Всякое семя знает своё время

visibility
Краткий обзор апрельских публикаций «ВР», вышедших в печать 80 лет назад.

Второй месяц весны в царской России считался ключевым периодом, поскольку именно в апреле наши крестьяне традиционно сеяли рожь, пшеницу, овёс и прочие сельхозкультуры. В довоенном СССР весеннему севу тоже придавали огромное значение, все газеты страны наперебой восхваляли передовиков колхозных полей. Как известно, злаковые испокон веков являлись важнейшим компонентом в пищевом рационе славян, и любой срыв в советском посевном графике грозил председателям колхозов крупными неприятностями. В нынешнем XXI веке широко распространён стереотип, что в сталинскую эпоху существовал строгий порядок, а все люди в едином трудовом порыве стремились к коммунизму. Ну что ж, пролистаем старые подшивки «ВР» за апрель 1940 года и сравним, насколько эти представления близки к реальности.

«В колхозе имени Дзержинского (д. Осиповка) плохо заботятся о подготовке к весеннему севу. Семян не хватает больше половины. Инвентарь не ремонтирован. Кони истощены, корма на исходе», – сигнализировал «Выксунский рабочий» 17 апреля (№89) в заметке «На них не каплет».

«Члены колхоза имени 17 партсъезда А.В. Мазурина и М.А. Белякова растранжирили ссыпанный в их подполья семенной картофель, а правление и ревкомиссия не принимают мер к взысканию», – о конфузе в д. Пустошке наша газета сообщала в выпуске №91 от 20 апреля.

«За пять дней в колхозе имени Жданова вспахано 98,5 гектара, из которых только 9 гектаров засеяно овсом, – гласила заметка от 24 апреля (№95) «В Чупалейке сеют медленно» о слабой работе государственных машинно-тракторных станций (МТС). – Следует, однако, заметить, что в целом тракторная бригада работает не на полную мощность, так как топливом тракторы не обеспечены».

И такие схожие публикации появлялись регулярно – вплоть до окончания посевной.

«Три трактора МТС стоят в колхозе имени Красной Армии. Вместо работы два из них стоят с 21 апреля вследствие недоброкачественного ремонта, – так начиналась статья о невесёлом положении дел в посёлке Мотмосе («ВР» №97 от 27 апреля 1940 г.).Одному трактору сразу пришлось делать перетяжку, а после перетяжки, не доведя его даже до поля, расплавили подшипники. На другом тракторе расплавили подшипники ещё на пути из МТС в колхоз… После ремонта, 24 апреля, при выходе на пахоту на нём вторично расплавили подшипники. Всего в колхозе вспахано 27 гектаров, из них 22 засеяно».

Завершалась эта публикация весьма многозначительным выводом: «Выполняя дневную норму на 100%, колхозники стараются лучше провести весенний сев, но без помощи бригады МТС дело идёт медленно».

У читателей, возможно, уже возник вопрос: как могли партийные и колхозные руководители допустить такое безобразие? А с отчётностью как раз всё было в порядке, районные начальники ещё в конце зимы заверяли читателей на страницах «ВР» об успешном проведении будущей посевной кампании. За три недели до начала сева наша газета сообщала, что в районную МТС прибыли 12 новеньких газогенераторных тракторов, и потому в колхозах имени Ворошилова (с. Полдеревка) и «Новая жизнь» (д. Гагарская) планировалось довести механизированные сельхозработы до 70-80%. Однако это на бумаге, а на деле…

17 апреля (№89) в рубрике «На полях колхозов» была опубликована информация о старте посевной в Туртапке: 

«Полевые работы в колхозе имени Парижской Коммуны начались 14 апреля. За два дня вспахано 7 гектаров, засеяно овсом 5 га. Вчера в поле работали на 16 конях».

Ну как при царе Горохе, честное слово! Что же получается – имеем в наличии целый парк тракторов, а пашем на лошадях?! Однако пелена таинственного масштабного сбоя районной сельхозтехники была сорвана 28 апреля 1940 года, когда в «Выксунском рабочем» вышла статья «О работе МТС на весеннем севе» (№98):

«Заслушав доклад директора МТС тов. Коновалова о работе МТС на весеннем севе, бюро райкома ВКП(б) отмечает, что начало работ тракторных бригад было неорганизованным, бригады прибыли в колхозы с запозданием, приёмка тракторов бригадирами производилась не тщательно, ряд тракторов приняты с дефектами и, как следствие, вышли из строя в пути следования…»

Попутно выяснилась причина массовых расплавлений подшипников: оказывается, трактористы при смене масла не закрепляли пробки, в результате чего «за первые пять дней работы у девяти тракторов было расплавлено 13 подшипников».

Вот так из-за банальной халатности многие районные колхозы в апреле 1940 года лишились техники. Но самое абсурдное объяснение директора машинно-тракторной станции о простое некоторых тракторов звучало следующим образом: «В колхозах им. Жданова и «Красная Заря» газогенераторные тракторы не были использованы из-за отсутствия горючего – чурок».

Поясним – подобную технику массово завозили в северные области СССР, где жидкое топливо традиционно было дорогостоящим. Газогенераторные тракторы имели ряд недостатков (целую колонну этих гусеничных машин доставили в Выксунскую МТС в 1939-1940 годах), но зато работали на дешёвом топливе – маленьких полешках. Как могла возникнуть эта нелепая ситуация с дефицитом деревянных чурок, непонятно. Тем более в нашем богатом лесными недрами районе, где действовала на тот момент мощная лесоторфодобывающая организация, поставляющая заводу десятки вагонов дров в сутки?!

И всё же стоит отметить, что посевная кампания 1940 года, пусть и с небольшими задержками, в целом завершилась благополучно. Пролистывая довоенные пожелтевшие страницы «Выксунского рабочего», лишний раз можно убедиться в том, что успешный итог районных полевых работ зависел не только от грамотного председательского управления, но и от личной ответственности наших колхозников – малограмотных и трудолюбивых деревенских жителей.

век-ВР-1.jpg

Фото автора. Рисунок Александры Киселёвой