В советское время часто можно было слышать поговорку: «Было у матери два сына: один умный, другой футболист». Каков точный смысл этого разговорного «изыска», сказать трудно.
И всё же настоящие мастера ломают стереотипы. А ещё они прибавляют многое к нашим знаниям о футболе, к его восприятию; влияют на будущее игры в техническом смысле и в нравственном – словом, становятся явлением. Николай Скороделов из их числа.
Он родился 21 декабря 1954 года в живописном посёлке Виля. У его родителей, Александры Егоровны и Евгения Михайловича, уже был один сын – Виктор. Он увлекался футболом. Но профессиональным футболистом стал Николай. Он был просто рождён для игры и вопреки «зубоскальной» поговорке отличался прекрасными умственными способностями.
За плечами не было никакой подготовки, какая уж там футбольная школа! Уличные матчи, в которых до самозабвения играл Николай, и стали его первыми спортивными уроками. «Отец работал на металлургическом заводе в вилопрокатном цехе бригадиром слесарей. Мать – в железндородном, бухгалтером, – вспоминает Николай. – Держали корову, поросят, кур. За домом находился участок, где выращивали овощи. Жили не богато. Мать выкраивала деньги на школьные обеды, но мы их не тратили – откладывали, чтобы приобрести футбольный мяч. Помню, как купив его, бежали всей ватагой ребят с улицы на футбольную поляну. Ставили деревянные ворота из берёз и играли. Бегали босиком, ноги болели от порезов и ссадин, но мы не обращали на это внимания, так были влюблены в футбол!
С наступлением первых морозов играли в хоккей с мячом на вильском пруду: коньки привязывали к валенкам, брали самодельные клюшки. Позже отец купил настоящие хоккейные коньки. Спортивная жизнь в те годы била в посёлке ключом. Особенно многолюдно было на противоположной стороне пруда. В лесу находилось поле, образованное после войны на месте базировавшегося там полка артиллерии. На нём стала играть местная футбольная команда, в которой защитником был мой отец, а затем и брат».
Это была целая династия футбольных защитников. «Корняши» – так называли в посёлке Скороделовых, ведь все они были крепкие да коренастые. А ещё так подавали угловые удары у чужих ворот, что они не раз приводили к победе.
«Всех футболистов любили и уважали, а мы бегали смотреть, как старшие тренируются, – добавляет Николай. – Меня в команду не брали – боялись, что я самый маленький, травмируюсь. И я подавал мячи, выбитые за ворота. Именно так и начинается футбол для мальчишек. Зато в выходные, когда поле было свободно, мы «пылили» тут с утра до вечера до упаду, даже обедать не ходили».
В восемь лет Николай пошёл в первый класс. «Здесь любовь к спорту мне привила учитель по физкультуре Евгения Ивановна Бушуева. Она была преподавателем от бога. Именно Евгения Ивановна научила нас ходьбе на лыжах, лёгкой атлетике. Особенно хорошо вела занятия по гимнастике. Теперь я понимаю, что очень многое для освоения финтов в футболе дала игра в салочки, поскольку для успеха в ней надо быть ловким, быстрым, координированным, уметь мгновенно менять направление движения, резко тормозить, делать рывки с ускорением. Эти качества очень важны для защитника. Спасибо и Ивану Александровичу Перепелову, который работал вторым учителем и занимался с нами футболом. Уже тогда мы выезжали на соревнования, а в школе играли класс на класс».
Первая грамота за успехи в городских соревнованиях по футболу на приз клуба «Кожаный мяч» датирована 1964 годом, где команда Вильской школы заняла второе место. Николай был признан лучшим правым защитником вместе с Виктором Трусилиным. В Виле в то время было 6-7 команд, которые постоянно сражались между собой и с соперниками из других посёлков. Особенно сильны были ребята из Ляпухи – Саша Сизов, Саша Ерёмин, Саша Баранов, Володя Исаев, Володя Баранов, Слава Куплинов, Юра Гусев, Виталий и Саша Шибаковы. Начинали старшие братья, которых сменяли младшие, в общем, играли целыми династиями: Стефановичи – Виктор и Юрий; Трусилины – Виктор, Володя, Василий, Сергей, Николай; Барановы – Александр и Владимир; Шибаковы – Виталий и Александр; Скороделовы – Евгений, Анатолий, Виктор, Николай.
