Его отец Иван Петрович в 1941 году стал участником Второй мировой войны, проходившей в Иране. Через год он бился с фашистами в родной стране. С боями прошёл Польшу, Венгрию, Чехословакию, Германию. Грудь старшины Луговского украсили многочисленные медали, в том числе две самые ценные для него – «За отвагу». В 1946-м он вернулся в родную станицу Кисляковскую Краснодарского края. Через четыре года вместе с семьёй, где подрастали две дочки, Лидия и Светлана, и сын Володя, для которого отец был примером во всём, переехал в город Батайск Ростовской области.
– Река Дон для нас, подростков, была особо притягательной. Мы здесь проводили всё свободное время, – рассказывает Владимир Иванович. – Я не раз наблюдал за полётом отливавших серебром стальных птиц и мечтал о том, что когда-нибудь сяду за штурвал самолёта. В 9 классе меня приняли в учебно-авиационный центр Ростова. В мае 1966 года на самолёте Як-18 я впервые самостоятельно поднялся в небо. Полёт прошёл нормально. Был уверен в том, что буду осваивать и другие самолеты. Но не получилось. В стране начало развиваться вертолётостроение. И мне невольно пришлось ответить на призыв: «Комсомол – на вертолёты!».
После окончания в 1968 году Краснодарского военного училища лейтенанта Луговского направили в Прикарпатский военный округ. Служил лётчиком на вертолёте Ми-6, затем стал командиром отряда. Черезчетыре года его перевели в десантно-штурмовую бригаду Закавказского военного округа.
От Херсона до Кандагара
В середине 1970-х годов вертолёт опытного лётчика пересёк границу Польской народной республики, где в военные годы проходили дороги отца. Его эскадрилья в течение шести лет охраняла небо этой небольшой страны. Затем отправились на новое место службы – в Херсон.
– В декабре 1982 года я был заместителем командира отдельного транспортно-боевого вертолётного полка, – вспоминает Владимир Иванович. – И тут пришёл приказ о замене заместителя командира одноимённого полка в Кандагаре. 10 января 1983 года возглавил экипаж боевого вертолёта Ми-8, а затем десантно-транспортного вертолёта Ми-6. До ноября налетал 450 часов и совершил 560 боевых вылетов. Душманы не однажды пытались нас подбить. Им это удалось сделать в июле, но экипаж не пострадал. Мы успешно выполняли поставленные перед нами задачи по высадке десанта, перевозке боеприпасов и ГСМ. Эвакуировали раненых и досматривали караваны противника с оружием. В феврале следующего года вернулись на базу в Херсон.
По приказу командования
Впереди было небо некогда враждебной для нас страны, где в военные годы побывал его отец. Четыре года заместитель командира полка лётчик Луговской охранял воздушное пространство Германии, затем прибыл в Одесский военный округ. Предстояли новые испытания.
На Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года произошла авария. По приказу командования на её ликвидацию был отправлен экипаж Луговского.
– Около трёх месяцев наш вертолёт сбрасывал груз на взорвавшийся реактор, проводил в 10 метрах от земли дезактивацию полей и лесов, – рассказывает Владимир Иванович. – И вывозил из зоны аварии уцелевших людей. Никто тогда не думал о последствиях. Мы просто выполняли свой долг.
Родина отметила подвиг лётчика медалью «За спасение погибавших людей», которая добавилась к самым важным для него наградам: ордену Красной Звезды и медалям «За безупречную воинскую службу» трёх степеней.
Служба продолжилась в Одесском военном округе. В 1994 году лётчик 1 класса уволился из Вооружённых сил в должности заместителя командира авиационной бригады и в звании полковника. За 28 лет он налетал более 3,5 тысячи часов. Это очень большой показатель. Надо было налаживать жизнь на гражданке, которая началась в непростое время.
Из Украины в Россию
Луговской съездил в гости к старшей сестре Лидии, ставшей Быстровой. В Выксе с ней, приехавшей сюда по направлению от института, проживала их мама Мария Максимовна. Отца давно уже не было в живых.
После этой поездки Владимир Иванович с женой Ларисой Петровной и взрослыми сыновьями Андреем и Сергеем принял решение о переезде. Кстати, его сыновья мечтали пойти по стопам отца. Сергей даже совершил восемь прыжков с парашютом. Но обоих подвело здоровье, которое у лётчиков должно быть богатырским. Они окончили технический вуз, стали инженерами.
С жильём, можно сказать, Луговским повезло. В Выксе один из предприимчивых американцев вёл строительство трёх домов, предназначенных для семей военных, служивших на Украине, в Прибалтике и Казахстане. Они стали владельцами трёхкомнатной квартиры, где в 2003 году поселился вместе со своей семьёй сын Сергей. Семья Андрея осталась в Одессе. В том же 2003 году их родители купили дом в Досчатом. «Ближе к земле», – комментирует свой переезд Владимир Иванович.
Трудно было с работой. Но вскоре решилась и эта проблема. Лариса Петровна устроилась на завод ЛМК, а Владимир Иванович служил в системе МЧС. В 2011 году с должности оперативного дежурного администрации Выксы он ушёл на заслуженный отдых.
Воспитание патриотов
В 2007 году в Совет ветеранов Выксы влилась недавно созданная первичная организация ветеранов войны, Вооружённых сил и правоохранительных органов. Её руководителем стал бывший военком полковник запаса Олег Звездин.
В состав первички, главной задачей которой стало патриотическое воспитание молодого поколения, вошёл и Луговской. Ветераны проводили уроки мужества в школах и в ДООЦ «Лазурный», встречались с ребятами, которым предстояло служить в армии. В 2015 году Владимир Иванович был избран в состав пленума Совета ветеранов Выксы и в комитет ветеранов войны и Вооружённых сил. На встречах со школьниками и ребятами, отдыхавшими в «Лазурном», полковник в отставке рассказывал о своей службе Отечеству и не раз видел, как загораются глаза у тех, кто мечтает стать покорителем небес.
Жизнь ветеранов сейчас ограничена, из-за пандемии коронавируса жителям 65+ приходится быть дома. Но мы надеемся, что со временем всё нормализуется. И дети вновь будут внимать рассказам классного лётчика, мечтать, как и он когда-то, дотянуться до облаков.
Германия, 1990 год. Семья Владимира Луговского, слева направо: Андрей, Лариса Петровна, Владимир Иванович, Сергей
Фото из архива героя статьи