В октябре его воспитанники вместе с рукопашниками Владимира Мартьянова и Александра Суроегина боролись в Туле и завоевали шесть медалей. О спортивном пути Максима Михайловича наш разговор с ним.
– Как пришли в рукопашный бой?
– Обыкновенно. Записался в секцию и стал тренироваться у Владимира Мартьянова. Просто захотелось испытать себя. До этого занимался футболом и тхэквондо. Родители положительно отнеслись к моему решению и гордились мной.
Несмотря на то что в секции были напряжённые тренировки, атмосфера царила дружелюбная. Всё проходило на позитиве. Все воспитанники старались показать высший результат.
– У Вас были серьёзные травмы?
– Самая тяжёлая, которую когда-либо получал – перелом ребра на тренировке. В основном они были небольшие.
– Спорт помог Вам в жизни?
– Конечно. В секции у меня появились хорошие друзья и знакомые. Большинство людей, с кем общаюсь, так или иначе связаны со спортом. Кроме того, рукопашный бой помогает в любой серьёзной ситуации постоять за себя.
– Чем он отличается от других видов спорта?
– По большей части ничем. Здесь так же воспитываются дисциплина и воля. Думаю, что он более динамичный и активный. В России это относительно молодой вид спорта, однако быстро развивается. В нём больше разнообразия и приёмов. Мои воспитанники сейчас борются намного лучше, чем я в их возрасте. Это максимально универсальный вид спорта.
- Максим Михайлович Калачёв родился 13 мая 1980 года в Выксе.
- Окончил девять классов в школе №11 и профессионально-техническое училище №2.
- Начал заниматься рукопашным боем в 1995 году у тренера Владимира Мартьянова.
- Мастер спорта по рукопашному бою.
- С 2012-го по настоящее время – тренер ДЮСШ «Спартак».
– То есть рукопашный бой закладывает фундамент для других видов единоборств?
– Скорее наоборот. Самбист, например, может быть, и без труда обучится этому, тогда как рукопашник не всегда может овладеть самбо. В рукопашном бою используются самые разные техники – от бросков и удушающих приёмов до ударов ногами и бокса.
Есть в этом интрига, так как никогда не знаешь, какую технику использует соперник. Все борются по-разному. У меня, например, несколько воспитанников занимались самбо, а один – тхэквондо. Стиль боя у них, соответственно, разный. Кто-то лучше бьёт ногами, кто-то хорош в партере. Я, в свою очередь, специализировался на боксе и борьбе.
– Какая экипировка должна быть у спортсмена?
– Кимоно, белые штаны, белый верх, красные и синие перчатки и шлемы, щитки.
– Какой приём более болезненный?
– Удар ногой в голову. Он самый неприятный.
– Что побудило Вас стать тренером?
– Наверное, просто не хотелось бросать спорт. К тому же было желание передать опыт и мастерство следующему поколению спортсменов. Первые полгода тренерской работы были тяжёлыми, впечатления – смешанными. Первую группу воспитанников никак не мог настроить на занятия. Но постепенно пришёл опыт, и всё наладилось.
Не призываю каждого бороться на соревнованиях до конца, когда вижу, что соперник очень силён. Стараюсь, чтобы ребята возвращались невредимыми.
В первую очередь делаю из них хороших людей.
На фото: тренировка на стадионе «Авангард». Наставник справа
– Сколько детей занимается в секции?
– Сейчас около 70. Самые маленькие приходят в возрасте 5-6 лет. В основном из группы 50 человек остаются двое, а то и никто не остаётся.
Ребёнка невозможно заставить делать то, чем ему заниматься не хочется.
Когда он достигает определённого возраста, может записаться в общую группу и готовиться к соревнованиям согласно своей возрастной категории.
– Как проходят тренировки по рукопашному бою?
– Сначала разминаемся, а после боремся либо в стойке руками и ногами, либо в партере, используя захваты и болевые приёмы. Завершаем всё растяжкой. Это стандартная тренировка.
Практические занятия помогают вести более опытные воспитанники. Они демонстрируют приёмы, если кто-то из ребят не понимает, объясняю, показываю, какие ошибки он совершил, и подправляю их. Пытаюсь развивать у своих подопечных сильные стороны.
Тренировки провожу в ФОКах «Олимп», «Спартак» и на стадионе «Авангард».
– Как часто Ваши подопечные принимают участие в соревнованиях?
– Турниров по рукопашному бою очень много. В основном ездим от 10 до 15 раз в год. Расходы берёт на себя управление физической культуры и спорта округа.
– Что для Вас рукопашный бой?
– Это, однозначно, моя жизнь.
Фото автора и из архива Максима Калачёва