень строго. Если в других секциях сын тренера получал какие-то послабления, то в моём случае всё было наоборот. В те годы у нас был большой коллектив, а значит, – серьёзная конкуренция. Отец всегда меня корил, указывал на малейшие просчёты. Стресс был большой. Но меня поддерживали друзья, особенно Владимир Красногорский.


– Помните свою первую победу?


– Раньше в Выксе проводилось первенство города. Его проводили там, где сейчас тренируются самбисты ДЮСШ «Выксунец», возле магазина «Перекрёсток». На соревнованиях было очень много народа, и царила напряжённая атмосфера. Тогда я занял третье место.


– А у Вас серьёзные травмы были?


– Конечно. Я с ними практически живу. И с каждым годом с увеличением нагрузки они случаются чаще. И блин от штанги на ногу ронял, уши ломал, нос и другие части тела. Постепенно к травмам привыкаешь и вспоминаешь такие моменты с улыбкой. Однажды во время разминки неправильно приземлился на запястье и сломал его. Пришлось завершать тренировку со сломанной рукой, а потом идти в больницу.


– Если бы не борьба, то чем бы Вы занимались?


– Пошёл бы в армию. На военной службе были и дед, и отец. Вообще считаю, что мне проще жить, поскольку всегда есть с кого брать пример. В моей жизни главный пример – отец. Он служил в ВДВ, и я всегда старался быть похожим на него. В ВДВ не попал, но решил ступить на тренерскую стезю. Отец говорил, что я ещё молодой. Но я настоял, сказал, что хочу быть на него похожим, хочу стать лучше. 


– Кто Ваш кумир?


– Старался быть похожим на Руслана Багдусаряна, самбиста из Павлова. Сейчас он заслуженный мастер спорта. Наши ребята боролись с ним на областных турнирах.

Мне нравится его техника борьбы и то, как он себя преподносит. У него есть одна особенность – всегда идти напролом. Это качество я и стараюсь перенимать у него. Очень хорошо дружим. Когда с ним общаешься, то заряжаешься от него энергией и настроем идти только вперёд.

Есть ещё один пример – Владимир Красногорский. Он тоже мастер спорта, а также мой друг и главный мотиватор. В трудную минуту всегда поддерживал. Когда я с чем-то не справлялся, звонил ему, и мы вместе обсуждали проблему.


– После того, как Вы стали тренером, участвовали в соревнованиях?


– Иногда выезжаю, чтобы поддерживать форму и показать пример для ребят. Но главное, чтобы вновь ощутить атмосферу, адреналин, выплеснуть эмоции. Но повышать свой разряд до мастера спорта не планирую. 

Сейчас у меня другая цель – довести ребят до этого разряда. Всегда приятно, когда именно твой воспитанник завоёвывает медали, становится мастером спорта.  Для детей я всегда стараюсь быть в первую 

очередь опорой, а уже потом тренером.


– Сколько человек занимается в секции?


– Около 150. Это и старшие, и молодые ребята.


– Какими качествами должен обладать самбист?


– Он должен быть мужественным и сильным. Мы стараемся закалять характер своих воспитанников, учить их храбрости и отваге. Ведь важно воспитать не только самбиста, но и хорошего человека.


– С какого возраста ребёнка можно отдавать в самбо?


– Примерно с восьми. Но у нас бывают дети, которые начинают в шесть лет и даже в четыре года.


– С чего начинается обучение?


– Сначала учим ребят страховке, объясняем, как правильно падать. Если у ребёнка будет много травм, то он мало чего сможет добиться в борьбе. В качестве разминки играем в регби и футбол. Но чаще всего в регби, так как это более контактный вид спорта. Иногда вводим в него свои правила с элементами борьбы.


– Как не расстраиваться из-за поражения и что делать, чтобы от побед не закружилась голова?


– У нас случаев звёздной болезни практически не бывает. Ребятам изначально объясняем, что, несмотря на большие победы, всегда можно быть лучше и идти вперёд, не останавливаясь. Что же касается поражений – бывает, что маленькие дети расстраиваются, когда проигрывают. Но я им всегда говорю, что они все молодцы, что они старались, у них ещё всё впереди. Объясняю, что нет спортсмена, который постоянно вы-игрывает.


– Что для вас самбо?


– Счастье.

самбо.jpg

Никита Садковский (в верхнем ряду первый слева) со своими воспитанниками. В центре его отец – Евгений Садковский

Досье "ВР"

Никита Евгеньевич Садковский родился в Выксе 10 августа 1995 года. Учился в школе №8. Окончил Выксунский металлургический колледж им. А. Козерадского и курсы тренера в институте им. Лобачевского. Спортивный разряд – КМС (кандидаты в мастера спорта). Начал заниматься самбо в 2001 году. Тренером стал в 2013-м.

Фото из архива Никиты Садковского