«Когда отец играл за команду посёлка, всегда брал меня с собой. Помню, как приезжали команды из Навашино, Кулебак, Велетьмы, Шиморского, Тамболеса, Досчатого, Саваслейки, Мурома, и почти всех вильские футболисты побеждали. Народ на футбол шёл как на праздник: играл духовой оркестр, и кто сидя, кто стоя болели за свою команду.
В 12 лет отец впервые взял меня на стадион «Металлург» на большой футбол. Впечатление от этого зрелища осталось на всю жизнь. В тот день играли вечные соперники – «Авангард» и «Металлург». В «Металлурге» в защите стоял мой дядя, брат отца – Анатолий, и я любовался его игрой. Это был финал Кубка города, и со счётом 2:1 победил «Авангард». Я не знал правил, кроме как нельзя трогать мяч руками и нужно забивать голы. Отец объяснил, что «Металлург» играет в красных футболках, а «Авангард» – в синих. С тех пор я старался не пропускать ни одного матча. Тогда за «Авангард» играли Виктор Засорин, Юрий Крылов, Виктор Пивиков, Юрий Машунин, Юрий Яковлев, Станислав Кирцов, Владимир Лиданов, Виктор Бауськов, Николай Мирошкин, Анатолий Сорокин, Алексей Митьков, Анатолий Шаров; за «Металлург» – Сергей Кузьмин, Геннадий Вдовин, Владимир Грамотов, Виктор Громченко, Виктор Круглов, Валерий Сов-цов, Виктор Шпанцев, Анатолий Скороделов и др. Глядя на них, я мечтал стать тоже настоящим футболистом».
Шли годы, Николай окреп, физически возмужал, набрался сил и продолжал участвовать в школьных соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч». В 1972 году он окончил школу и осенью того же года устроился к отцу в вилопрокатный цех учеником электрика. В мае 1973-го Родина «позвала» в ряды Вооружённых сил: на финской границе в пограничных войсках на берегу Баренцева моря и проходила служба Николая.
Армия закалила, впрочем, о большом футболе там и не мечтал – играли только подразделение на подразделение. За хорошую службу получал грамоты, стал отличником боевой и политической подготовки. В 1975 году демобилизовался. Вчерашний солдат вновь устроился на металлургический завод, в родной цех, на котором успел потрудиться до армии. Продолжал играть в футбол на первенстве завода за свой цех, и за команду посёлка Виля на первенстве района.
Кто знает, как сложилась бы судьба нашего героя, если бы не тренер «Металлурга» Сергей Захаров. Именно он в 1976 году взял Николая в свою команду. Поворотным стал всё тот же 1976 год, тогда «Металлург» обыграл в дополнительной встрече команду из Балахны, обеспечив себе место для игры в первой группе городов.
Первый матч за «Металлург» Николай провёл в Навашино. Молодой футболист заменил травмированного Вячеслава Крыгина. И с этого самого момента до 1983 года (причём без замен) был основным игроком команды. С 1978 года наступил его «звёздный час». Николай вспоминает: «Это были лучшие годы, проведённые в команде при тренере Сергее Захарове. Он был человеком высокой культуры. Ему, возглавлявшему «Металлург» с 1975 по 1982 год, за эти семь лет пришлось пережить и множество нападок, и восторженную хвалу. Захаров умел сохранять хладнокровие, продолжая делать своё дело и безошибочно подбирать игроков под свои тактические концепции. Он требовал от футболистов строгой и самоотверженной игры, сыгранности линий защиты, полузащиты и нападения, взаимной подстраховки. Пожалуй, самым важным качеством этого тренера было умение разбираться в людях и сплачивать вокруг себя тех, на кого он полностью полагался. Это давало плоды. На тренировочных сборах в Геленджике нагружал нас по полной программе, до «седьмого пота». В 1978 году вместе с командой выиграл чемпионат области, а в 1979-м – Кубок, добившись тем самым участия «Металлурга» в Кубке СССР среди производственных коллективов. Позже судьба свела меня ещё с одними прекрасными тренерами «Металлурга» – Вячеславом Крыгиным и Евгением Поповым. Оба они были великолепными наставниками».
Последний матч Николай сыграл 10 октяб-ря 1983 года с командой «Авангард», где получил травму колена и завершил свой спортивный путь. Но и сегодня Николай Евгеньевич считает, что футбол – это не просто зрелище, это жизнь, в которой крайне важна преемственность. Наверное, именно поэтому его внук, пятилетний Миша, мечтает стать футболистом, как дед.
Феликс Берлин. Фото из личного архива Сергея Захарова